История Ливии. Хроники 11-16 марта 2011 года

Николай Сологубовский
Ливийские хроники. 10 - 17  марта 2011 года

10 марта 2011. Президент Франции Николя Саркози встретился с представителями так называемого  «ливийского сопротивления», которое он намерен, по его словам,  «поддержать политически» (!!!). Он первый западный лидер, который сделал это таким вызывающим образом.
В то же время  Франция, вместе с  Великобританией, рещила внести в Совет Безопасности  ООН проект резолюции  с целью установить над Ливией «зону, запрещающую полеты» . 
Почему Елисейский дворец так настойчив в «ливийском вопросе»?
На этот вопрос отвечает  французский журналист Винсен Жовер (Vincent Jauvert):
«Есть много причин. Я вижу по меньшей мере восемь, коньюктурных и структурных:
- После своих тунисских неприятностей, и в меньшей степени, египетских, французская дипломатия должна  проявлить инициативу в следующей «арабской революции».
- Николя Саркози намерен использовать кризис, чтобы заставить забыть унизительный для него  прием, оказанный ливийскому полковнику в декабре 2007 года.  Этот прием  ознаменовал конец дипломатии  прав человека, которую он, как кандидат в президенты, представил как один  из своих приоритетов.
- Он хочет дать понять общественному мнению, что он обеспокоен по поводу рисков нелегальной иммиграции из Африки.
- Среди средиземноморских стран Франция является единственной, которая имеет военные  и дипломатические ресурсы. Из-за своего географического положения Италия может также играть важную роль, но ее колониальное прошлое является большим недостатком и Сильвио Берлускони слишком "повязан" с режимом Каддафи.
- Но Елисейский дворец  боится быть вынужденным  действовать в одиночку (или с помощью итальянцев) при введении зоны, свободной от полетов. Именно это Роберт Гейтс предложил публично 23 февраля. Поэтому Франция созывает Совет Безопасности ООН, чтобы интернационализировать (и "легализировать") вопрос.
- Франция импортирует 6,5% своей нефти из Ливии, где компания TOTAL эксплуатирует два нефтяных месторождения .
- Ливия соседствует с четырьмя франкоязычными странами, в которых Франция имеет большие  интересы: Алжир, Тунис, Нигер и Чад...
- Франция хочет избежать своей маргинализации со стороны  Великобритании и США, которые также имеют большие интересы  в Ливии, и, возможно, попытается вытеснить Италию как главного европейского партнера Триполи.
11 марта 2011.   Французский журнал «Nouvel Observateur» сообщает, что из хорошо осведомленного источника стало известно содержание «торга» между Николя Саркози и двумя представителями  так называемой «ливийской оппозиции»   утром 10 марта в Елисейском дворце.
Ливийцы потребовали у президента Франции:
- заглушить связь между частями  ливийской армии,
- уничтожить бункер полковника Каддафи вместе с ним,
- нейтрализовать три аэропорта, которые он  якобы использовал для своих операций,
- официально признать «оппозицию», представленную в  Национальном переходном совете,  как единственную законную власть,
- ввести зону, запретную для полетов ливийской авиации.
По словам источника «Nouvel Observateur», Николя Саркози принял все требования. Он, однако, пояснил, что вероятно, будет невозможно получить  в Совете Безопасности разрешение на создание зоны,  запретной для полетов.
Что касается ударов  по целям, он сказал, что  уже завтра потребует у европейцев провести совместную операцию. Он уточнил, что Германия возражает.  Он утверждал, что в любом случае и при необходимости Франция будет сама наносить военные  удары.
11 марта 2011.  Именно Бернар-Анри Леви способствовал  встрече Николя Саркози с Махмудом  Джибрилем. Он позвонил  Николя Саркози накануне  из  Бенгази, когда он был  вместе с главарем  Национального переходного совета, и  предложил главе государства срочно встретиться с представителями  мятежников, на  что Николя Саркози  сразу согласился.
Утром 10 марта состоялась первая встреча  с участием Леви.  После  встречи он сказал о себе  очень скромно: «Меня трудно подозревать в близости с Николя Саркози. Я не согласен  почти со всем, что он делает в эти дни, часто я  даже шокирован. Но сегодня утром я был счастлив и горд позицией, занятой  моей страной».
Отвечая на вопрос о риске  новой военной интервенции Запада в арабскую страну, Леви совершенно безответственно, как он всегда делал,  ляпнул: "Ничто не говорит о том, что нейтрализация баз смерти будет делом  европейской авиации. Есть, по крайней мере, авиация в регионе, авиация Египта, который имеет инфраструктуру и базу для этого".
14 марта 2011. Бернар-Анри Леви свидетельствует :
 «Все началось в Париже 14 марта 2011 года. Войска Каддафи наступали на Бенгази… Казалось, что Франция осталась в одиночестве в своей поддержке ливийских революционеров. Казалось, что все потеряно, когда я все же попросил эмиссара Переходного национального совета Махмуда Джибриля, который несколькими днями ранее уже договорился с Саркози о признании свободной Ливии, срочно вернуться в Париж для встречи с Хиллари Клинтон (она была там по случаю саммита «восьмерки»). Кристофер Стивенс присутствовал при той беседе.
Как мне стало известно позднее, этот совсем еще молодой дипломатический советник был глубоко тронут словами Джибриля и стал одним из тех, кто призвал Хиллари немедленно позвонить Обаме и передать ему этот призыв о помощи. Дальнейшие события всем нам прекрасно известны» ...

14 марта 2011.  «Московский Комсомолец»  публикует статью   «Арабы, нефть и кризис в России» Николая  Вардуля . Приведу отрывок из нее, в котором  автор, хоть и использует  клише «арабских революций» и набившие оскомину западные антирусские «страшилки»  об «откате на поле демократии»,  отмечает, как события в Тунисе,  Ливии  и других арабских странах неизбежно влияют на события в России и на цены на нефть...   
«Оранжево-зеленые революции на Ближнем Востоке меняют мир. Кто-то говорит об угрозе нового арабского единства в виде всемирного халифата; кто-то по инерции обвиняет во всем США, которые, если эти обвинения верны, действуют во вред себе, так как происходящее подрывает прежде всего американские интересы; кто-то ждет столкновения Саудовской Аравии с Ираном — двух давно враждующих региональных лидеров, открытый конфликт которых чреват кризисом ислама, а значит, новым взрывом терроризма.
А нам-то что? Что изменится в России?
Если оставаться в сфере чистой политики, то обращают на себя внимание два прогноза. Первый еще в январе, когда в Магрибе все только начиналось и президент Туниса Бен Али бесславно, но бескровно бежал в Саудовскую Аравию, дал глава “Инсора” Игорь Юргенс. В интервью агентству Bloomberg он заявил: чтобы не допустить в России развития тунисского сценария, Путин не должен становиться президентом в 2012 году. Проводя параллель с событиями в Тунисе, Юргенс предупреждал: “Люди не понимают, почему Россия не может выбрать нового президента, более открытого в отношении иностранных партнеров. Все устали видеть одно и то же лицо”. Про чуть менее привычное лицо Медведева, за второй срок которого он фактически выступил, Юргенс промолчал.
Второй, гораздо более резонансный прогноз принадлежит самому Дмитрию Медведеву, который заявил, что “арабский сценарий в России не пройдет”. Даже если предположить, что российский президент так ответил на очередное обострение обстановки на Северном Кавказе, или на прозвучавшие в западной прессе спекулятивные ожидания “жасминовой революции на Красной площади”, или даже на призыв Юргенса, все равно в его словах слышны нотки паники.
Еще преемником Медведев повторял кремлевскую страшилку о войне, якобы разделявшей всю Россию, с “фронтом, проходившим через каждую улицу,  каждый дом”, за которой стоит угроза распада страны, по сравнению с которым распад СССР “покажется утренником в детском саду”.
Это было явное преувеличение — во всяком случае через мой дом ни тогда, ни теперь никакой фронт не проходил, и это не зависело от того, какой президент располагался в Кремле. Но под треск страшилок о том, что враг уже даже не у ворот, а врывается в “каждый дом”, строились вертикали власти и происходил откат на поле демократии.
Теперь выясняется, что страхи никуда не ушли — наоборот, они снова понадобились. И это при том, что никаких видимых признаков раскола России нет — есть очередная волна террора, уступающая размахом уже пережитым Россией. Если это угроза распада, то с большой долей вероятности она присутствует только в мечтах немногих идейных террористов и в закрытых разработках ФСБ, которая, нагнетая страхи, оправдывает свои очевидные провалы в контртеррористической деятельности.
Стоит, однако, взглянуть на это с другой стороны — если “арабский сценарий в России” принять во внимание, то это может привести к выводу, противоположному сделанному Юргенсом: угроза распада требует твердой руки, а ее не раз демонстрировал как раз Путин, а не Медведев. Словом, тунисский сценарий не единственно возможный.
Впрочем, пора оставить конспирологию конспирологам. С гораздо большей определенностью можно оценить экономические последствия арабских революций для России.
Биржевые котировки нефти набирают вертикальный взлет. К революциям в Тунисе и Египте нефтяной рынок отнесся относительно спокойно. Но когда рвануло в Ливии, рынок забурлил.
Почему спусковой крючок оказался в Ливии, понятно. Эта страна занимает пятое место в ОПЕК по доказанным запасам нефти (5,1 млрд. тонн). Ежедневная добыча нефти в Ливии в январе достигла 1,585 млн. баррелей, что составляет около 6% добычи ОПЕК и 1,8% мировой добычи.
20 февраля началось падение объемов ливийских поставок нефти на мировые рынки. 21 февраля они и вовсе были приостановлены. ВР, Royal Dutch-Shell, Eni, Total, OMV, Statoil объявили о приостановке работ в Ливии.
Реакция рынка была соответствующей. Цены уверено перешагнули $100 за баррель, поколебались вблизи отметки в $120, но все ждут дальнейшего роста».
15 марта 2011. США ввели санкции против Муаммара Каддафи,  членов его семьи, глав ведущих ведомств, шестнадцати государственных компаний и  организаций .
15 марта 2011. Владимир Чамов,Чрезвычайный и Полномочный посол России в Ливийской Джамахирии, встречается с Муаммаром  Каддафи, лидером Ливийской Джамахирии,  по его просьбе. О содержании беседы он немедленно докладывает в МИД России.
17 марта 2011. Президент России Д.Медведев  подписывает Указ  за номером  317. Вот его содержание:
«Освободить Чамова Владимира Васильевича от обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии» .
17 марта 2011. Ливийская армия ведет успешные бои с бандами экстремистов на окраинах Бенгази. От экстремистов уже зачищены и другие города на востоке Ливии.