Без грима

Владислав Стадольник
                Вы всего себя стёрли для грима.
                Имя этому гриму – душа.
                Борис Пастернак
                Мейерхольдам  1928

                БЕЗ  ГРИМА

                Всё стирают с себя, начав с грима,
                и  снимают  слои  не  щадя,
                и одна остаётся душа лишь, –
                очень  нежно  и  ясно  звуча.

                Огонь сердца не всякий почует,
                ибо панцирем грубым прикрыт,
                с нарисованным образом в гриме, –
                им – во внешнем себя проявить.

                А ранимые  –  ходят всё в ранах,
                и  открытость  свою  не  щадя –
                отдают свой огонь беспрестанно,
                растворяя в нём Солнца цвета.
                Владислав Стадольник
                24.7.1999 Камчатка

       Матерь Агни Йоги: Трудно понять, почему в угоду моменту человек допускает суетливость, лепетание, заискивающие улыбки и жалкую угодливость, то есть являет собою ложный вид духа и тела, забывая о достоинстве духа. Понять еще можно, но оправдать такое поведение нельзя. За чечевичную похлебку минутного угодничества и получение воображаемых преимуществ отдает пресмыкающееся перед кем-то или чем-то сознание право своего первородства и достоинство духа. При сохранении достоинства духа, сдержанности и самообладания гораздо легче достичь желаемых результатов, не поступаясь ничем и не теряя уважения со стороны тех, перед кем может происходить подобное унижение.

      Это верно – улыбками не достичь ни уважения, ни расположения тех, кому адресованы эти улыбки. В них проявляется какая-то степень зависимости от людей и склонность заискивать. Суровая сдержанность куда более эффективна. Она указывает на известную степень самообладания, а также равновесия, обычно не свойственного людям. Равновесие вызывает всегда чувство уважения и даже некоторого страха, вернее, трепета перед неизвестным. Оно столь необычно, ибо не хотят сдерживать себя люди и обуздывать свои чувства. Равновесие утвержденное дает уже право на получение Сокровенного Знания. Оно свидетельствует о дисциплине духа. Оно кажется возможным и достижимым, но при первом же столкновении с жизнью забывается совершенно, и подчиняется безвольно человек воздействиям чужих настроений, воображаемых условностей, являя собою ложный вид и тела, и духа. Трудно быть всегда самим собою, не принося достоинство духа в жертву случайности минутных условий. Суровость речи заменяется лепетанием и угодливыми улыбками. Не потому ли усиливается и усталость от людей, что при общении с ними внешняя условность обращения, ненужные слова и улыбки заменяют искренность отношений. Лучше уж молчать, чем исходить лепетанием. Слишком уж охотно разменивают люди достоинство духа своего по мелочам. Выпускаются даже книги хорошего тона, манер и обращения, но никто не желает подумать о том, что важнее всего сохранить достоинство духа и не поступаться им в угоду чему бы и кому бы то ни было. Трепещут в Тонком Мире от каждой тени те, кто не имеет его. Язык перестает болтать и рот улыбаться, когда охранено достоинство духа. Улыбка сердца куда нужнее, но сердце обычно молчит при наружной улыбке. Самообладание можно упражнять на мелочах среди будней, на вещах самых обычных, и особенно при общении с людьми.

      Тонка граница между лицемерием и прямым и искренним выражением своей сущности. Ведь если раздражение, или злоба, или дурное настроение выражаются прямо и искренне и без всяких сдерживающих начал, то не будет ли такое выражение хуже, нежели попытки сдержать их хотя бы внешне. Мы Требуем от учеников, чтобы их внутреннее состояние соответствовало внешнему выражению, то есть чтобы фальшь и лицемерие не могли иметь места. Кроме того, Мы Говорим, что спокойствие, и равновесие, и серебряная узда на всех чувствах ученика безусловно необходимы. Сдержанность не будет лицемерием, но умением собою владеть. Лицемерие не есть сдержанность, но обдуманный и длительный обман. Достоинство духа не позволяет проявляться многим отрицательным качествам. Достоинство это и лицемерие несовместимы. Сдержанность освобождает от необходимости являть ложный вид и тела, и духа. Там, где можно промолчать, лучше хранить молчание, чем произносить слова, не соответствующие тому, что есть. Условная вежливость тоже от лицемерия и лжи. Разве можно в жертву приносить лучшие качества духа. Молчаливость освобождает от многих ложных условностей. И совсем нет обязательства непременно говорить. Кто внушил людям порок празднословия и болтливости? Не тьма ли? Салонные разговоры Считаем преступлением против духа. Сколько показной хорошести и воспитанности скрывают истинные лики людей. Лучше быть с простым народом, чем с изысканными и вежливыми лицемерами. Посмотрите на них во время пожара или стихийного бедствия, когда слетает оперение лжи и лицемерия и истинная сущность выявляется во всей своей грубости и безобразии. Молчаливая сдержанность приветствуется Нами как лучшая форма поведения среди разнузданного словоизвержения. Нормы поведения надо пересмотреть в корне. Надо написать целые книги о том, как должны вести себя люди среди подобных себе. Брошюрки хорошего тона и светского поведения являются пародией на правдивость и достоинства человека. Делаются некоторые истинные попытки в этом направлении, но отсутствие знания Основ делает их поверхностными и неубедительными. Надо понимать огненную ценность сдержанности и умения владеть собою, чтобы начать утверждать их в обычных условиях. Только Учение Жизни дает глубокое понимание того, для чего нужны качества духа и почему без них невозможна эволюция человека» Грани Агни Йоги, 1967 г. 195, 214, 460