Я только от неё...

Николай Челомбитько
          Сотрудничество с финскими общественными организациями особенно оказалось полезным при подготовке визита и приёме украинской делегации для участия в Саммите «Хельсинки-2». Ещё задолго до Саммита на заседаниях Общественного Совета при украинском посольстве, который я создал вскоре после образования посольства, мы обсудили перечень вопросов, которые требовалось решить с президентом Украины. Члены Совета поставили вопрос о том, чтобы вторая половина дня 8 июля 1992 г. (после встречи и переговоров президентов Украины и Финляндии) была полностью посвящена вопросам двустороннего сотрудничества. Для этого влиятельные члены Совета вместе с Поверенным в делах Украины договорились с МИДом Финляндии о том, что всю программу делегации и обеспечение её приёма Совет берёт на себя.

          Я, конечно, был очень перегружен. Совет – Советом – он общественное образование, а всю ответственность за приём президента, нескольких министров, советников и помощников в конечном итоге несу я.


          На последнем заседании, которое состоялось за пару дней до приезда делегации, мои сомнения развеялись. Ещё до заседания члены Совета «в рабочем порядке» договорились, кто за что отвечает. Автомобиль для президента выделил главный  «почмейстер», о котором газеты писали, что у него был «лучший в Финляндии  BMW»; деловой обед оплачивал коммерческий директор фирмы «Нокия»; яхту для прогулки вдоль Хельсинского побережья во время финской белой ночи и сауну на острове обеспечивал молодой банкир-миллионер; переводчика с украинского на финский – созданное незадолго до визита Общество «Финляндия – Украина». Гостиница – на ответственности МИДа.


           После заседания я решил проверить, где будет жить делегация. Хотя знал, что финны специально к Саммиту построили новую гостиницу. Позвонил директору, узнал, как их найти. Оказалось, что гостиница находится в городке Тикурилла, известному по производству красок. Это - примерно за 25 км. от Хельсинки. У меня уже это вызвало определённое сомнение.


           Гостиница в самом деле новая, ещё не принимала гостей. Директор показал президентский люкс, рассказал, что в таком же номере этажом ниже будет жить президент Назарбаев, а этажом выше – президент Шеварнадзе. После осмотра номера я посмотрел на вид из окна. У гостиницы протекала речушка или просто водоём, за водоёмом поле, за полем – лес. А вдоль леса проходят поезда.


           Мне это всё не понравилось. Поблагодарив директора, я отправился в  центр города. Было около 11 ночи, но  солнце ещё светило, и я решил подыскать другую гостиницу. Одновременно меня мучили сомнения – почему президенты Казахстана и Грузии могут жить в этой гостинице, а президент Украины – нет. А ещё – в Хельсинки прибудет более 30 президентов, более 30 министров иностранных дел. Как МИД Финляндии отнесётся к моей затее? И сам себя успокоил – ни в Казахстана, ни в Грузии  Поверенных в делах нет, и за их президентов некому позаботиться, а в Украины – есть. И я твёрдо решил – приму делегацию достойно и поселю её в гостинице «Палас».  Это – лучшая гостиница на берегу залива в центре города. Слева – Президентский Дворец. Справа – морской порт с белыми теплоходами.


          Было около 12 ночи. Кроме мальчиков  в строгих  костюмах на ресепшене,  никого из администрации. С трудом уговорил ребят показать мне президентский номер. Посмотрел – лучше не бывает. Спросил, кто здесь будет жить  во время Саммита. С ещё большим трудом узнал - уважаемый министр иностранных дел одного авторитетного европейского государства. 


          Чувствуя мою настойчивость, ребята подсказали, что директриса гостиницы может решить всё, если захочет. Но с директрисой я не знаком и у меня закралось опасение, что вопрос не решится. С плохим настроением приехал домой и решил, несмотря заполночь,  позвонить члену Совета – известному издателю и сердцееду. Извинился и спрашиваю не знает ли он, случайно, директрису гостиницы «Палас». «Знаю, - тут же ответил он.- Я только от неё». Я обрадовался, но  и засомневался, подумав, что это чисто мужское бахвальство.


          - Раз ты только от неё, может она ещё не спит. Ты можешь прямо сейчас договориться, чтобы она нас приняла, скажем, в 9 часов утра?
          - Могу, - ответил издатель.- Через пару минут я тебе перезвоню.


          В 9.00, направляясь к кабинету директрисы, мы ещё издали почувствовали приятный аромат кофе…


          Уезжая с Саммита, Леонид Макарович сфотографировался с провожающей его директрисой - красавицей, не подозревая, что он жил в чудесном месте не только потому что он президент Украины, но и  потому, что у директрисы гостиницы есть симпатичный финский друг.


          И последнее, опять – таки связано с народной дипломатией. За несколько дней до Саммита помощники Кравчука прислали текст его выступления, чтобы я посмотрел, нет ли каких-либо неточностей. Я почитал - всё нормально. Но последнее предложение, хоть и пафосное, но в двух словах нет согласования: «Пусть приумножится наша мудрость, наше ТЕРПЕНИЕ ОБЪЕДИНИТЬ (выделенные-Н.Ч.) СВОИ УСИЛИЯ во имя построения новой безопасной Европы». Я решил подредактировать предложение и перепечатал  страницу.


          После открытия Саммита Кравчук протянул мне руку (я сидел за его спиной) и попросил текст выступления. Через минуту он вполголоса строго спросил: кто переделал последнее предложение. Я ответил.
- Сделайте, как было, - и вернул мне текст.


          Я ужаснулся. Через полчаса он должен выступать, а мне   нужно успеть съездить в посольство и перепечатать текст.Выскочил из зала заседаний и понял, что, хотя у меня и дипломатические номера, но я не пробьюсь к центру города, потому что всё перекрыто, и пропускают только кортежи глав государств в сопровождении мотоциклистов. Нашёл  «почмейстерскую» машину Кравчука, переговорил с водителем. Он всё понял. Быстро разыскал майора – начальника охраны Кравчука. Майор, приветливо улыбаясь дал указание мотоциклистам сопроводить машину президента в посольство и обратно.


          Через 10-15 минут президент уже имел в руках свой текст и пафосно выступил. Позже я узнал, что ещё в Киеве, готовясь к Саммиту, Кравчук одобрил подготовленный помощниками текст, дописав собственноручно только последний абзац. Абзац, который меня угораздило переделать.