Астрономический детектив ч. 1

Евалмер
Год 1476…

Папа Римский, обеспокоенный неуклонной тенденцией расхождения христианских праздников с их календарными датами (в честности, тем, что Рождество Христово, приуроченное к дате зимнего солнцестояния, стало отставать от этого астрономического события уже на 10 суток), решил провести реформу существующего календаря. И предложил самому выдающемуся астроному этого времени – Иоганну Мюллеру (по кличке Региомонтан) прибыть в Рим на аудиенцию для обсуждения деталей предстоящей реформы. Региомонтан незамедлительно согласился принять из рук самого Папы почетные лавры реформатора векового летосчисления и тут же (в день прибытия в Рим) помер: не то от радости, не то от карающей десницы Господа Бога, не желающего допускать нарушения устоявшегося порядка вещей в деле летосчисления.
Именно последняя версия трагического происшествия получила широкое распространение на бытовом уровне Европы, связавшем внезапную смерть мужчины в самом расцвете сил именно с божественной карой нечестивца, осмелившегося бросить вызов установленному свыше порядку летосчисления.
При этом, мало кто сумел разглядеть связь столь скоропалительной кончины Региомонтана в возрасте 40 лет со столь же скоропалительной смертью (15 годами ранее) его учителя – Георга Пурбаха в еще более молодом возрасте: 38 лет…

Георга Пурбаха (1423-1461) по праву можно считать основоположником всей современной астрономии. Именно этот человек взвалил на себя непомерный груз отделения астрономии от астрологии, замыслив составить первое в мировой истории учебное пособие по астрономии, где в популярной и легко доступной для самых широких масс общественности форме изложил науку о звездах, без разного рода астрологических прикрас. Именно в разгар этой работы Пурбаха и настигла (на 38-м году жизни) скоропостижная смерть.
Справедливости ради, следует отметить, что дело Пурбаха с честью завершил его ученик. Региомонтан издал главный труд своего учителя в 1472 году под названием «Новая теория планет», после чего в течение почти двух веков (до появления книги Коперника «Об обращении небесных сфер») именно эта книга являлась самым популярным руководством по астрономии. А сам Региомонтан по праву заслужил звание крупнейшего астронома своего времени.
И нет ничего удивительного в том, что со смертью Региомонтана процесс становления современной астрономии полностью остановился, как остановился и процесс реформирования юлианского календаря.
Римский Папа, весьма раздосадованный внезапной кончиной великого астронома в день назначенной аудиенции по реформированию календаря, тут же обращается с аналогичным предложением к ученику Региомонтана – Бернхальду Вальтеру (1430-1504), который, в отличии от своего учителя, категорически (насколько это было возможно) отказывает Папе, ссылаясь на свое «неполное» владение вопросами летосчисления. Мол, не могу, потому, что дилетант, извините...
Вальтер явно лукавил. После смерти своего учителя в Риме, Вальтер выкупил все его инструменты и продолжил астрономические наблюдения, которые оказались самыми точными для своего времени (до измерений выполненных Тихо Браге). Однако большинство этих наблюдений и астрономических расчетов, по ним выполняемых, Вальтер не обнародовал и популяризацией астрономии не занимался. Лишь после его кончины (а прожил он, в отличии от своих предшественников более долгую жизнь, достигнув возраста в 74 года), только в 1544 году Иоганн Шонер (ученик Вальтера) публикует основную массу астрономического наследия своего учителя. При этом сам Шонер (1477-1547) занимался уже преимущественно астрологией и картографией. В главном же труде своей жизни (учебник по астрономии) он весьма убедительно доказывал, что, якобы, астрология полностью совместима как с геоцентрической, так и с гелиоцентрической системами Мироздания.
И сия жизненная позиция позволило ему дожить до 70 лет.

Так, что тот, кто не гнался за астрономической правдой в позднем средневековье – жил вдвое дольше...

p.s.
Все вопросы и обсуждение по адресу: