Генрих Давидович Розенберг

Рута Марьяш
   
Шопен, Соната номер два.
Я вспоминаю всех ушедших,
Всех сердцу милых сумасшедших,
Кого уж помнит кто едва.

Покуда все еще живут,
Хоть для кого-то незабвенны,
Те жесты, голоса и тени,
Земной не завершен их путь.

Когда и память замолчит,
Черты живого человека
В небытие уйдут навеки

И марш лишь траурный Шопена
В честь всех минувших поколений
Проникновенно прозвучит.

---------------------------

 
 Его уже нет на свете, и я ощущаю неодолимую потребность написать то, что сохранилось о нём  в памяти.
     Мы познакомились в 1944 году. в Москве.
     Его отец - известный ученый-экономист Давид Йохелевич Розенберг, автор  уникального научного труда - "Комментарии к "Капиталу" К. Маркса",   родился в Литве в 1879 году, в бедной еврейской семье. Рано включился в революционное движение, был сослан в Нарымский край. Самоучка, не окончив высшего учебного заведения, занимался журналистской деятельностью и тщательно изучал труды Карла Маркса.
   После революции  преподавал политэкономию  в Сибири, затем в Москве, в Коммунистическом университете трудящихся Востока,  Институте красной профессуры, Военно-политической академии. академии Генерального штаба,  Московском университете. С 1939 года -  член-корреспондент Академии наук СССР.
    Маленького роста, с мелкими, выразительными чертами лица. По-русски говорил с еврейским акцентом, все, о чем рассказывал, было необычайно интересно. Скончался в 1950 году.
     Его жена Евгения Борисовна -  крупная женщина, властная, строгая, умная. До революции была в Одессе белошвейкой, прошла с мужем ссылку в Нарыме, была ему верным помощником, организатором быта. Родила и воспитала трех сыновей. Двое старших погибли в 1941 году на фронте в районе Смоленска. Пережила мужа на шестнадцать лет.
     Судьба сложилась так, что годами,   приезжая в Москву, я останавливалась в доме семьи Розенбергов. Их квартира на Смоленском бульваре была заполнена книгами, никаких внешних признаков материального благополучия в доме не было - лишь самое необходимое для жизни и нтеллектуального труда.
     Моя дружба с  Генрихом началась в !944 году в Москве, нас познакомили родители. Мы  посетили оперу «Демон»  в филиале Большого,  общались, а в начале 1945 года Генрих  провожал нас к поезду в  Ригу. Сохранлась  подаренная им фотография с надписью:
 «Руте на память о Ржевском вокзале.
Генрих».
И характерная для него приписка:
«Кажется, если писать высоким штилем, то так.»
     Генрих  тогда приезжал и   в Ригу, мне с ним   было интересно - он увлекался ранним Эренбургом, Хэмингуеем, был убеждённым «западником», отличался для тех времён редким, нескрываемым антисоветизмом, ни с кем не считаясь и ничего не опасаясь.
        Страшной зимой 1953 года  я  приехала в Москву попытаться  узнать за что арестованы мои родители. Чувствуя слежку за собой, не хотела никого подвергать опасности. Но чтобы дать о себе знать, позвонила Генриху, и он немедленно примчался за мной и отвёз к себе на квартиру.
       К этому времени  он уже был женат, мы подружились  с его женой и потом я каждый раз, приезжая  в Москву, останавливалась у них – уже и на Ленинском проспекте 61\1.  Бывала и на их бревенчатой даче в Академгородке под Москвой.
      Генрих стал преподавателем Московского геолого-разведочного института на проспекте Вернадского*. В память о моем отце,   называл меня «Максик», а к моим романтическим  высказываниям  о красотах Москва, относился с присущей ему   иронией.       
      Дома, в семье Генрих  был замкнут,  имел  отдельную комнату, вёл свою духовную жизнь. Близко дружил   со скульпторами Владимиром Лемпорт и Николаем Силис, называя их почему-то «мои мальчики», проводил в  их мастерской много времени, и однажды взял меня туда с собой - в незнакомый мне мир московской богемы…
         Шли годы, наше  общение продолжалось, но после  кончины  его жены в 1990 году  Генрих  перестал мне писать, а меня закрутил водоворот событий. В Москву я больше не приезжала.
       Лишь  сейчас, спустя четверть века,  пришла ко мне  скорбная весть  -  в конце 90-х ушёл из жизни и Генрих.
        О судьбе  его потомков мне  ничего не известно.Быть может моя публикация вызовет  чей-то отклик, продлит память о нём – Генрихе Давидовиче Розенберг.
--------------
*
Розенберг,Генрих Давидович. Введение в нефтегазовую механику : Учеб.пособие по дисциплине"Механика сплошной среды" :

Патенты автора РОЗЕНБЕРГ ГЕНРИХ ДАВИДОВИЧ
Устройство для бурения // 794149
Гидропривод устройства ударного действия // 642432



----------------------------------