Вместе по жизни

Анжелика Кисс
  / Моим прародителям посвящается /
    

     Я шла по городу, погода стояла чудесная: светило солнышко, нежно грея своими лучами не только лица, но и души гуляющих людей, отмороженных после длительной зимы. Настроение мое было хорошим и мучил только один вопрос  – это задание в университете написать  очерк, героем которого станет реальный человек. Я не имела не малейшего представления, о ком  буду писать, единственное, мне хотелось, чтобы эта история была о любви. Я молода и поэтому эта тема для меня актуальна, поскольку в моем возрасте, наверное, больше всего веришь, что самая настоящая и красивая любовь случится именно с тобой. Я продолжала идти, провожая взглядом прохожих, я часто это делаю, наблюдая за людьми, их эмоциями.  Дорога шла мимо медицинского центра и тут я заметила невероятно красивую женщину, примерно возраста моей бабушки, она была настолько притягательна, что я замедлила ход своих шагов. Стояла она с двумя женщинами; все они были взволнованы чем-то важным. В руках у самой взрослой, той, что привлекла мое внимание, была какая-то справка или медицинское заключение.  Она очень внимательно и сосредоточенно читала каждое слово, на мгновение ее взгляд и сама она застыли. Набравшись внутренних сил, она эмоционально и одновременно иронично произнесла:
- Ну и что. Ну и что, что у меня рак?! Если Богу угодно он пошлет мне выздоровление, а если нет, значит, судьба такая. Но сегодня я жива и хочу в торговый центр, я хочу выбрать себе палантин, и это на данный момент волнует меня больше всего.
Женщины, стоящие рядом, похоже, это были родственницы, с недоумением смотрели на нее, на их глазах пробегали слезы, ведь совсем недавно был вынесен приговор. Одна из них, та, которая помладше, скорее всего это была внучка, будучи в замешательстве,  произнесла:
- Ты понимаешь, вообще что происходит, ты же читала заключение, о каких  палантинах и шарфах ты можешь думать,- спросила она, еле сдерживая себя, чтобы не расплакаться.
На что бабушка ответила внучке коротко и ясно:
- Знаешь, я умирать не собираюсь и поэтому, именно поэтому я хочу палантин, вопреки всему, потому что я желала его приобрести до того, как узнала о диагнозе. А я своим идеям и мечтам не изменяю.
     Сказать честно я была поражена характеру этой женщины, понимая, чего стоили ей эти слова.
     Вздохнув, эта обаятельная и сильная женщина добавила:
- К тому же  я не могу оставить одного моего любимого мужа, как он без меня…
     После этих слов я сразу поняла – вот она моя героиня. Но как подойти в такой момент?! И я решила просто идти за ними, поскольку сейчас  у них была одна дорога – в торговый центр.
     Всю дорогу я шла за ними. Бабуля оказалась еще той модницей и шопинг для нее совсем не чужд, а наоборот, доставляет огромное удовольствие. Причем со вкусом у нее, как я успела заметить, тоже все замечательно.  И в один момент, в одном из магазинов я все-таки решила рискнуть и подошла. Не став увиливать, я сразу сказала об услышанном разговоре и о том, что хочу написать о ней и ее жизни. Честно говоря, я не знала какой ждать реакции, больше я склонялась к тому, что меня пошлют подальше, но напротив, мы сразу же подружились с ней и нашли общий язык. Узнав о моем задании, она сразу же развеяла мои сомнения, произнеся: «Мне есть о чем тебе рассказать, моя девочка».
     Пока мне не было известно ничего, кроме имени моей героини, ее зовут Лола, но в ее глазах написано столько, что мне с нетерпением хотелось увидеться вновь. И поскольку она была из Сочи, а обследование проходило в Краснодаре, соответственно бороться за ее жизнь будут тоже здесь. Мы, немного поговорив, договорились о следующей встрече. Мои чувства были разными: с одной стороны я была рада, что нашла героиню своего рассказа, а с другой была взволнована за ее здоровье.

     Лечение бабули проходило благополучно, она с энтузиазмом верила в самое лучшее из сложившейся ситуации. В глазах этой красивой женщины столько пережитого – это и слезы, и смех, это и взлеты, и падения, в них столько веры и одновременно разочарований, они настолько живые, эмоциональные и чистые, что не были похожи ни на одни глаза, которые мне приходилось встречать в своей жизни.
     Первый вопрос, который я собиралась задать, был и прост, и сложен, и возможно в данный момент  не совсем уместен, только мне он казался  основным, с чего я должна начать:
     - Верите ли вы в любовь?
     - Знаете,- задумавшись, сказала она,- конечно верю, как не верить… Плоды моей любви мои дети, внуки, правнуки, мои родные и близкие, все те, кто рядом сейчас. Когда я гляжу на них и замечаю свои черты, понимаю, что они  продолжение моей жизни.
     - А как зарождалась ваша любовь?
     - Ее началом стала детская дружба с моим мужем Арсентием, а тогда еще с мальчишкой.  Я занималась в клубе художественной самодеятельности, пела в хоре, танцевала, принимала участие в конкурсах.  Арсентий часто приходил в клуб увидеть меня, хотя жил совсем в другом районе города. С транспортом, к сожалению, было почти никак, поэтому ему приходилось наматывать километры по не асфальтированной дороге  пешком. К тому же с обувью, как и со многим другим в стране было напряженно, и он умудрялся каким-то образом сооружать себе что-то похожее на башмаки и шел крутыми виражами, ничего не пугало влюбленного юношу. Рядом с моим домом жила его тетя и он под предлогом навестить тетю все чаще навещал меня как подругу, а позже как единственную. Он мне всегда говорил: « Я еще в детстве, когда увидел тебя впервые, знал, только ты будешь моей супругой,  моя Лола».
     - Если назвать любовь одним словом, как бы вы ее назвали,- спросила я.
     - Единство,- уверенно и проникновенно ответила она и тут же продолжила,- это когда мысли сходятся, когда цели одни, когда помогаешь, друг другу, когда поддерживаешь и не даешь упасть, включив в себе мудрость, юмор, и смекалку.
     Следующая наша встреча с бабушкой Лолой состоялась через несколько дней. Бабулю готовили к операции, и я навестила ее в клинике. Она называла меня внученькой и  так трепетно произносила эти слова, что я почти поверила в это. Сказать честно – это счастье быть внучкой такой доброй и душевной женщины.      
     Сколько самообладания в ней, она не показывала свои переживания, пыталась выглядеть бодренько и ни в коем случае не позволяла испытывать к ней жалость. «Жалость – это не хорошее чувство, она не приносит никому удовлетворения и спасения, она только уничтожает»,- как-то сказала бабуля.
     А я все вглядывалась в эти бездонные глаза. Эта искренняя улыбка и открытость в разговоре. С этим человеком просто хочется находиться рядом, она придает сил и уверенности всем кто вокруг, хотя, на данный момент в помощи и сострадании нуждалась сама. Удивительная женщина, у нее на днях операция, возможно, ей осталось жить совсем немного, но как мужественно она себя вела. Вот что бабуля сказала перед операцией:
     - А я знаю, что все будет хорошо, просто знаю и все. Да, конечно я волнуюсь, порой перед глазами пролетает вся жизнь и возникает такая дрожь внутри, что страх берет верх. Тогда я сразу вспоминаю, любимые лица мужа, детей, внуков и становится намного легче, я словно растворяюсь и расслабляюсь когда думаю о них. Я не могу их оставить, как я без них и они без меня. Я буду жить, я должна.
    Я пожелала бабушке Лоле благополучной операции, мы попрощались, обнялись как родные люди. Честно сказать я  переживала за нее как за родного человека.

     Операция прошла хорошо, и теперь осталось дождаться ее результатов. Бабушка Лола выглядела слабой, а во взгляде я заметила не свойственную ей грусть или, скорее,  растерянность. Заметив меня, она все равно улыбнулась, тем самым давая знать, что рада меня видеть, и взяв за руку  тихо сказала:
- Ты знаешь, я никогда не скажу это своим детям, чтоб не расстроить их, а тебе скажу, моя девочка. Перед операцией мне часто снилась моя покойная мать. Уже думалось, что она меня встречает в мир иной. И когда я отходила от наркоза, вновь видела ее. Я шла ей на встречу, а она стояла, освещенная белым светом. Я приближалась к ней все ближе и ближе, и тут мама подняла правую руку, указывая на то, чтобы я остановилась и сказала: «Нет, иди обратно домой». Но я все продолжала идти к ней и тогда она крикнула: «Иди же домой, ты нужна детям». После этих слов меня словно некая сила развернула обратно. В общем, я жива и теперь, похоже, буду жить, а мама – посланник Бога и мой ангел.
     - Конечно, будете, иначе и быть не может,- подтвердила я, обнимая бабулю.
     - Да, внученька, я верю в это. Сегодня весь день столько мыслей в голове, я вспомнила многое из прошлого, свою семью, своих родителей, какими добрыми и искренними они у меня были. Как мама во время войны, преодолевая необъяснимые трудности, заботилась обо мне и моих братьях и сестрах, как в 1942 году мы получили весть, что наш папа пропал без вести в г. Керчь. Все это крутится в моей голове. И так волнительно на душе.
     Я не стала долго напрягать мою Лолу, ей надо было расслабиться и  отдохнуть.  Оставалось молить Бога, чтобы результаты операции были хорошими, и бабуля с лучшими прогнозами  наконец-то вернулась в свой родной город, к любимому мужу, детям, внукам, правнукам и множеству родных и близких  людей, которых наверняка у нее множество.


    Следующая наша встреча, спустя некоторое время, состоялась уже в Сочи, дома у моей героини. Результаты операции были в норме,  и теперь все зависело от организма бабушки Лолы, ее настроя и Божьей помощи.
      Жила моя героиня в селе Пластунка.  Ранее это был убыхский  аул, позже переселившийся в Турцию. А в конце 19 века в с. Пластунка переселилось  около сотни  грузинских семей. 
     Встретили меня в этой семье с открытой душой и искренностью. Складывалось ощущение, что меня ждали здесь всю жизнь и вот, наконец, дождались. Рада была и бабушка Лола, и ее супруг дед Арсентий, и вся их  родня, которая собралась в этот день.
     Это была по-настоящему яркая встреча. Море улыбок, теплоты и радушия, это то чувство, когда в гостях ты как дома, когда нет лжи и масок, когда все «настоящие».  Стол ломился от вкусностей, вино лилось ручьем. Бабуля суетилась, подавая различные блюда на стол, приговаривая: « Я как молодая невестка накрою вам сейчас шикарный стол».  После этих слов я подумала, как же по-другому воспитано это поколение, ведь в 21 веке не всякая молодая невестка накроет не то чтобы такой стол, не каждая предложит даже стакан воды. Я все больше и больше восхищалась этой женщиной, ее несмолкаемой энергией добра и любви.  Все что она  делала,  казалось песней, которую не сфальшивишь, потому что она звучит из самых тонких струн ее огромной души.
     Когда я познакомилась с супругом бабушки Лолы, дедом Арсентием, сразу же поняла, что он обожает свою жену и в данный момент очень за нее переживает. Это был  крепкий  коренастый мужчина с огромными мужскими руками, он был лысоватым, но это еще больше придавало ему какой-то мужской харизмы, а его игривые глаза говорили о многом, ведь ему было уже под восемьдесят, а казалось, что он еще совсем неплохо разбирается в женской красоте.
     И вот первый тост, ведь на любом грузинском застолье это является важной составляющей.  Я знала, что традиционно первым тостом у этого народа является тост за мир. Но сегодня традиция была нарушена и дед Арсентий поднимает первый бокал за свою жену:
- Я хочу выпить за эту прекрасную женщину, которую очень люблю, которая накрыла сегодня этот стол, за мою жену! Здоровья ей и всех благ вместе с нами на долгие лета!
Эти слова были сказаны с таким блеском в глазах, с такой гордостью, будто это был не просто тост, а обращение к самому Господу Богу.
     И тут я решила задать деду вопрос:
- Какими были ваши первые чувства к Лоле?
Дед улыбнулся, окинув теплым взглядом свою супругу:
- Сначала мы просто дружили, было все очень по-детски.  Хотя сейчас, вспоминая, понимаю, что в глубине сердца, будучи тогда еще совсем мальчишкой, я был уверен, что эта девчонка будет со мной.
- Значит, с самого детства ваш выбор был сделан,- улыбаясь, уточнила я.
- Получается так. А когда мы повзрослели, то у меня лично на этот счет вообще никаких сомнений уже не было. С каждым новым днем нашего долгого общения, узнавая друг друга лучше, я с большей уверенностью понимал, что это моя женщина, что она – мое дыхание, мои глаза, мой слух. Не знаю даже какими словами передать это состояние. Я всегда мечтал видеть ее в своей жизни не только как жену, не только как мать своих детей, а кем-то большим, потому что она была для меня самой любимой. И это не просто слово, любовь – это когда мужчина и женщина одно целое.
     С каким воодушевлением и пронзительностью были произнесены эти слова. Тут дед Арсентий поднялся, подошел к шкафчику и что-то достал. Это была верхняя часть рукоятки, которая,  по всей видимости, крепилась к коробке передач на автомобиле.  Сначала я не могла найти связи этого предмета с нашей беседой, но когда рассмотрела его ближе, все поняла. Под стеклом той самой рукоятки я увидела фото красивой и молодой Лолы. А дед Арсентий, глядя на фото,  чуть ли не со слезами на глазах, очень эмоционально продолжил:
- Этот взгляд всю жизнь со мной. За долгую жизнь я сменил не одну машину, и на каждой из них со мной всегда было это фото.  Первой нашей машиной был маленький «запорожец», на котором мы объездили с Лолой  много мест в России. И, слава Богу, за всю жизнь ни одной серьезной аварии. А знаете почему? Потому что со мной всегда была моя Лола, я касался рукой переключателя и чувствовал защиту, которая передавалась мне через фото. Я верил в это, и энергия добра была всегда рядом со мной. Ее молитвами я жив и здоров.
     Я заслушивалась этих людей, эту уже не молодую, но такую влюбленную пару и,  к моему сожалению все больше понимала, что похожих историй в современном мире становится все меньше.
     Я решила продолжить беседу, и мне очень было интересно узнать  об их свадьбе.
-   А у вас была свадьба, какой она была,- завороженно спросила я.
- Тут дед по-доброму посмотрел на бабулю и уверенно произнес:
- Она вам поведает об этом лучше меня. Давай, Лола.
      Бабуля вздохнула, улыбнулась, в одно мгновение мне показалось, что даже грусть пробежала по лицу. И она после небольшой паузы с удовольствием начала говорить:
- Если бы вы знали, как я мечтала о свадьбе. Было послевоенное время, жили бедно. Тогда не было таких застолий как сейчас, все было очень скромно.  Но мечтать никто не запрещал, и я мечтала, что одену фату и под грузинский свадебный танец закружусь со своим женихом.  Пока мой Арсентий был в армии мы часто с сестрами и подругами репетировали нашу свадьбу.  По-девичьи веселились.  Помню, на окнах не было красивых занавесок, весела марлевая накрахмаленная ткань. Так вот  из нее мы соорудили мне фату, роль жениха исполняла подруга.  Другие подруги и сестры напевали мелодию, а мы всем сердцем танцевали, эмитируя свадебный танец. Сказать четно, я с головой входила в образ. Это было очень весело. Только на самом деле получилось все на много проще: без фаты и свадебного танца.
     Я дождалась своего любимого с армии.  И прихватив с собой полупустой чемодан, мы отправились в отчий дом моего любимого.  Там общими усилиями близких и соседей был накрыт небольшой столик, немного посидели, попели песни. Вот и вся свадьба. Но мы были очень счастливы, мы были полны надежды и веры.  А самое главное для нас было то, что мы теперь вместе. Первый месяц мы спали в отдельной комнате, ну а потом, по окончании так сказать, медового месяца нам пришлось расположиться за ширмой, которую я сама соорудила.  Отчий дом супруга был небольшим,  поэтому приходилось тесниться. Так мы прожили около пяти лет.               
     Тут дед Арсентий решил продолжить рассказ:
- Первый наш собственный дом мы построили можно сказать своими руками. Дом был деревянный, без перекрытия. Штукатуркой для стен являлись глина с соломой.  Строить помогали родные, близкие, соседи. Раньше все друг другу помогали, это было нормой. Иначе, в это непростое время, наверное, выжить было бы очень сложно.  Мы прожили в этом доме несколько лет.   
     Бабушка Лола перехватила:
- Да, так и было. Люди были проще и добрее. А что касается нашего дома, то однажды, чтобы не было сырости, поскольку дом стоял на земле мы его решили приподнять и поставить на сваи. Так многие на селе делали. И вот однажды, вернувшись с города, я  вижу такую картину -  рассыпанный дом, будто его и не было и своего мужа сидящего в недоумении с опущенной головой.  Я никогда не видела его таким поникшим и растерянным. Первые мои слова к нему были следующие: «Не расстраивайся так, любимый. Все что не делается, все делается к лучшему. Сейчас только май месяц, впереди столько теплых дней. Мы с тобой и детьми сможем пережить это время в летней кухне, ничего страшного в этом нет. А за это время начнем строить новый дом, и к зиме сможем перейти хотя бы в одну комнату».  Я старалась говорить уверенно и с любовью, понимая, как разбит он внутри.  Говоря это, я вообще не представляла, как в реальности это будет выглядеть, но я понимала, что должна морально вывести из стопора своего мужа. Он вообще не ожидал от меня такой реакции,  и это придало ему уверенности и сил.  Примерно через пять месяцев мы переехали в новый дом.  Отец Арсентия был плотником, он соорудил окна и двери, а наши братья и близкие помогли в строительстве.
     Все-таки сколько мудрости в этой женщине,- подумала я.  И тут, наливается в бокал вино, а дед Арсентий произносит  очередной тост:
- Дорогие мои, давайте выпьем за мир во всем мире. Чтоб никогда вас не застали  ужасы войны. Мира в ваших домах, семьях, душах!
     С таким трепетом были произнесены эти слова, а в глазах пробежала такая грусть, что я поняла, война коснулась этого человека.
- Скажите, сколько вам было, когда началась война,- спросила я у деда.
- Где-то около десяти. Это было жуткое время. Отца забрали на фронт, мы остались с мамой, братом и сестрами, приходилось выживать. Мы пухли от голода. Никогда не забуду один случай. Пришел как-то к тете и, почувствовав запах лепешек,  предположил, что меня угостят. Сам голодный как собака, весь извелся слюной. Жду, не ухожу, а тетя их все не вынимает и не вынимает. У нее были свои расчеты на эти лепешки, но этого я не понимал или не хотел понимать из-за голода. Так они у нее и сгорели, превратившись в угольки. Увидев эту картину,  в голове все прояснилось, от чего стало еще больней и голодней.
     Услышав эту грустную историю, я решила  поменять тему.
- А расскажите мне, пожалуйста, о ваших детях,- попросила я.
     Бабуля воодушевленно заговорила:
- Бог нам подарил трех замечательных дочек. Я всегда любила девочек,  вот и получила. Они у меня прекрасные, за них я горда. У каждой своя семья, дети и даже внуки. Они для меня самые лучшие, я каждую из них люблю, за каждую из них молюсь и переживаю, потому что жизнь есть жизнь и каждой выпадают свои испытания.
     Тут дед Арсентий добавил:
- Самые лучшие дочери в мире – это мои!!!
     Вечер продолжался, красивые тосты произносились и дедом Арсентием, и его внуками.  Заиграла музыка, а бабушка Лола,  долго не раздумывая понеслась в пляс, прихватив с собой внучек и правнучку.  Это был грузинский танец. Как красиво они танцевали, плавно скользя словно лебеди.  А бабуля еще и подпевала. Затем вышли два внука, которые поразили меня своим мастерством.  Как легко они двигались, эти вращения, переходы, резкие движения рук и ног и все под такт музыки. Я была приятно удивлена, а мое настроение стало еще лучше, когда и меня затащили в пляс, и я тоже немного научилась этим грациозным движениям грузинского танца.
     Я думала, что бабуля устала и вечеринка пойдет на спад, но не тут-то было. Бабуля поведала о том, что очень любит петь, и что в ее отчем доме они с детства часто с сестрами и братьями  пели вместе. Она вспомнила их всех по имени. Тех, кого уже нет в мире земном, помянула добрым словом, а живым пожелала здравия. И, несмотря на небольшую грусть от воспоминаний, она запела. Она пела душой, она пела глазами, каждый звук был наполнен смысла, она словно уходила, переживая прошлое, и возвращалась в реальность. В ее чистом взгляде считывалась любовь к самым родным и близким.  Ведь она  их защитница и на мгновение мне даже показалось, что даже самая веселая песня с ее уст  высшими силами воспринимается как молитва. Столько силы и энергии в этой необыкновенной женщине.
     Было уже поздно, и ночевать я осталась у бабушки Лолы и  деда Арсентия.  Утром я проснулась под приятное пение птиц, а свежий воздух, исходящий с открытого окна приятно взбодрил меня. Тут, я заметила бабушку Лолу, стоящую у иконостаса, с зажжённой свечой, она тихо читала молитву. А я чувствовала себя счастливицей, что нахожусь здесь, я смотрела на эту женщину и благодарила Бога за эту возможность знакомства и общения с ней и ее супругом.
     Умывшись, я решила немного побродить по саду и огороду, и была удивлена, как все ухожено у этой уже не молодой женщины.  Необыкновенной красоты клумбы с цветами меня просто заворожили. Тут ко мне подошла моя Лола:
- Девочка моя, а я тебя потеряла, надо же позавтракать. Как ты спала на новом месте, женихи приснились?
- Я так крепко спала, у меня столько впечатлений от вчерашнего вечера, что я вообще не видела снов,- ответила я.
    И я решила вновь обратиться к бабуле с расспросами.
- Как у вас все ухожено чисто, как вы успеваете, ведь не каждая молоденькая на такое способна. Откуда столько трудолюбия?
Бабушка Лола как во вчерашнем танце повела руками,  давая понять, что ей очень приятен это комплимент и вздохнув начала говорить:
- Мы с детства привыкли работать и всю жизнь работаем, так мы приучены. Заниматься огородом, и все что с ним связано мне нравилось всегда. В свое время я окончила курсы агронома и в парниковом хозяйстве выращивала рассаду. После замужества  работала в колхозе, затем в совхозе.  Какой-то период собирали азалию, за нее платили какие-то копейки, но мы не жалели себя. А сколько чая было собрано, если бы вы только знали. Помню как-то приехали корреспонденты из Грузии, и на страницах их газеты была признана как лучшая по сбору чая.  Около года я проработала на свиноферме, затем была рабочей на тарной базе, а в одной из турбаз города оператором посудомоечной машины. Всех видов своей деятельности сейчас и не припомнишь. Сказать честно и дома всегда было много работы, ведь мы  имели свое хозяйство, всегда был домашний сыр, масло и свежие овощи.
     Тут, вспоминая вчерашнее застолье, у меня возник такой вопрос:
- Скажите, а откуда вы так вкусно готовите, вы, наверное, еще и повар по образованию,- в шутку промолвила я.
     Бабуля мило улыбнулась:
- Готовить я люблю с детства, этому меня научила моя мама, нигде  профессионально этому я не училась. В этом главное желание и самосовершенствование. Да, я действительно работала поваром в ресторане, который тогда только начинал свою деятельность. От всей души мною были переданы весь опыт и знания, сложившиеся за жизнь. Я давно на пенсии, но этот ресторан процветает уже более двадцати лет, а я чувствую в этом и свою заслугу, это моя гордость.
     Тут мы с бабулей замечаем стоящего в сторонке деда Арсентия, оказывается, он тихо наблюдал за нами. Он подошел ближе к нам и, поцеловав свою жену громко произнес:
- Ты моя труженица, ты моя умница!
     Бабуля расцвела, и долго не думая ответила:
- Кто бы говорил. Сам ведь  ветеран труда.
Дед, немного рассмеявшись своим не тихим голосом начал рассказ:
- Как сказала уже Лола, мы не боялись ни какой работы и это так.  С 12 лет я с матерью запрягал коров и пахал земли. Как и всем мне пришлось работать в колхозе. В совхозе был бригадиром. Много профессий сменил, был и сантехником в кинотеатре, и кладовщиком на базе, и охранником в военной организации. Одно время занимался животноводческим и сельским хозяйством. По-разному складывалось. Как бы тяжело не было, руки мы никогда не опускали.

     После утренней прогулки мы все проголодались, и  бабуля пригласила к столу. За завтраком, вглядываясь в эти лица, я понимала, что очень привязалась к ним. В течение дня мы просто болтали. Я узнала от бабушки Лолы, что дед Арсентий всегда был заботливым мужем, что она даже порою не знала цен на продукты, а просто писала список, по которому любимый ей все доставлял. Из ее рассказа я поняла, что им никогда не было скучно вдвоем. Были, конечно, споры, но не затяжные, скорее для обновления чувств. А сейчас, после операции дед Арсентий ночью проверяет все ли в порядке с женой и как, смеясь, говорит бабуля: «щупает меня по ночам, жива ли я, а я потом уснуть не могу, вот как заботится». 
     Потом мы смотрели фотографии. Лола и Арсентий были очень красивыми в молодости. Дед Арсентий занимался тяжелой атлетикой, и его сила прослеживается на многих фотах со штангой. Я обратила внимание, что в альбоме много семейных фотографий. Как рассказала бабуля, раньше в их семье было традицией ходить на демонстрацию 1 мая и 7 ноября с детьми и внуками, а затем заходить в фото студию и запечатлеть эти дни, ведь в те времена не было сотовых и интернета. А все выходные и праздники дети и внуки проводили у своих родителей и прародителей. Но меня охватила дрожь, когда я увидела одно невероятно трогательное фото. Показав его бабушке Лоле, я чуть не расплакалась, а она, глядя мне в глаза трепетно произнесла:
- Да, это наша золотая свадьба. Дети и внуки организовали нам этот праздник. И представляете, моя мечта можно сказать сбылась. Пусть и не было белого платья, но фата свисала на мои плечи, а букет невесты нежился в моих руках. Жених был в костюмчике. Танец свадебный состоялся. И еще, в этот день произошло самое главное событие – мы повенчались в церкви.  К нам на золотую свадьбу пришли самые родные и близкие.  Мы веселились, танцевали и были безмерно счастливы.

     Рассказывать об этих замечательных людях хочется долго, но мое время пребывания заканчивалось, и надо было возвращаться домой.  После долгих объятий я отправилась на вокзал. В поезде всю дорогу я прокручивала  эту историю любящих людей. Меня восхитила их жизнерадостность, желание жить и творить. В этой паре все наполнено смыслом, в них живет любовь и вера, в их судьбах столько энергии, которой они всем сердцем делятся не только с родными, но и со всем миром. Бабушка Лола и дедушка Арсентий – эталон семьи и отношений. В этой паре она – женщина, которая всегда молода, несмотря на возраст, всегда мудра, независимо от обстоятельств. А он – мужчина, преданный своей семье, всегда по-настоящему любящий свою супругу. И только на один вопрос я не могла найти ответ – в чем же секрет таких отношений и поймала себя на мысли, что бабушка Лола и дедушка Арсентий одинаково ответили на вопрос о любви, для них обоих любовь – это единство, единство во всем. А там где живет единство, любовь бесконечна…