Альтернативная технология автоматизации управления

Игорь Скрягин
Исходные положения. Объектами автоматизации управления, заказчиками которой выступают корпорации (предприятия, учреждения, организации), являются корпоративные информационные системы (КИС). Каждая КИС состоит из двух частей – базы знаний (БЗ) и системы управления базой знаний (CУБЗ). При этом база знаний включает в себя базу данных (БД) и правила вывода (получения, обработки) данных. В качестве элементов СУБЗ выступает множество центров обработки данных, действующих внутри корпорации. Границы КИС совпадают с границами корпорации. Содержание КИС является отображением некой предметной области.

Аксиоматика для автоматизации КИС.
1. Любая предметная область (ЛПО) является искусственной – имеет антропогенное происхождение.
2. Границы ЛПО размыты.
3. Содержание ЛПО изменчиво.
4. Возможно более чем одно допустимое отображение ЛПО.
5. Отображение ЛПО фиксирует её состояние в конкретных обстоятельствах места и времени.
6. Ошибки при отображении ЛПО неизбежны.

Наличная ситуация. Любая из существующих технологий автоматизации, основанная на кодировании или конструировании компьютерных программ, создает фиксированное отображение КИС, что находится в противоречии с её переменчивым – динамическим характером. Это противоречие вызывает необходимость постоянных доделок и переделок, что в свою очередь требует значительных затрат времени и средств.
Так, например, глобальный лидер сектора автоматизации ERP – немецкая компания «SAP AG» известна дороговизной своих проектов и длительными сроками их реализации.
В результате полная автоматизация КИС по финансовым соображениям по карману лишь меньшинству потенциальных заказчиков.

Предлагаемое решение. Главными целями автоматизации КИС при любых обстоятельствах являются:
- минимизация ручного труда в сфере управления;
- работа с данными преимущественно (в конечном счете – исключительно) в электронном виде;
- создание полностью интегрированной системы работы с данными, в условиях которой интеграция частей КИС происходит не через компетенции конкретных сотрудников, а чисто технологическими средствами;
- доступность и обозримость любых данных для принятия управленческих решений в реальном масштабе времени.

Основные идеи предлагаемой технологии, отличающие её от предшественников:
А. Представление любой части предметной области при помощи специального  фреймворка (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фреймворк), основанного на универсальной семантической формуле «кто, что, когда, где, как, зачем и почему».
В результате последовательного применения этого фреймворка любая КИС может быть описана как единая семантическая сеть, что обеспечивает максимальную степень интеграции всех её частей и независимость данных от их источников и носителей – технологическую независимость (https://ru.wikipedia.org/wiki/Семантическая_сеть). При этом любая информация в автоматизированной системе получает набор уникальных идентификаторов по принципу «единственной точки на карте».
Б. На первом этапе создания единой автоматизированной системы управления формируется корпоративный «атлас управленческих практик», применяемых на начало работ. При этом под отдельно взятой практикой понимается комплекс процедур для решения конкретной задачи управления – сценарий. Таким образом, «задача управления» рассматривается в качестве первичного (элементарного) носителя информации, из которого состоят любые более сложные объекты – функции и проекты. Для составления «атласа практик» используется метод сплошного наблюдения, основанный на опросе всех сотрудников заказчика при помощи единой электронной анкеты.
В. На втором этапе создается корпоративная сеть типа «Интранет» на собственном сервере заказчика (https://ru.wikipedia.org/wiki/Интранет), куда загружаются данные из «атласа практик». Эта стартовая информация выполняет функцию метаданных, состав которых может меняться только в соответствии со специальным протоколом. Никто из числа имеющих доступ в автоматизированную систему не вправе менять метаданные произвольно (в обход протокола). В дальнейшем корпоративная сеть выполняет функции ввода-вывода, передачи и хранения данных. Функцию обработки данных (реализации сценариев) выполняют корпоративные пользователи «Интранета» – каждый на своем рабочем месте и вне сети.
Каждый отдельный результат реализации любого сценария должен отображаться в корпоративной сети в реальном масштабе времени (экспорт в сеть). Данные, необходимые для реализации сценариев, соответствующий исполнитель получает из «Интранета» (импорт из сети).
Г. При составлении «атласа практик» и в дальнейшем при изменениях метаданных происходит (в результате применения фреймворка, упомянутого в пункте А) системная идентификация всех деталей работы с данными – даются ответы на вопросы формулы «кто, что, когда, где, как, зачем и почему».
При выборе программного обеспечения для внесетевой реализации сценариев на рабочих местах рекомендуются  простые визуальные конструкторы и, прежде всего, популярный «Microsoft Excel».
В качестве платформы, обеспечивающей связь корпоративных рабочих мест с «Интранет» (экспорт-импорт данных) и применение вышеупомянутого фреймворка, предлагается оригинальная программа типа «Content Management System»
Ожидаемые результаты применения. Сроки разработки автоматизированных систем ERP при помощи предлагаемой технологии сокращаются в разы (до 3-6 месяцев). Стоимость разработки может быть снижена как минимум на порядок (не менее чем в 10 раз). Мировой рынок ERP-систем составляет по оценкам примерно 50 млрд. долларов в годовом исчислении и будет расти далее с темпом 7 процентов в год.
Автор идеи –
Игорь Дм. Скрягин,
к.э.н.               

16.06.2016