Странствия седовласого старца

Владимир Шакиев
(попытка создать миниатюрку в стиле башкирских волшебных сказок)
Совсем старый стал дед Гарангул. Птица умело избегала его силков, животное обходило стороной капканы, рыба и та норовила не попасть в сети. Но бывалому охотнику-рыболову все ни почем, он снова берется за дело, и не расстраивается неудачам. Когда-то должно повезти.
И вот в один хмурый день в сетях сильно забилась добыча. Речка закипела, превратившись на мгновение в бурное море, расшвыривая огромные камни по берегу, вырывая близ растущие деревья. Напугала было внезапная непогода старика, хотел он пасть на землю, укрывшись от бури, но вспомнил о голодной жене Адиби, оставшейся дома, о рыбацких снастях и выпрямил, сгорбившую годами, спину и принял холодные воды с мелкой галькой всем телом. Не разбила волна старую крепость, наоборот, ободрили речные брызги старую плоть, гордо встал дед над сетью и видит попалась ему рыба Хорзе. Сразу узнал он ее по темно-синей окраске, золотисто-красным глазам, и лицо его стало мрачнее черной тучи, на минута стал каменным изваянием, и лишь слышал шипение «пленницы».
- Долго я искала тебя, Гарангул, и лисицей в лесах оборачивалась, птицей звонкой летела к тебе на встречу, но лишь рыбой смогу я исполнить свое предсказание. Быть тебе ходоком на три года и скитаться по обочине родных земель, - тихо молвила деду Хорзе.
Рыба эта приносит несчастья, так записано в древних письменах, вот и все что мог вспомнить дедушка.
Попытался старик найти дорогу домой и поведать о несчастьях жене своей Адиби, но тропа его не слушалась, уводила в другую сторону. Так скитался он несколько суток. И в один яркий солнечный день повстречал он на пыльной дороге необычайно красивую змею, отливалась она всеми цветами радуги, отчего на душе становилось спокойно и при взгляде на нее вспоминалось самое лучшее, что было в жизни.
Уползай поскорее почтенная змейка, навлеку невзначай на тебя я несчастья, - только и успел сказать Гарангул.
Знаю твои горести, друг мой. Жду тебя, чтобы вместе продолжить твой путь. Звать меня Синди-Оха, я дочь царя змей Ахтифураха. Была злой я много столетий, вот отец и отправил меня на землю. Не смогу я вернуться в наше великое змеиное царство, пока не помогу тебе, разве ты не знаешь, что сказано в книге книг, ведь она переведена на все животные, растительные и человеческие языки.
Миновав горную местность, перейдя множества мелких и глубоких горных речек, оказался старик со змеей на равнине, где временами забавлялся злой вихрь Хатум. И остаток седых волос выворачивает во все стороны, рвет одежду, превращая в лохмотья, загоняет пыль в узкие щелки глаз и смеется раскатами грома. Шепчет мудрая Синди-Оха: «Свей веревку с петлей на конце, я наложу змеиное заклинание, в миг поймаем шаловливую нечисть». Аксакал послушал совет и одним движением прижал Хатума к земле. Задыхается вихрь, беззащитно в ответ говорит: «Отпусти, пригожусь, лишь скажи: «Хатум, Хатум, там где был растворись, передо мной появись».
Полетел восвояси равнинный злодей, обещал, что не будет нападать на людей.
В лес зашел на ночлежку седой Гарангул. Сон свалил. Спит, не видит опасности рядом. В это время злой дух Маякша, обитающий в чаще деревьев, превратился в иголку и тихо, без звука, опустился Гарангулу в самое ухо.
Спит сознание под огромным замком, а в подсознание проникают с острия иголки тысячи не прошенных сновидений, их хоровод может длиться веками, иногда их забавную игру можно заметить вблизи небольшой горстки костей, которые остались от усыпленного Маякшой человека или животного.
Спасти несчастного, завлеченного в сети Маякшой, можно лишь обрызгав святой водой, добытой у подводного царя Царесхеда.
Обернулась Синди-Оха красивой девушкой и предстала перед подводным царем. В те времена Царесхед объявил конкурс на лучший ковер из водорослей, за который готов отдать что угодно. Принялась дочь змеиного царя за работу, морские сутки напролет собирает кораллы и водоросли, украшает их жемчугом и ракушками. Лишь на десятый морской день ковер был готов. Она назвал его «ковер желаний». О чем находившийся рядом с ним ни подумает, как на ткани появляются диковинные рисунки, игра цветов и изображений пьянит, усыпляет, дарит множество драгоценных грез и сновидений. Одно из которых увлекло Царесхеда за собой на несколько морских лет, лабиринт мечтаний, переплетенных с иллюзиями был настолько большой, что выбраться было нереально. Лишь случайная волна пробудила Царесхеда, подсказав геометрическую фигуру, указывающую на выход.
Подводное царство сильно изменилось: заросло водорослями, потускнело и сильно нуждалось в празднике труда, проводимого в царстве обычно каждый морской месяц. О прелестной девице, соткавший чудо-ковер, он давно забыл и был преисполнен желания провести «чистый субботник» в своем королевстве.
Синди-оха, вернувшись к своему спутнику, окропила его живительной водицей, после чего он стал бодрее прежнего.
Бесконечный лес привел их к пещере Фераду, скользкой и грязной, в которой пряталась злая ведьма Кольма. Она точила когти и хотела убить прекрасную Зинхану, дочь батыра Ухматтимургарея. Богатырь несколько лет назад умертвил сына колдуньи - черного коршуна Гарахе, который постоянно нападал на селения и убивал местных жителей, похищал молодых девушек и продавал их в рабство иноземным правителям. Когти коварного коршуна Гарахе были пропитаны ядом, который растекся по всему телу батыра, и он вслед за своим врагом отправился в княжество мертвых, где проводил почти все свое время в бойцовских поединках с силачами из разных частей света.
Кольма согласилась отпустить красавицу, если Гарангул принесет ей волшебный жернов, находящийся у подземного царя Бирдикудара.
Но достать жернов еще никому не удавалось. И тебе не удастся, старик - извивалась, давясь и падая от смеха, говорила беззубая ведьма.
Лишь, когда солнце укрылось за горой Миртимэ, Гарангул нашел вход в подземное царство, он шел через ущелье слегка покрытое вязкой глиной. Как только глина закончилас,ь перед пожилым человеком возник красный жгучий огонь Латхырь, отважный, храбрый, временами диковатый, но наделенный от рождения чувством справедливости и добротой. Этим его наделил прародитель огненный дракон, охраняющий день и ночь, от призрачных воинов, пытавшихся сделать ночь вечной на земле.
Старику об Латхыре рассказала премудрая Синди-Оха, изучавшая по приказанию отца разные науки во всемирной змеиной библиотеке, и подсказала нужное заклинание-просьбу, которое позволило огню пропустить Гарангула вперед - к подземной реке, перевозчик через которую провалился в глубокий сон, лишь буреломному ветру под силу его разбудить.
Хатум, Хатум, там, где был, растворись, передо мной появись, - вспомнил о вихре дед. Земля разверглась и громогласный вихрь стал тормошить, бросать из стороны в сторону лодочника, кричать ужасным голосом в ухо, щекотать. Перевозчик очнулся, быстро заработал веслами и в миг довес старика на другой берег, каменистый, обрывистый, покрытый трещинами, будто морщинами.
Не успел еще Гарангул ступить на суровую почву, как налетел ураган, из эпицентра которого повыскакивали воины подземного царя Бирдикудара и отнесли его в мрачное подземелье.
В темном царстве Бирдикудара давно ждали старца Гарангула. По легенде, его появление должно преобразить все вокруг так, чтобы души обитателей царства запели и возрадовались потерянной красоте подземного мира.
Гарангулу в неволе стало грустно, и он достал свою деревянную дудочку, сделанную из растений родного края, и затянул песню о покинутом доме, о любимой жене Адиби, и о тяжком пути, выпавшем на его долю. Взгрустнулось всем. Вспомнил он и веселые моменты жизни, веселая мелодия вырвалась из маленькой палочки. Закружилось в хороводе царство, заплясало. Проступили ярко зеленые и голубые пятная на черном фоне, разрисовал неведомый художник стены дворца загадочным орнаментом. Грубая земля утонула в цветах, свет проник во все уголки царства. Посветлела душа жителей и запела.
Лишь Бирдикудар затаил зависть и захотел завладеть единовластно дудочкой. Согласился отдать он деду волшебный жернов, который в его руках стал давным давно пустой безделушкой. Темный разум царя превращал волшебную муку в бесполезный серый порошок, от которого начиналось бесконечное чихание и изжога, души начали быстро стареть и умирать вместе с телом. Темное царство постепенно стало превращаться в кладбище.
Обманом овладел Бирдикудар дудочкой, а почтенного старца оставил в темнице. Верная спутница Синди-Оха прокралась незаметно в царские покои, забрала дудочку, жернов и ключ от ужасных покоев в подземельи, где тосковал и томился в неволе Гарангул.
Дудочка выручила беглецов. Стражники, как услышали ее необычайные звуки, погрузились в сладкий гипнотический сон, вместе с ними все царство Бирдикудара. Чистейшая, как родниковая вода, музыка не заметно вытеснила из сознания злые помыслы, греховные желания и недобрые мысли. Белый свет пропустило к себе темное царство, черствые сердца размякли, гармония пришла в Бирдикударово королевство. Черное и белое стало единым целым. Подземный город мастеров, когда-то утративший истоки, обрел свое начало и зажил новой счастливой жизнью, а Бирдикудар вспомнил, как его отец-царь был отменным кузнецом, создающим миниатюрные диковинные железяки, славящиеся во всех всемирных королевствах, и взялся с огромным желанием за дело родителей.
Тем временем Гарангул достиг пещеры Фераду и держал разговор со злой ведьмой.
   Забирай жернов, ведьма, и отпусти Зинхану, - словом, словно плетью, ударил Кольму. Слово ведьма отбила своим равнодушием, приняла вид свирепого льва, и как прыгнула в сторону деда. Увернулся старик, хладнокровно схватил за загривок и в огне навсегда погасил ее пыл. Горький дым заполнил пещеру, и с тех пор Фераду раз в сто лет выпускает его на свободу в память о первой хозяйке.
На исходе был третий год заклятия, как к деревне родной подошел Гарангул. Но не встретил он здесь Адиби, пепелищем стало родное село. Побывал недавно в гостях злой повелитель небес Охтар-Фатых-Димири. Раз в триста лет появлялся в этих краях, в одеждах нищего странника, с огненным посохом в руках. Им он поджигал дома, а испуганных людей забирал для работы в адовой конюшне, в которой жили огненные лошадеподобные драконы.
Победить его можно, закрывшись щитом, отделяющий смертоносный солнечный луч, он намного сильнее его огненных чар, - вновь учила старика мудрая Синди-Оха. - Щит хранится у небесного повелителя Айнгвара.
Повелитель грустил: за не дужил красавец гнедой Ильхимар, перестал он летать, и Айнгвар стал бессилен. Конь летучий обездвижил, перестал быть вожаком дикой стаи таких же, как он, лошадей.
Лекарь умный в лице Гарангула появился в покоях Айнгвара, он помазал святой водой глубокую рану коню Ильхимару, зажила и исчезла, не оставив рубца. Ильхимар смог летать и с могучей стаей вновь опорой стал для Айнгвара.
Щит отдал без раздумий небесный царек и коня дал на время борьбы с злым Охтаром. Луч сразил Димири наповал, а старик Гарангул пошел к Адиби, рассказал о скитаниях, о названной дочке Зинхане, о помощнице умной змее Синди-Охе, о Хатуме, разогнавшем темные тучи Охтар-Фатыха-Димири.
С тех пор считается, когда на небе появляются темные тучи, значит возвратился Охтар-Фатых-Димири, злой повелитель небес, с которым постоянную битву ведет шаловливый вихрь Хатум, и когда он побеждает, на небе появляются белые облака - поданные царства Айнгвара, гонимые вперед конем Ильхимаром.
Там, где поселился Гарангул с Адиби и Зинханой, появилось поселение Харанхул, в честь седовласого старца, совершившего со своей спутницей Синди-Охой множество подвигов, которая вновь вернулась в великое змеиное царство и стала его верховным правителем на многие тысячелетия, время от времени, обращаясь то в прекрасную девицу, то в сильного юношу, навещая деда Гарангула и помогая ему.
Сюжетная линия сказки придумана в 1993 году и пересказана на семинарском занятии по предмету «История и культура Башкортостана» в Уфимском технологическом институте сервиса. Сказка написана на манер башкирских волшебных. Литературно доработана и чуть-чуть изменена в настоящее время.