Фишер

Валерий Иванов-Архангельский
   Один мой давний и хороший знакомый обладает удивительной памятью. Он шахматист, мастер спорта, казалось бы, тут и удивляться нечему. Но всякий раз я призываю на помощь это чувство, когда он, в очередной раз, ошарашивает меня своими неисчерпаемыми познаниями. Он, конечно же, большой поклонник Роберта Фишера и настолько знает творчество гениального американца, что всегда может воспроизвести любую из его партий, которую бы вы ни попросили. В любое время дня и ночи. От первого до последнего хода. И укажет где и когда она игралась. Такая вот завидная память у человека!
   Однажды я показал ему партию, как мне показалось, довольно энергичную.
   Он пожал плечами и равнодушно сказал:
   - Ну, так… ничего особенного… Чья?
   - Фишера, - отвечаю. Чья же ещё?
   - Да, ладно… не разыгрывайте меня.
   - Зуб даю, - вспомнил я молодость. Сыграна в 2000 году. 2-го сентября.
   - Чем докажете? Что-то не припомню такую.
   - А вот в Базе она есть. И сейчас я её продемонстрирую, - произнёс я и включил компьютер.
   Пока шёл разогрев, я наслаждался растерянностью знатока.
   - Впрочем, почерк его, - начал он сдаваться. Но где?! И с кем?
   - Ладно, - сказал я. Не буду Вас мучить. Признаюсь: Фишер-то Фишер, и даже Роберт, но у этого и рейтинг пониже - всего 2163 пункта. Да и родился много позже - в 196О году. Живёт в Германии. Словом, не тот Фишер!
   - То-то, - успокоился мастер. Фамилия распространённая. Мало ли Фишеров на свете?
   - Да, немало, - согласился я. В Базе с такой фамилией 192 шахматиста. Представляете? 192 Фишера! Вот это армия! Можно международный турнир организовать под эгидой «Фишер-2».
   - А деньги кто даст?
   - А игроков под фамилией Лопес в той же Базе далеко за четыреста, - не унимался я.
   Он равнодушно махнул рукой:
   - Может быть…  Но эти меня не интересуют. Настоящий Фишер – один.
   Возражать ему я не стал. Да и не имел права.