Добродетель определяет человека

Синильга-Лариса Владыко
     «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он»*. Если заменить в этой строке «вечерний» на слово церковный», то прелесть песенности сохранится, а вот жители многих уголков Беларуси, в частности п. Лесной, скажут, что речь  идёт об их местечке. Настоятель малого Божьего храма упомянутого поселка отец Андрей поведал мне: хрустально басовитый колокольный перезвон выводит талантливый человек, имеющий специальное обучение в этом виде искусства. Церковная мелодия, в которою он вкладывает свою душу, не может не затронуть сердца тех, кто ее слышит. У внимающих этой музыке, глаза добреют, а уста трогает светлая улыбка. Хочется, чтобы и у прочитавших это интервью проявились эти качества, не вытеснив при этом информацию для размышления и желания действовать во имя благ на Земле.
-Отец Андрей, при вашем приходе открыта Воскресная школа. Какова её цель? Ведь общеобразовательную она собой не подменяет.
-Изучение Библии, но не слепое ее толкование, а доступное разъяснение. Обучением занимается высокообразованный специалист, закончивший школу катехизаторов**. Потому никакого исковеркования духа и мыслей у идущих за учением быть не может. Обучаются у нас дети с шести лет, но и взрослым вход не запрещён.
-Предостерегаете слушателей об усердно расставленных сетях лжерелигий? Путь наш во мраке и кому, как ни вам, быть лучиком света на всем его протяжении.
-Безусловно. Замечу, хотелось бы, чтобы и в учебных заведениях нам давали слово. Ведь «суррогатные» религии не просто овладевают душой – они её губят. После их «обработки» дети уходят из дому и порой бесследно исчезают, часто родители сами бросают их, рушат семьи… Я ничего не изрёк нового. Об этом сейчас много говорят и пишут, но взывать и не действовать – этого мало. Чтобы защитить себя и своё будущее от исковерканного толкования Священного Писания, с этим хаосом нужно бороться сообща.
-Я понимаю, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но сами пробовали предложить свои услуги?
-Православной церкви запрещено прибегать к такому действию, потому я терпеливо жду обращения к нам со стороны школ. Мы отделены от государства, но это не помеха для разумного взаимодействия. В районе, где я проповедовал, мне отвели время в местной школе для проведения церковных уроков. Слушателей всегда было много, причём разных возрастов. Ожжет, и здесь скоро найдем точки соприкосновения: ведь среди моих прихожан есть как учителя, так и их ученики. Изучение Библии способствует выработке самоконтроля, дисциплины, подтянутости, благочинности. Оно вносит в сердце огонёк добра, который в каждом надо зажигать с детства.   Путь к Богу начинается с родителей, так как семья – это малая церковь. Я не призываю к насаждению религии, что, кстати, касается и моих детей: пусть живут в миру, выбирают любую профессию, но Бог в сердце должен быть. 
-Тогда органам правопорядка остаётся бороться только с истинными деклассированными элементами, оступившихся не останется?
- По крайней мере, процент их будет минимальный – этот жизненный стержень по пути соблазна и преступлений не поведёт.
-А в каких отношениях церковь с милицией на сегодняшний день?
-Службы, у нас разные, а цель одна – церковь спасает души людей от порока, милиция защищает общество от скверны. Мы молимся за них, как за воинов, и я лично считаю, что они в работе своей должны быть не жестокими, а вот строже – да. Мы обращаемся за их помощью по охране общественного порядка, в частности к отделу службы охраны, особенно на большие  религиозные праздники, но хотелось бы проводить с ними разъяснительные беседы по вопросам религии. Милиционер – защитник общества, он должен быть вооружен знаниями не только статей Гражданского и Уголовного кодексов. Особый контакт должен быть с участковым, здесь польза за спасение душ оступившихся будет обоюдная.
-Конечно, лучше покаяние в церкви, чем раскаяние, пусть даже чистосердечное, перед судом и близкими.
-Совместно легче не дать порокам завладеть мыслями, а значит, и действиями человека.
-Скажите, а церковь контактирует с местным обществом инвалидов?
-Очень тесно. Председатель – наша прихожанка, и мы всегда откликаемся    на ее просьбы по заботе о членах общества. Когда организовываем экскурсии по святым местам, то ставим ее в известность. Помогаем гуманитарной и денежной помощью. К тем, кто не может передвигаться, приходим на дом для проведения церковных обрядов.
-А сестры по уходу за больными у вас есть?
-У нас нет, но в Детском онкологическом центре такая служба существует.
-Как вы относитесь к профессии психолога?
-Я не отрицаю её, но ею должны заниматься люди, имеющие огромный опыт работы. Сейчас это явление модное, и его представители, окончившие  краткие курсы, большей своей частью уподобили себя Богу. Нередки случаи, когда поверившие и, становятся клиентами специализированных учреждений, и хорошо, если они туда попадают своевременно.
-Наверное, отсюда появилось уверение, что если ты разговариваешь с Богом, это молитва, а сели Бог с тобой – это уже шизофрения.
- Возможно, и я могу вас заверить, что нет нервных болезней, а есть болезнь духа. Лечить его надо в церкви – исповедь, искупление грехов… Последнее касается и тех, о ком мы с вами говорили, и тех, кто прочтёт разговор, а также нас с вами.
-Бог заметил, что пышная смоковница не плодоносит. Он приказал ей давать плоды, но его приказ не был исполнен – тогда Бог проклял дерево, которое тут же засохло. «Проклятье смоковницы» грозит человечеству?
-Каждый человек должен приносить в жизнь плоды,  достойные покаяния, а главное назначение живущих на зеле – творить добро. Предела здесь нет, потому не надо успокаиваться от сделанного. Как Ангелы созданы для восхваления Бога, так люди рождены для Добродетели.
               Лариса Владыко, аккредитованный журналист при УВД Миноблисполкома

                «НД» 28. 10. 2002 года; «НЖ» 05. 03. 2003 года.

  *стихи Ивана Ивановича Козлова(1779-1840 гг.), 1827 год, музыка Александра Александровича Алябьева (1787-1851 гг.)
**лицо, занимающееся религиозно-просветительской деятельностью
               
На аватаре картина Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770;гг.) "Добродетель, венчающая Честь", 1734 год.