О народе Украины забыли. Или где мы его потеряли

Николай Челомбитько
            
             Вся более чем 20-летняя история развития общественных связей между Россией и Украиной  - у меня, как на ладони. Сменилось четыре президента Украины. Пришёл, скорее – появился пятый.  Более чем 40-миллионный народ Украины, имея в своём составе миллионы талантливых людей, так и не смог обрести подлинного лидера.
               
                ПОДЛИННЫЙ ЛИДЕР ТАК И НЕ ПОЯВИЛСЯ.
     О Л.М.Кравчуке – говорить не будем – он появился в президентском кресле совместно с коллегой Б.Н.Ельциным и о нём особый разговор. Леонид Кучма, придя к власти, заявил: «Украина – не Россия». И мы,  россияне, согласились – ладно, Украина не Россия, и стали выстраивать свои взаимоотношения в таких масштабах, на которые был способен Л.Кучма. С огромным трудом и сомнениями завладел троном русофоб В.Ющенко и сказал: «Слава Украине! Героям слава!» А герои – это Бандера, Шухевич и другие нацистско-фашистские прислужники и убийцы.  И мы – россияне – сказали: значит отношения с Украиной не складываются, и стали вести борьбу с В. Ющенко. Победил В.Янукович и стал декларировать добрые отношения с Россией. Мы, россияне, сказали: отношения наладились, и стали пытаться дружить с Украиной. Пришёл ставленник то ли майдана, то ли американцев, и мы-россияне – сказали: отношения  испортились совсем. И, наконец-то по-серьёзному занялись Украиной.

              Говорю об этом с иронией потому, что, как мне кажется,  не мы, россияне, задавали тон в построении российско-украинских отношений, а действовали в тех рамках, в которые нас ставили бездарные «лидеры» Украины. Мы в этом деле не занимали наступательных позиций. Мы как бы забыли об Украине.
         Попытаюсь это доказать.

                «ЭЛИТА» ВМЕСТО  НАРОДА.
               Мы забыли про украинский народ. Складывается впечатление, что уровень  общественных связей  России с  Украиной целиком и полностью зависит от украинского руководства и украинской элиты; при этом российской стороной не дооценивается возможность участия в этом процессе   дружелюбно настроенного друг к другу населения  обоих государств. Ведь ни у кого не вызывает сомнения то,  что в каждом украинском  регионе – от восточных ворот Украины - Луганщины и до западных - Львовщины и Закарпатья, среди общественности, представительных и административных властей есть (где больше, где меньше) довольно мощные и влиятельные силы, выступающие за самые тесные и близкие украинско – российские связи.
 
               Как известно, главной задачей, которую ставят перед собой организаторы так называемых «майданов» и их американские покровители является их стремление разрушить украинско-российскую дружбу,  оторвать Украину от России. Всему миру известно противодействие этим попыткам со стороны Российского государства. Но, к сожалению,  слабо слышны голоса поддержки этих усилий общественными организациями России.

                В основу украинской политики России в данном случае должен быть положен известный принцип: руководители Украины приходят и уходят, а интересы Росси остаются постоянными. Поэтому, я в этом уверен, ещё не поздно создавать как в России, так и на Украине мощные общественные структуры, способные глубоко проникать в общество и служащие делу укрепления и развития российско-украинских отношений, независимо от того, кто и когда придёт  к власти на Украине. Убеждён, что меры, предпринимаемые властями России и деятельность общественных организаций должны быть неразрывно связаны и координироваться с одного центра в русле единой украинской политики Российского государства.

                ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ.
            Было бы крайне важным оказать политическую и организационную поддержку уже созданной и положительно себя зарекомендовавшей структуре -   Совету землячеств  Украины, региональным землячествам и общественным представительствам. Землячества не являются национальными или этническими образованиями. Они объединяют россиян украинского происхождения независимо от их национальности. Совет землячеств является единственной общественной организацией украинцев России, которая выступила с заявлениями и обращениями, осуждающими  действия националистических формирований и поддержала усилия российского руководства по нормализации общественно-политической обстановки на Украине.
         Даже во времена ющенковского режима общественные представительства и землячества украинских  регионов   продолжали осуществлять прямой российско-украинский народный диалог, оказывали определённое информационное воздействие на формирование общественного мнения населения. Вместе с тем,  их деятельность не предусмотрена как российским законодательством, так и  правительственными документами и инструкциями.  Эти организации не имеют должной материальной базы, не получают помощи от Федеральных властей.
      
          Никак не могу смириться  с тем, что уже несколько лет назад из-за недостатка в финансировании прекращён выпуск  газеты «Украинские Вести».  И надо раз и навсегда отказаться от ошибочного мнения, что землячества должны содержаться за счёт регионов Украины. Ведь мы являемся чисто российскими юридическими лицами и подчиняемся требованиям российского законодательства.

                ВЛАСТИ ФИНАНСИРУЮТ НЕДРУГОВ.
           Было бы целесообразным укрепить, придать «второе дыхание» «Федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России».  До  настоящего времени она не смогла нейтрализовать «проющенковские», а затем и «пронационалистические» национально-культурные объединения этнических украинцев России. Они «затаились», усилили контакты с националистическими организациями на Украине и за рубежом, при любом удобном случае возобновляют свою антироссийскую деятельность.  В феврале 2014 г. более 20 организаций этнических украинцев «от Камчатки до Калининграда» (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Омска, Новосибирска, Екатеринбурга и др.) выступили с заявлением, поддерживающим государственный переворот в Киеве.  Как представляется, «живучесть» этих организаций объясняется ещё и тем, что многие из них на основании Закона «О национально-культурной автономии» пользуются материально - финансовой  поддержкой за счёт бюджета местных российских властей.

                «УКРАИНСКИЙ  ДОМ  РОССИИ».
         Если уж фантазировать и дальше, то, как представляется, требования дальнейшей конкретизации Российско-Украинских общественных связей уже созрели для того, чтобы создать в Москве за счёт Российского государства «Украинский Дом  России»,  на базе которого осуществлялась бы вся работа по координации деятельности многочисленных украинских организаций в России, оказывалась им методическая и организационная помощь. Здесь  размещался бы президиум Обществ Российско-Украинской Дружбы, исполнительный аппарат, редакции газет, осуществлялась работа землячеств, других российско-украинских общественных организаций, проводились бы  совместные российско-украинские акции, работали кружки национальной художественной самодеятельности, курсы украинского языка, секции и кружки, функционировала библиотека книг и газет, издаваемых в обоих государствах.

                КРЕПИТЬ  «НАРОДНУЮ ДИПЛОМАТИЮ»
             Уверен, что создание и деятельность мощных общественных структур, направленных на поддержание связей с Украиной методами «народной дипломатии» потребует политической воли, серьёзных  организационных усилий и финансовых затрат. Полагаю, что указанные выше и другие меры должны быть приняты в максимально сжатые сроки.  Нет сомнения в том, что организационные усилия и определённые средства для их своевременного осуществления будут значительно меньшими тех, которые уже требуются и могут потребоваться для неминуемых затрат в будущем.