Филипп Шпенер. Pia Desideria. Фрагменты

Инквизитор Эйзенхорн 2
PIA DESIDERIA (1675)
Филипп Шпенер

Предисловие

Возлюбленные отцы и братья!
Когда я был призван, то мне попалось на глаза предисловие к "Постилле" дорогого Арндта*: "В течение всего этого времени я должен был проповедовать это раз за разом, чтобы трудиться, исполняя волю Божию и раздавая благодать в Его винограднике, и я  часто был искренне встревожен, обременен работой совести и имел много забот. Но я также знаю, что есть очень много тех, кто сетует со мной на то же самое, и готов прильнуть в скорбном плаче к коленям других". Страдания, которые мучают нас, бывает трудно скрыть, и никому не возбраняется проливать эти слезы не только тайно, но и там, где их могут видеть другие и нам может быть оказано сострадание. Ибо там, где человек видит страдания и болезни, для него естественно искать помощи, и если эти недуги охватывают благородное духовное тело Христово, которое нуждается в заботе всех нас, поскольку мы Его члены, и никто из нас не может быть чужд его немощам - то должны быть найдены и использованы действенные снадобья, чтобы  исцелить и укрепить ее.
Прежде самым могущественным средством для этого было то, что наиболее выдающиеся руководители и представители Церкви собирались на соборы и проясняли общие для всех опасности. Мы возблагодарили бы Бога, будь в том состоянии, чтобы мы могли надеяться, что столь полезное дело совершится сейчас, и благочестивые умы часто печалятся о том, что этого нет. Но неизвестно, произойдет ли такое в будущем, а мы не можем ждать до нашей кончины, пока положение изменится, чтобы восполнить наши нужды, за которые мы отвечаем. В отсутствие же таких соборов христианские проповедники должны иметь возможность в страхе Господнем обсуждать между собой, в том числе письменно, наболевшие важные вопросы о деле Божием, и сегодня крайне важно то, чтобы Церковь, которая служит Богу, могла довести такие мысли до умов ради назидания братьев.
Именно это делали ревностные христианские богословы уже давно, и подобные труды публиковались и в настоящее время, так что я не первый засвидетельствовал желание вынести на публичное обсуждение ряд предложений. Я не стал бы предлагать свои ограниченные мыслишки для решения столь серьезных проблем, когда в царстве Господа, как и в мире, на тему церковного порядка и духовного блага народа звучат голоса, рядом с которыми мое мнение стоит слишком дешево. Но если на эти вещи обращают внимание не только в Церкви, но и на некоторых мирских встречах, то это веская причина понять, что весь должный порядок давно перевернут вверх дном, и самые простые люди имеют большую свободу выражения своего мнения, чем начальствующие, чье достоинство должно было бы заключаться в размышлении над предложениями о том, что следовало бы улучшить  в существующем положении дел. Именно поэтому я решил присоединиться к этому спору, и - свидетель тому Тот, Кто взыскует сердца - мной не двигало здесь ничего, кроме глубокой любви к Церкви Божией и стремления воздать честь Тому, Кому я служу.
Но я не могу доверять самому себе настолько, чтобы думать, что я один пролил свет на вещи, ибо от такого самомнения было бы куда больше вреда, чем пользы; поэтому я и представил свой опыт моим возлюбленным коллегам и собратьям, и зная, что духи пророческие послушны пророкам, не только предложил прочесть их слово в слово, но и по-братски помнить, что в моих предложениях является необходимым. Многие  другие поспособствовали тому, что было в данном случае полезно, поскольку они не просто одобрили написанное и укрепили меня в моих мыслях, но и согласились со мной в том, что Бог желает, чтобы Его работа не осталась без благословений для нас. Поскольку много достойных умов желают того же, я счел нецелесообразным оставлять написанное втайне, особенно потому, что через несколько месяцев после того, как я впервые напечатал свои соображения, они были признаны полезными и назидательными как для простых христиан, так и для тех, кто служит в винограднике Господа, и некоторые люди извлекли большую пользу из моей незначительной работы. Тем не менее до сих пор я не решался публиковать дальнейшее под своим именем, потому что не считал нужным искать чести своему уму, а также потому, что вопреки намерениям и страстям любого автора Писание как таковое принесет людям гораздо больше пользы, чем вся его писанина. 
Но сейчас такого рода проблемы для меня почти исчерпаны, ибо я встретил труды христианина с удивительными Божьими дарами и многолетним опытом работы во славу Божию и на общее благо, и при этом прекрасно обученного богослова. Когда я прочитал у него такие же мысли, я сообщил бы ему об этом, если бы мог. У меня нет такой возможности, но я надеюсь, что он не будет смущен моей бесцеремонностью и не усмотрит в моих словах какого-либо зла**. 
Но если у меня будет возможность написать это на пользу и сохранить свободу и направление моего ума, то читателю будет предоставлена возможность свободно и зрело рассмотреть затронутые вопросы, и предпочесть то, что он найдет наиболее важным. Таким образом, я пошел на написание этой книги, учитывая труд других, и без другого намерения, кроме как для того, чтобы, возможно, не так много, но хотя бы несколько людей извлекли из обсуждаемого выводы, и другие, более просвещенные и одаренные Богом, чем я, по зрелом размышлении нашли эту работу освежающей, способной передать настоящее благочестие, воодушевить к усердию и предоставить нашему Главе спасительные средства и силу Божественного научения Слову. 
Благословенный доктор Георг Дорше из Ростока*** в 1659 году предложил в качестве спасительного средства в защиту ортодоксии порядок, чтобы среди богословов и преподавателей была бы введена и поддерживалась регулярная братская переписка, благодаря чему появилась бы надежда на некоторые вещи. И сейчас это предложение было бы весьма хорошим и полезным  для сохранения чистого учения, хотя такая переписка, отчасти частная, а отчасти официальная, была бы не менее, а более полезна уже не в академической жизни, а в отношении практики и управления Церковью, и прежде всего между служителями высокого ранга.
Давайте же совместно поразмыслим над тем, чего ждет от нас Тот, Кто поставил нас пасти Церковь, которую Он приобрел Кровию Своею, то есть самой дорогой мыслимой ценой. Вспомним, возлюбленные отцы и братья, что у нас есть Бог, Которому мы обещали служить и, следовательно, именно это должно быть нашей главной и единственной заботой. Давайте отметим серьезную ответственность, которая лежит на каждом человек, что заботится о душах с нашей подачи. Давайте вспомним, что однажды с нас спросится за то, чему мы учили и что представили миру, благодаря чему люди, среди которых мы жили, были в состоянии получить то же самое; в честь чего совершается все, что оставит наши имена в мире. Поймем, дорожим ли мы людьми и душами или стремимся стяжать земные блага, навлекая на себя проклятие; стремимся ли всем сердцем продвигать Царство Божие чистым, благочестивым учением и достойным примером презирающему нас миру, отвергая себя, принимая свой крест и следуя за нашим Спасителем, если мы хотим, чтобы наши слушатели получали от нас назидание, с которым они смогут мужественно противостоять заблуждениям и развращенной жизни, и поддерживать себя в безбожном мире. Если мы претерпим скорби или гонения, спровоцированные лжебратьями, то Бог высоко оценит такие страдания. Приложим же усилия и заботу к тому, чтобы исследовать недостатки своих церквей и не только узнать о болезнях, но и найти средства от них усердным призыванием Духа Божия, исследованием и размышлением.
Давайте не остановимся и на этом, но будем стремиться к тому, что мы сочли необходимым и полезным сделать, насколько это может каждый человек в своей общине. Потому что иначе зачем бы начинать то размышление, итоги которого будут лишь свидетельством против нас, если мы не пожелаем и не будем жить лучше? Вместо того, чтобы страдать от обид - давайте попробуем найти как можно больше знаков того,   что наша работа может угодить Господу, потому что Он позволяет ей совершаться, и пусть тогда никто из нас не устанет и не ослабит своего рвения. В первую очередь будем готовы и рады принять то, что делают другие ради нашего назидания; пусть каждый из нас склонится перед теми в своем собрании, что помогают ему все больше и больше возрастать в благочестии; и если мы последуем их примеру, то пусть Божья благодать позволит нам наверстать время, кажется, упущенное безвозвратно, так что в конце концов мы добьемся того, к чему стремимся. Все мои предложения идут почти исключительно там, где послушные принимали их и помогали делать все, что необходимо для их назидания. Если так будет и впредь, то это станет обличением не покорившихся  Слову. Не будем же терять надежду, если что-то сначала не получится или успех не будет соответствовать ожидавшемуся! Что невозможно человекам - возможно Богу. Он совершит в Свое время, если мы дождемся. Чтобы собрать плоды, нужно терпение, и если их соберем мы, то другим потребуется терпение, чтобы их собрать и передать. Работа Господа совершается чудесным образом, как чудесен Он Сам. Но именно потому, что она сокрыта от нас, мы можем быть уверены, что она проявится там, где мы не ожидали. Пусть же Бог позволит нам радоваться Своему делу и в отдельных его частях: возможно, Он хочет что-то сокрыть от нас, чтобы мы не возносились. Возможно, какое-то растение покажется нам бесплодным, но оно принесет плоды в свое время. Не уменьшим же усердие в нашем труде, а совершение его оставим Хозяину; станем молиться Ему с усердием, а затем  будем довольны тем успехом нашего труда, к которому Он благоволит. Поможем же со всей сердечной преданностью и друг другу с молитвой и прошением, чтобы мы могли стать дверью Слова Божия, говорить и поступать достойно его и плодотворнее возвещать тайну Христа, и прославлять Его имя своим учением, жизнью и страданиями. Со своей пылкой, но убогой молитвой прибегая к Его заступничеству, я препоручаю вас великой Божьей верности, благодати и правлению.
 
Фрагмент

Можем ли мы озаботиться тем, чтобы нести Слово Божье с избытком среди нас? Мы знаем, что в нас нет ничего хорошего от природы, но все благо, которое мы имеем, дано нам Богом. Слово тем не менее есть единственное средство для того, чтобы была воспламенена вера в Евангелие. Закон тем не менее есть правило добрых дел, и в нем много прекрасных вещей, достойных того, чтобы следовать им. Чем обильнее Слово Божие будет обитать среди нас, тем больше мы будем приносить плоды веры.
В разных местах и даже в этом городе я, хотя и не ежедневно, как дома, но часто проповедовал об этом с кафедры. Но если мы рассмотрим этот вопрос зрело, мы найдем в другой части (законе. - пер.) много такого, что нам крайне необходимо. Я, конечно же, не отвергаю проповеди, которые читаются на один развернутый текст и его провозглашение, возвещаемое христианской общине. Я сам так делаю и считаю это правильным, но не думаю, что этого достаточно.
Во-первых, мы знаем, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3.16). Таким образом, христианская община должна знать все Писание без исключения, чтобы иметь необходимые преимущества. Я знаю, что избранные тексты, которые, чередуясь, повторяются много лет подряд в какой-либо общине, составляют лишь очень небольшую часть Писания, представленную нам. Все остальное просто не слушается общиной или в лучшем случае составляет незначительную часть предметов проповеди. Так многие не воспринимают и самого главного.
Во-вторых, люди часто не имеют возможности правильно обращаться с текстами Писания, которые предлагаются им. Они не находят также возможности практиковать то, что от них требуется. Конечно, некоторые читают и изучают Писание самостоятельно, что само по себе похвально; но этого также недостаточно.
Поэтому рассмотрим, что может посоветовать Церковь, чтобы вдобавок к очередным проповедям по предписанным текстам люди осваивали Писание в какой-либо другой форме.
1. Прилежное чтение всего Писания, особенно Нового Завета. Не будет сложным, чтобы каждый домохозяин всегда имел в руках Библию или, по крайней мере, Новый Завет, и понемногу читал его каждый день и читал вслух домочадцам.
2. В дополнение к этой практике частного чтения было бы целесообразно по возможности публично читать и толковать библейские книги последовательно в каждой общине. Можно было бы делать по крайней мере краткие разборы и резюме. Это будет полезно для всех, в особенности для тех, кто не имеет возможности или времени систематически читать Библию самостоятельно.
3. Также, если речь идет о зрелой общине, не может быть бесполезным, если мы возродим старую апостольскую практику и в дополнение к нашей обычной проповеди будем проводить другие встречи, как Павел в 1 Кор.14 описывает, что право учить имеет право не только кто-то один (хотя за таковым должно быть закреплено его место), но с ним и другие, кто благословлен дарами и знаниями. Конечно, здесь не должно быть беспорядков и споров, но  они должны представить свои благочестивые мысли по вопросам, в которых они разбираются, и оставить другим право судить их. Пусть же это будет сделано благопристойно и чинно. В определенное время или в разных местах эти встречи могут быть поручены тому служителю или другому, но в любом случае они должны собирать вместе тех членов общины, которые стремятся послужить Богу, и поручаться людям с достаточными знаниями или талантом. Пусть же на них будет читаться и толковаться Писание, в любом месте и простым способом, и будет обсуждаться то, что полезно и назидательно. Это способствовало бы также тому, чтобы любой человек, который чего-то не понимает достаточно или испытывает сомнения, имел возможность получить разъяснения и заручиться ими. Тогда те, кто научен больше других, включая проповедников, смогут дать объяснение и толкование сразу. Если одно толкование Писания будет принято в согласии, кто-то другой из учителей проведет другое и, таким образом, будет затронута вся группа.
Тем не менее, все должно быть в том порядке, который требуется стремлением к славе Божией и духовному возрастанию. Там, где есть склонность к дерзости, склокам, честолюбию и т.п., все это должно предотвращаться. Следует тщательно следить за проповедниками, чтобы они сохраняли благопристойность и чинность, в противном случае от них не будет никакой пользы.
Проповедник должен знать свою аудиторию и ее слабые стороны, прежде чем преподавать ей учение благочестия. Также лучшим, что нужно и ему и слушателям, будет взаимное доверие. Для этого слушатели и получили прекрасную возможность практиковать свою старательность в Слове Божием и радоваться, поделившись своими недоумениями и вопросами совести и услышав ответ. Вряд ли они солгут, в противном случае их сердце не дало бы говорить устам. Пусть же они внутренне возрастают  и становятся более плодотворными, чтобы иметь возможность учить детей и слуг в домашней Церкви. Если   такие возможности отсутствуют, проповеди, где говорит только один учащий, ни в коей мере не удовлетворяют и не дают достаточно. Обычно у людей после этого нет времени думать о таких вещах, и даже если они размышляют, от них ускользает слишком многое, что они могли бы закрепить в обсуждении.
Возможно, на этих частных и домашних уроках молящиеся и не смогут уяснить для себя смысл и значение любого отрывка Писания, получить объяснение которого хотели бы читающие. С другой стороны, восполнять то, чего не хватает учащим и учимым, может только служение, опирающееся на большую работу, которую они совершают. Именно так мы можем сделать хотя бы некоторые вещи, чтобы выполнить наставление апостола Павла, который говорит: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью. Научайте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями" (Кол.3.16). И как же это делать, если не на таких встречах, предназначенных для прославления Бога и взаимного ободрения?

* Работа, чрезвычайно популярная среди сторонников Шпенера (см.: Gawtrop R.L. Pietism and the Making of Eighteenth-Century Prussia. Cambridge,2005. P.110; Barnett C.B. Kierkegaard, Pietism and Holiness. L.,2016. P.15).
** В том же 1675 г. во Франкфурте Шпенер пишет предисловие к избранным сочинениям Арндта (Baron C.K. Bach's Changing World: Voices in the Community. Rochester,2006. P.47), и существует мнение, что вся Pia Desideria - это не более чем сопроводительная работа к этому изданию (Ward W.R. Early Evangelicalism: A Global Intellectual History. Cambridge,2006. P.8).
***Иоганн Георг Дорше (1597-1659) - немецкий лютеранский богослов. Родился в Страсбурге в семье ремесленника, бежавшего из Баварии. Окончив Страсбургскую гимназию, в 1614 г. поступил в родном городе в университет, оконченный со степенью магистра искусств. Продолжил изучение богословия в Тюбингене, где слушал лекции Лукаса Осиандера. В 1622 г. рукоположен в Страсбурге, но продолжил учиться у Герхарда в Йене, а также в Лейпциге, Виттенберге и Марбурге. С 1627 г. профессор Страсбургского университета и проповедник кафедрального собора на протяжении 25 лет. С 1654 г. профессор богословия в Ростоке, где трудился до конца жизни, умер и похоронен. Ведущий сторонник Формулы согласия в лютеранской ортодоксии XVII в., сравниваемый с Даннхауэром (см.: Aland K. Spener-Studien. B.,1943. S.59), вел полемику против Георга Каликста и с иезуитами по поводу реституции католической собственности в протестантских землях. Автор трактата "О мерзости мессы" (1624). Защищал Иоганна Арндта (Van den Berg J., Brecht M. Der Pietismus vom siebzehnten bis zum fr;hen achtzehnten Jahrhundert. Gottingen,1993. S.149-150) и подвергся влиянию Шпенера (см.: Wallmann J.  Pietismus und Orthodoxie. Tubingen,2010. S.23). Вместе с последним учил об обращении евреев (Krauterr-Dieroff H. Die Eschatologie Philipp Jakob Speners. Tubingen,2005. S.11).

Перевод и комментарий(С) Inquisitor Eisenhorn