Дорогу осилит идущий. Часть 14-я

Роман Огнев
Сатирическим пером

Дорогу осилит идущий
или
Смелость города берет

Часть 14-я

Взлеты и падения
/ закаляйтесь, как сталь /

Если кому-то покажется, что стиль этой книги слишком сложный, пусть он почитает произведение моего родственника. Я имею в виду роман “Война и мир” Льва Толстого. В нем каждое предложение занимает чуть ли не полстраницы. К тому же в текст включено много французских слов и даже целых фраз.

Впервые я взял в руки “Войну и мир”, когда уже учился в 10-м классе. Моей вины в этом нет. В то время роман входил в обязательную школьную программу. Такова единственная причина, по которой я с ним ознакомился. В 16-ти летнем возрасте у людей обычно имеются другие интересы. Они лежат далеко от классической литературы подобного уровня и содержания.

До этого я, конечно, слышал о существовании “Войны и мира”, но не более того. Он меня не привлекал.
Учитель литературы требовал, чтобы мы, десятиклассники, прочитали роман полностью, а не только его краткое содержание в учебнике. Сначала я хотел честно выполнить это указание. Но, как говорится, надежды юношей питают.

В течение нескольких дней я регулярно запирался в кладовке нашей квартиры наедине с “Войной и миром”. Но каждый раз, после прочтения 5-10 страниц, у меня неизменно пропадало желание двигаться по тексту дальше. Широко зевая, как будто до этого не спал пару ночей, я выходил из кладовки и тер руками уставшие глаза. У меня шумело в голове, хотелось лечь на диван и тихо умереть. Такое мучительное, жертвенное приобщение к разумному, доброму, вечному можно было приравнять к подвигу.

“Войну и мир” я так и не одолел. Осилил в нем максимум полсотни страниц. Не помогло даже знание того, что роман написал мой родственник.
Как говорится, сын за отца не отвечает. Смысл этой известной пословицы можно расширить применительно к моему случаю. Думаю, читатели уже догадались, что я имею в виду. Да, правильно, люди не обязаны читать сочинения своих родственников, даже всемирно знаменитых. Особенно если такое занятие является для них чем-то вроде психологической пытки.

Героическое прочтение мной полусотни страниц в “Войне и мире”, конечно, событие примечательное, но все же еще не рекорд. Еще меньше повезло Библии. У нас дома появилось ее дореволюционное издание, когда я учился в том же 10-м классе.
Сначала мне было любопытно. Все-таки очень известная книга. Как утверждают церковники, является сосредоточием тысячелетней человеческой и даже божественной мудрости.

Поэтому я с интересом и большим желанием начал читать Библию, но быстро охладел. Язык в ней сильно отличается от современного, а выражения довольно туманные. Можно понимать их в нескольких смыслах. Я же всегда был сторонником однозначных формулировок. Все же язык, устный и письменный, дан людям для того, чтобы вносить ясность во что-либо. А не наоборот, как говорится, напускать тумана и наводить тень на плетень.

Самое смешное, что, обучаясь в старших классах школы, читать книги я не любил. Это относилось не только к прозе, но и стихам.
Не жаловал я и уроки русского языка. То же самое можно сказать о литературе. По этим предметам у меня были тройки. Я больше тяготел к математике и физике.

Но равнодушие к гуманитарным наукам не помешало мне начать заниматься литературным сочинительством. Именно в то время, еще в старших классах средней школы, я написал свои первые произведения в прозе и даже стихах.
Так в жизни того или иного человека иногда бывает. Чужие произведения он читать не любит, а свои пишет. Стало быть, разница имеется.

Истории даже известны случаи, когда в школе люди получали плохие оценки по тем или иным предметам. Но потом они становились известными учеными именно в тех областях знаний, которые не жаловали в юном возрасте. К таким личностям относятся математик Эварист Галуа и даже автор Специальной теории относительности Эйнштейн.

Чтением художественной литературы я увлекся уже после окончания Университета. В основном это были романы, детективы и фантастика. Ничего серьезнее Драйзера.
Но потом “литературный бум” у меня закончился. Длился он всего лишь несколько лет. С тех пор ни разу не возобновлялся. На смену ему пришли другие увлечения.

Столь холодное отношение к художественной литературе имеет практический смысл. Я считаю, что она мало просвещает и воспитывает читателей. В основном лишь развлекает. Но это значительно лучше делает телевидение. Когда просматриваешь тот или иной кинофильм, на тебя воздействуют сразу два фактора : изображение и звуковое сопровождение. Такой способ передачи содержания требует от человека значительно меньше времени и сил, чем чтение книг. К тому же у него лучше сохраняется зрение и снижается усталость.

Другое дело, что в литературных произведениях их авторы многое помещают, как говорится, между строк. Читателям приходится самим додумывать сюжет и его отдельные детали. А это развивает воображение. Но я считаю, что у меня его и так достаточно. В чем можно легко убедиться, прочитав данную книгу. Как видно, в ней я дал волю своей немалой фантазии. Хочется верить, что разумные читатели сумеют отличить вымысел от реальности. А все остальные пусть счастливо пребывают в плену своих заблуждений.
Как написал известный поэт, “Я сам обманываться рад”. Кто именно, называть не буду. Пусть читатели сами угадают. Надо же мне оставить в своей книге хоть какую-то недоговоренность. Иначе она будет менее интересной.

Для полной ясности я должен сделать одно, но важное признание. В этой книге не все понятно даже мне. Видимо, такие ее места, загадочного, таинственного содержания, я писал во время особенного “просветления”. А потом мой разум возвращался в свое обычное, повседневное состояние.
Некоторые провидцы обещают, что 21 декабря 2012г. будет “конец света”. Мне хочется закончить свою книгу и выпустить ее в широкую читательскую аудиторию раньше, чем это случится. Причина проста и понятна.

Если кто-то заявит, что моя книга по своему содержанию является еще одним предвестником “конца света”, то я не соглашусь с ним. Это будет слишком сильно сказано. Конечно, книга несколько мрачновата даже при обилии юморесок моего собственного сочинения. Но все же не до такой степени, чтобы притянуть к человечеству апокалипсис. Ей далеко до некоторых Законов, принятых нашей Верховной Радой и подписанных Президентом.

Я полагаю, что людям, которым хватит терпения прочитать мою книгу до конца, никакой “конец света” уже не будет страшен. Настолько она закалит их волю.
Это литературное произведение даже могут рекомендовать своим пациентам психотерапевты в качестве эффективного лечебного средства. Тот редкий случай, когда книга имеет двойное применение. Она годится не только для обычного чтения, но еще и благотворно влияет на здоровье людей. Это значительно увеличивает ее ценность, которая и без того велика.

По большому счету “конец света” уже наступил. По крайней мере, на территории Украины. Пока только в отношении законности и морали. Но нашенские “слуги народа” и олигархи проводят определенную работу. Значит, возможны достижения и в других сферах жизни общества.
Поэтому в общем-то я спокоен. В любом случае мои наблюдения, рассуждения, выводы и предсказания большого вреда Украине и ее народу не причинят.