Штрихи к портрету. Михаил Булгаков

Родионов Виталий Константинович
1. Инструментарий.

Михаил Булгаков смотрит на мир внимательными глазами врача, скептическим умом психолога, с чувством досады и горечи писателя-идеалиста.

Булгаков просвечивает жизнь интеллектом, словно рентгеновскими лучами.

Литературный язык Булгакова острый, как скальпель.

Булгаков видит жизнь во всей её отвратной наготе.

Булгаков обследует жизнь, как врач – больного.

Булгаков оперирует жизнь без анестезии.

Булгаков вырезает желчный пузырь у пациентки-жизни.

2. Ранняя проза.

Герой «Записок юного врача» Булгакова сталкивается с неистовством природной стихии: жутким морозом, бездорожьем, метелью, бураном, волчьей стаей, преследующей путников. Не здесь ли впервые у Булгакова зарождается мотив власти дьявола над человеком?

Встречаясь в лечебной практике с сифилисом, герой «Записок», движимый благородными порывами, заявляет: «Я буду с ним бороться». Уже в начальный период творчества Булгаков заглядывает в пропасть смерти.

Для героя «Записок» Булгакова российский мрак пострашнее тьмы египетской. Столкнувшись с людским невежеством, он готов противостоять дикости народа.

Булгаков – знаток человеческих характеров. Присматриваясь к жизни простых людей, он убеждается в разнообразности их нравов.

В ранней прозе Булгакова физиологизм – не гниющий, не разлагающийся, скорее, наоборот: эстетически привлекательный.

Писательский секрет прозы Булгакова состоит в том, что его легкая, увлекательная манера письма настораживает, держит в напряжении.

2. Сатира.

В «Собачьем сердце» Булгаков разоблачает эпоху бездушия и хамства.

Булгаков смеется и ерничает, желая избавиться от тягостных мыслей о жизни.

Булгаков возлагает на себя роль циника и шута в литературе.

Булгаков отнюдь не брезгует публицистической «грязью и гадостью».

Иной раз сатира Булгакова – это ирония остряка, упавшего в яму с нечистотами.

Булгаков – злющий пес, сорвавшийся с цепи революции.

Булгаков – талантливый писатель, загнанный в угол властью пролетариата.

Булгаков ведет диалог с эпохой через сатиру, через мифологизм и трагический конфликт с обществом.

4. Трагедийность.

Описывая болезни простого люда, Булгаков невольно погружается в натуралистический физиологизм. Вот где надо искать источник его неверия в человека. Врач пробуждает в Булгакове писателя-мистика. Это в полной мере проявляется в романе «Мастер и Маргарита», где он балансирует между реализмом и мифотворчеством.

Булгаков – летописец разрушенной жизни, над которой простирается тьма.

Свет и тьма в произведениях Булгакова находятся в неразрывном единстве.

Проза Булгакова – фантасмагорическая, хотя ее трагедийность изнутри чистая, светлая, радостная.

Булгаков – виртуоз слова и прекрасный стилист.

5. Ассоциации.

Драматические сцены романа «Золотой осёл» Апулея оказывают влияние на литературу последующих веков, в частности, на произведения Шекспира, Достоевского, Булгакова.

Булгаков – Апулей сталинской эпохи. Между романами «Золотой осёл» и «Мастер и Маргарита» много общего: эротика, сатира, мистика, магия. В колдовском зеркале обоих произведений отражаются события радикального преобразования общества.

Булгаков – трагический писатель с изысканным мольеровским стилем.

Проза Булгакова отличается пушкинским лаконизмом. Она на редкость изобразительна и пластична.

Булгаков удачно пользуется язвительным гоголевским смехом.

Булгаков, подобно Гоголю, находится в резком противостоянии с обществом.

Булгаков с молодых лет отравлен духом отрицания советской власти. Булгаков – гоголевский бес социализма!

Булгаков – советский Гоголь. Но, в отличие от Гоголя, пользующегося прижизненной славой, Булгаков – презренный изгой.

Не тонкой ниточкой, а толстенным канатом демонизма связаны между собой Гоголь, Достоевский, Розанов, Булгаков, на чьи загривки то и дело запрыгивает хвостатый черт!

Мир дьявола обратно симметричен миру Бога. В момент взаимопроникновения этих миров возникают всевозможные фантастические образы: человекоподобные звери и звероподобные люди. Такая смесь Божественного, человеческого и сатанинского встречается в литературе всех времен и народов, в том числе в произведениях Гоголя, Достоевского, Булгакова. Почему-то их считают наиболее христианскими писателями, хотя, на самом деле они чаще, чем кто иной поддаются дьявольским искушениям. Не потому ли в их лице мы встречаем психически больных людей: Гоголь – безумец, Достоевский – эпилептик, Булгаков – наркоман.

Вдумчивый читатель увидит в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова продолжение мистического реализма Достоевского, но при этом чрезвычайно усиленного фантасмагорией, сатирой, сарказмом, символикой идей. Булгаков – Достоевский советского времени.

В сатирических произведениях Булгаков предсказывает наступление эпохи хамства, видимо, не без воздействия на него прозы Флобера и Мережковского.

Фрейдизм существует в русской литературе задолго до Фрейда: в произведениях Гоголя, Достоевского, Сологуба, Белого. Психоанализ особенно явственно ощутим в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

На «Петербург» Белого и «Мастера и Маргариту» Булгакова падают закатные лучи европейского гуманизма. Эти книги поражают силой прозрения трагического будущего человечества.

У Булгакова – не добрая, а злая сатира. Именно этим он отличается от жизнелюбивых и веселых юмористов Ильфа и Петрова.

С самого начала строительства коммунизма советские люди заражены двуличием, возникшим в результате несовместимости интересов личности и общества, совести и долга. Не эта ли проблема становится главной темой сатиры Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова? Полиграф Полиграфович Шариков и Остап Бендер – герои-символы, обличающие лицемерие, насквозь пропитавшее молодое советское государство.

Булгаков приобретает славу автора едкой сатиры и циничного глумления над лучшими чувствами простых советских граждан.

Писатели с язвой сарказма долго не живут: Теккерей, Диккенс, Гоголь, Гашек, Радченко, Булгаков, Ильф и Петров. Долголетие же Свифта омрачено безумием в конце его жизни!