Человек был слишком стар...

Николай Челомбитько
          Говорят культура сближает людей и целые народы. Но это, как мне кажется, касается обычных, нормальных людей. Если культура в руках тех, кто хочет воспользоваться ею как оружием против других, она может поражать ещё больше, чем пушки. И выветриваться дольше, чем американские атомные бомбы в японских городах.

          Нередко одни и те же «стрелки» от культуры направляют своё оружие то в одну сторону, то в другую. И подчас не понять, кто для них друг, а кто враг. Кого их оружие поражает больней. 

          Мне не раз приходилось (да и приходится) иметь дело с такими «стрелками». К сожалению, они – не какие-то «заблудшие овцы»  а  солидные,  заслуживающие того, чтобы  к    ним   прислушивались.
Я знал Леонида Макаровича Кравчука ещё по Киеву. Он был ярым и убеждающим борцом против националистов. Его аргументированные выступления в СМИ вызывали доверие. Это повело за ним тех, кто избрал его первым президентом Украины. Повёлся и я. Но об этом позже. Сейчас он не сходит с экрана украинских каналов. Но его компартийные выступления, как мне кажется, были более убедительными.

          Возвращаюсь к культуре. Общество «Украина» принимало много зарубежных украинцев.  На встречи с ними мы часто приглашали деятелей культуры Украины. Больше всего запомнились  умные и просоветские выступления Виталия Коротича и Дмитра Павлычка. Наших националистических гостей из-за океана это иногда  раздражало, но чаще заставляло задуматься.  И как не поверить талантливым стихам Дмитра Павлычко, которые он создал в молодости:

                Та здавалось мені, що не ворони,
                А бандерівські  хижі кати
                Прилетіли в покинуті сторонни
                Заховати криваві сліди.

          После распада Советского Союза Дмитрий Васильевич  - активный общественный деятель,  депутат и дипломат. Много и плодотворно пишет, искренне поддерживает националистов. Но когда мне хочется сказать что-то поэтическое и сильное против национализма – я открываю томик стихов раннего Дмитра Павлычко. 

          Менее талантливые вылезают на трибуну «майдана» и гонят свою «пургу», пересыпая её бранными и матерными словами.
А некоторые, совсем бесталанные, но имеющие отношение к культуре, берут в руки биты и камни. Попал и я в подобную историю.

          Я ещё в Киеве знал, что в километрах 80 от Эдмонтона создан музей под открытым небом – Село украинского культурного наследия. В музей были свезены со всей Канады настоящие аутентичные дома и хозяйственные постройки колонистов – переселенцев с Украины в период  1882-1930 годов, демонстрировался быт украинцев Канады. Это памятник первой украинской семье.
Конечно, мне очень хотелось посмотреть этот музей.

          Мэр Эдмонтона В.Гавриляк поручил своему помощнику свозить меня в Село. День был чудесным. Дорога,  как зеркало. Домчались быстро. Припарковались у входа. Здесь красовалась огромная мемориальная таблица с именами и фамилиями первых иммигрантов и поселенцев.

          Задержались у доски. Сопровождающий стал рассказывать, что знает, о музее.Затем, вдруг, оживился, увидев вдали человека. Сказал, что нам очень повезло – здесь оказался один из создателей музея -  известный в провинции Альберта зажиточный украинец.

          Я остался  рассматривать ближайшее строение, пока сопровождающий пригласит интересного мне человека. Это был высокий, сухой, лет восьмидесяти  старик. Я, радушно улыбаясь, пошёл ему навстречу, готовясь протянуть руку.

          Вдруг старик неожиданно наклонился, поднял большой камень и, стремясь приблизиться ко мне со словами: «Геть, комуняка!» изо всех сил бросил камень в меня. Но мне не пришлось даже уклоняться. Камень не долетел, потому что был слишком тяжёлым, а старик - слишком старым.