Хабиб Бургиба Германия будет размолота

Николай Сологубовский
Хабиб Бургиба: «Германия будет размолота»

8 августа 1942 г., еще находясь в Fort Saint-Nicolas  в Марселе, когда до коренного перелома Второй Мировой войны было далеко и чаша Истории Человечества колебалась, Бургиба, воспользовавшись свиданием с женой и сыном, обратился с письмом из тюрьмы к своим  соратникам в Тунисе, ко всему тунисскому народу. В нем он предсказал неизбежную победу союзников  и поставил задачи перед  тунисскими патриотами.
Это письмо могло стать его политическим завещанием. Его намек на то, что он больше не увидит свободы, красноречиво говорит о том, в каких тюремных условиях он находился и какое давление ему пришлось выдерживать.
Сказав «НЕТ!»  нацистам, Хабиб Бургиба продолжал сражаться и из застенков отдавал приказы своей «армии». И не раз, как он потом рассказывал, Хабиб Бургиба вспоминал образ побежденного, но несломленного берберского царя Югурты, героя истории Туниса, брошенного римлянами в тюрьму и казненного ими, но не предавшего свой народ.
Вот это историческое письмо .
«Дорогие товарищи! Мои дорогие соотечественники!
У меня складывается впечатление, что все или почти все уверовали в победу держав Оси . Подобное состояние умов фатально совпадает с темными чувствами тунисского народа, забитого тяжестью слепых и жестоких репрессий, которые длятся с 9 апреля 1938 г., а после капитуляции Франции были продолжены с той же свирепостью, под безразличным взором комиссии по перемирию.
Наивная вера в то, что поражение Франции – ниспосланная ей божья кара, что с ее господством кончено, а независимость придет к нам с неминуемой победой держав Оси, такая вера поселилась в душах. И это можно понять. Но я вам говорю, это – ошибка, страшная и непростительная ошибка...
Германия не выиграет войну,... время работает против нее, и можно математически просчитать, что она будет раздавлена. Между русским колоссом, которого не удалось свалить в прошлом году – и он уже возобновляет наступление  – и колоссом американским, или англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей. Это лишь вопрос времени.
Поэтому наша роль, ваша роль и всех, кто имеет определенное влияние на массы, – действовать таким образом, чтобы к исходу войны тунисский народ и в особенности его передовой отряд, Новый Дустур, не оказался в лагере побежденных... В этих условиях следует дать активистам указание, дать под мою личную ответственность: войти в контакт с французами-деголлевцами в Тунисе (должны же они быть, хотя бы некоторые наши друзья-социалисты, например) с целью согласовать, по возможности, нашу подпольную деятельность с их задачами, оставив на потом, будем думать об этом после войны, проблему независимости.
Постарайтесь также, насколько возможно, с их, друзей, посредничеством, установить контакты с английскими или американским агентами, которые должны сейчас кишеть в Тунисе... Но это надо делать с большими предосторожностями, не теряя связи с французами, поскольку вполне вероятно, даже не стоит сомневаться, что это вызовет их разочарование. Однако, неважно. От нас сейчас требуется безусловная поддержка союзников .
Я вам повторяю: для Туниса это вопрос жизни и смерти! И если, несмотря на все мною сказанное, я не смог вас убедить, подчиняйтесь! Это приказ, который я вам даю. Его не обсуждайте! Я принимаю на себя всю ответственность перед Богом и перед Историей!»

Я надеюсь, что  проницательный читатель  теперь поймет, почему в книге о Тунисе я так долго рассказываю о периоде, когда эта страна была оккупирована фашистами и затем освобождена союзниками от коричневой чумы. Северная Африка была театром боевых действий, которые западные историки  и сегодня преувеличенно называют «самыми решающими», а советские историки наоборот, считали «боями местного значения». Я предлагаю историкам  в честь   Побед под Сталинградом и в Северной Африке сделать еще один шаг к созданию более объективной картины  войны и анализу ее уроков. И предостеречь от забвения этих уроков. Сегодня мир столкнулся с новой угрозой: международным терроризмом,  «исламским фашизмом», который прозвали «черной чумой».
Сейчас модно разыгрывать по телевидению шоу на тему  «Что было бы, если бы да кабы»… Страшно подумать, что было бы… И когда историки пишут, что в 1942-1943 гг. чаша Истории Человечества колебалась, то кто может сказать, чей вклад оказался решающим и что склонило эту чашу на сторону Нашей Общей Победы: стойкость советского солдата под Сталинградом,  храбрость английского артиллериста под Эль-Аламейни, мужество американского танкиста под Кассерином, любовь  французского летчика эскадрильи Нормандия-Неман к своей Родине, Свободной Франции  или эти несколько листов бумаги, исписанных  недрогнувшей рукой  гражданина Туниса, ставшего впоследствии первым президентом Свободного Туниса .

Письмо из разрушенного Карфагена

В ночь с 6 на 7 ноября 1987 года молодой и энергичный генерал Бен Али, премьер-министр Туниса, отстранил от власти  «по состоянию здоровья» старого и беспомощного Хабиба Бургибу. Одновременно он заявил о своей решимости продолжать политику Бургибы, первого президента Туниса, под руководством которого тунисский народ добился независимости и встал на путь социального прогресса. Тунисцы с одобрением восприняли эту «жасминовую», как ее назвали журналисты, «революцию».
Молодой  и «подающий большие надежды своей бурной писаниной», как шутили друзья, журналист Агентства печали Новости, кем я был тогда,  стал свидетелем 1987 года в Тунисе.
...Бургиба покидал президентский дворец в Карфагене на вертолете. Он попросил пилота сделать прощальный круг и сказал с болью и печалью  слова, которые узнала потом вся страна: «Прощай, мой Карфаген!»
И еще долгие годы Бургиба жил в родном городе Монастир. А когда он скончался в 2000 году, тунисцы говорили: «Отец умер!» Поклониться к его гробу пришла вся страна...
Это был Человек с большой буквы: он  жил заботами Туниса, сделал много для его развития и думал о светлом будущем своей Родины. И он же сделал много ошибок, которые сам признавал и сам пытался исправить. 
И вот прошло много  лет, насыщенных многими событиями в жизни Туниса, да и не только Туниса, а и всего мира. Сегодня все они высвечиваются новым светом, потому что их итог оказался неожиданным и никем непредсказуемым.
14 января 2011 года президент Бен Али был вынужден покинуть страну на самолете и, не сделав круг над руинами древнего Карфагена, великого города, погибшего от рук своего заморского врага, имперского Рима, во втором века до н.э., оказался в изгнании.
Какие слова сказал он, бросая взгляд на родную тунисскую землю, исчезающую в тумане, неизвестно. Но какая драматическая сцена разыгралась у трапа президентского самолета, я рассказываю в моей книге «THAWRA. 13 дней, которые потрясли Тунис», изданной в 2013 году   ...
Тунисцы по-разному оценивают события декабря 2010 – января 2011 гг., спорят о прошлом и  настоящем, а больше – о будущем своей страны, ломают головы над старыми нерешенными проблемами и возникшими новыми и предлагают самые разные решения. Слушая их и читая тунисскую прессу, наверное, самую свободную прессу в мире,  анализируя самые разные точки зрения, зачастуя противоположные и взаимоисключающие, я поймал себя на мысли: как бы во время родов – а каждая Thawra (революция по- тунисски) – это рождение нового дитяти, и каким он будет, никто не знает! Не выбросили бы самого ребенка!
Я думаю о сохранении того позитивного и ценного, что было уже достигнуто тунисцами. Большинство из них – я сужу по нашим разговорам – надеется, что не произойдет разрушения «до основания  мира старого» и не придется на руинах и на обломках возводить «мир новый»: это было бы катастрофой!
В январе 2013 года тунисский адвокат М.Л. на мой вопрос: «Так что же произошло в январе 2011 года и что привело Тунис к социальному взрыву?» с иронией посмотрел на меня и сказал: «Так вы сами, русские, еще не можете толком сказать, что у вас было сто лет назад, в семнадцатом году! И все спорите между собой!»
Я вспомнил эти его слова, потому что, как и арабы,  и не только арабы, которые внимательно изучали и продолжают изучать опыт русских революций и Гражданской войны в России, так и нам стоит очень внимательно анализировать те процессы, которые  сегодня, в начале 21 века, происходят в арабском мире. Уверен, что анализ этих событий даст и «проницательным гражданам» России и других стран много пищи для размышлений, которые неизбежны, когда сама жизнь ставит перед тобой вопрос «Что делать?».
Потому что проблемы, с которыми столкнулся Тунис,   существуют в той или иной форме и в других странах. И уроки событий в Тунисе  – и для нас уроки. То,  что происходит в арабском мире, имеет прямое отношение к России. От того, как будут развиваться эти процессы, которые уже привели к гибели Ливийской Джамахирии, и трагедии Сирийской Арабской Республики, сражающейся с иностранными  наемниками и террористами-джихадистами  под масками «оппозиционеров», зависит будущее и России.
Оглядываясь назад, хочу сказать в первую очередь о позитивном, созданном руками тунисцев и русских в Тунисе.  Ведь я прожил в этой арабской, африканской, мусульманской стране более тридцати лет! И знаю, как уважительно относятся к русским в Тунисе!
В знак благодарности к тунисцам и сделан наш полнометражный документальный фильм «Анастасия» о судьбе  шести тысяч русских эмигрантов, которые,  пережив Гражданскую войну в России, нашли в Тунисе последнее пристанище!
На моих глазах Тунис развивался успешно и стабильно, расширялся международный туризм, составной частью которого стал российский туризм. Я говорю это с гордостью, как основатель первой российско-тунисской турфирмы СВЕЕТА ТРЕВЕЛ, которая под руководством Ирины Николаевны Сологубовской стала пионером российского туризма в Тунисе! Да, с гордостью, потому что нами была сделана огромная работа. Но в то же время чувствую огромную боль в сердце. Прочитав мои письма, дневники и репортажи, статьи Сергея Филатова, а также дневники Евгения Ларина, опубликованные в книге «THAWRA. 13 дней, которые потрясли Тунис», вы поймете почему…
Чтобы рассказать о событиях в Тунисе, нужно следовать примеру Марии Федоровны Видясовой, Алексея Борисовича Подцероба, Анатолий Захаровича Егорина, других российских ученых, труды которых так ценят российские читатели  и тунисские коллеги: нужно публиковать новые статьи и новые книги. С Сергеем Владимировичем Филатовым мы тоже издали несколько книг, в том числе нашу любимую «Тысячу и одну историю, рассказанную в Хаммамете», с которой началось повествование о туризме в Тунисе.
Работая над книгой «История Туниса», разве мог я подумать, что в январе 2011 года мне придется снова отложить ее в сторону, как и другую книгу об уникальных петроглифах и наскальных рисунках исчезнувших культур ливийской Сахары, итог наших путешествий с Алексеем Борисовичем Подцеробом  в сердце пустыни, и снова стать журналистом и фотографом, свидетелем событий в Тунисе, которые  ошибочно называют «арабской весной». А потом водоворот, вызванный «цунами» в Северной Африке, забросил меня репортером в другую страну, Ливийскую Джамахирию: 19 марта 2011 года альянс НАТО начал против нее необъявленную войну.
Война в 21 веке? Виртуальные игры с применением настоящих, несущих смерть бомб и ракет! Суперсовременные средства тотального уничтожения против беззащитных мирных людей!  Изуродованные тела детей! Сжатая в кулак обгоревшая рука танкиста! Слезы женщины, потерявшей своих родных, и ее проклятья, выкрикиваемые в безмолвное, равнодушное небо! И вопрос маленькой ливийской девочки, которая, смущаясь от своей неловкости, сказала мне по-английски: «Почему они нас бомбят?»
Вопрос, на который я никогда не получу ответа от западных политиков, апологетов «ракетно-бомбовой дипломатии», и от тех, кто оправдывал их антиливийскую политику, деятелей в других странах, в том числе и в России…
Вопрос, на который так много русских людей, сочувствующих арабским  народам, знают ответ и осуждают виновников .
Современные варвары в мундирах НАТО и в цивильных костюмах оказались на одной скамье подсудимых со всеми  другими негодяями всех времен и народов. Да, оказались! Потому что Праведный суд творится ежедневно!
Да, есть от чего впасть в отчаяние, когда понимаешь, что сражаться с монстрами лжи, с западными и российскими СМИ, оправдывающих этих преступников, – это повторять схватку Дон Кихота с ветряными мельницами. Враг - не эти «куклы–марионетки», а те, кто за ними прячется. Враг – кукловоды!
Для меня пережитое привело к выводу, что «арабская весна» - это трагедия: в одной Ливийской Джамахирии погибло столько честных патриотов, страна понесла столько невинных жертв и среди них столько детей, что не может быть прощения тем, кто все это затеял, преследуя только свои  корыстные цели. И не может быть прощения тем, кто эту войну не остановил, а остановить был должен!
Но кто сегодня услышит призывы судить их Международным судом? Когда же высшим мерилом будут забота о Человеке и сохранение его жизни?
И вот новая боль в сердце – выстоит ли Сирийская Республика? Смогут ли сирийцы победить жестоких мятежников, к которым на «помощь» брошена целая рать еще более бесчеловечных иностранных наемников из арабских и европейских стран?
Каждый день – теракты и  гибель от рук террористов  мирных людей, женщин, детей. Каждый день – новые фото и видео расстрелов  и казней сирийцев, единственная вина которых в том, что они защищали свое право на мирную и спокойную жизнь.
Война между Добром и Злом, охватившая арабский мир,  идет не на жизнь, а насмерть, постепенно приближаясь к России…
И если моя книга тронет Ваше сердце, то вместе мы сможем отразить грозящую России опасность.
А защитив Россию, мы спасем весь мир.
Автор. 2013 год.