Легенда о Морее, Левоне и духе Гимеле

Мария Нестеренко
        Среди горных хребтов и золотисто-изумрудных долин, истоптанных сандалиями богомольцев, стоял когда-то каменный город. Каждая улочка тонула в свежей молодой листве, ветки лезли в окна, а огромные цветочные шапки вечерами разносили по округе сладкий аромат. В этом месте, среди оливковых лесов и чернеющих на заре кипарисов, жил человек по имени Морей Араков. Он ходил по долинам, собирал лекарственные травы - предки передали ему целительские знания. Но с каждым годом его отвары помогали людям всё меньше. Больные, без единого просвета в недуге, умирали в муках. Морея начали избегать, считая черным колдуном.
Однажды перелетные птицы принесли Морею весть: в горах неподалеку от города живет дух Гимель. Если человеку удастся отыскать его пещеру, дух исполнит любое желание. Но сделать это может лишь человек с чистыми помыслами. Тогда Морей подумал: «Я найду Гимеля и попрошу даровать мне силу целителя». Собрал он в мешок кое-каких припасов и вышел в дорогу.
Пришел Морей в горы. Там травы разные на склонах растут, знакомые и незнакомые. «Не помогаете вы, пропадите», - сказал Морей и стал пещеру Гимеля искать. Но на одном склоне вдруг заметил особую траву, о которой его отец рассказывал, будто трава эта от смерти спасти может, и в отвар к ней ничего подмешивать не нужно. Не встречал ее до сего момента Морей. И закралась ему на ум мысль: «Может, эту-то траву мне и надо. Вдруг одна она чудодейственна». Мешок свой отложил и полез эту траву рвать. Гимель, наблюдавший за ним, разгневался. «Что же пришел ко мне этот человек, раз разум его затуманен?». Камень под ногой отвалился, и Морей сорвался со скалы. Лежал он у подножья горы, не имея сил встать, и клял свой подлый разум. Солнце жарило, и Морей не мог даже стонать.
На ту пору вдоль подножья гнала овец дочь городского пастуха - прекрасная Левона. Увидела: лежит на жесткой траве человек с черными вьющимися волосами, в которых кровь запеклась. На спине своей донесла его в город, в прохладный каменный дом, и раны обработала. Очнулся Морей, увидел Левону и сказал: «Ради чего ты выхаживаешь меня? Колдуном я значусь». И поведал свою историю. Выслушала его Левона и ответила: «Слабость твоя была минутной. Пойдем искать пещеру ту вместе, я слышала о тебе и понимаю, что сердце твое доброе, и намерения благие».
Прошло время. Морей выздоровел, и отправились они вместе с Левоной в горы. Идут по тропке всё выше, солнце жарит нещадно. Слаб после болезни был Морей, не удержал мешок с припасами, выпустил из рук. Покатился мешок вниз по склону, в ущелье.
- Не отыскать нам пещеру! - воскликнул Морей. - Встретим смерть свою здесь, от жары и голода.
- Не отчаивайся! - ответила Левона. Увидела она дерево на склоне. - Возможно, оно плодоносящее!
Поспешили они к дереву. А оно иссохшее, с почерневшими свернувшимися листьями. Сел Морей на камни под деревом и сказал:
- Пусть я погибну от голода, пусть! Но со мной прекрасная Левона. Из-за моей слабости она страдает! Дух Гимель, прошу тебя, спаси Левону!
Услышал его слова Гимель, восхитился. И дерево тотчас расцвело, на ветвях появились сочные плоды. Обрадовались Морей и Левона: теперь голодная смерть им не грозила. Подождал Гимель, пока они насытятся, и протянул луч к своей скрытой пещере. Пошли за лучом Морей и Левона, так и попали к Гимелю. Сказал он им:
- Мешают тебе минутные слабости, человек по имени Морей! Но ты добр, и намерения твои благие. Я чувствую это. А ты, прекрасная Левона, сильна и мудра! Без тебя Морей не смог бы найти мою пещеру. Теперь скажи, Морей, какое твое желание?
- Гимель, прошу, сделай меня целителем! - горячо произнес Морей. - Не колдун я, и пусть жители города это узнают! Я хочу помочь им!
- Вижу, что ты искренне хочешь этого, Морей Араков! Я исполню твое желание!
И передал Гимель Морею свою необыкновенную силу. Поднялся Морей в воздух с Левоной на руках и полетел в город. Казалось им, будто долгие дни блуждали они по склонам, а в городе и часа с их ухода не прошло. Шагали Морей и Левона по улочкам, отворачивались от них жители, шептались: «Колдун! Колдун с невестой!». Увидел их и городской пастух, отец Левоны, не пустил дочь в родной дом. Осталась она жить у Морея.
А тут в городе началась страшная эпидемия. На улочках стояло зловоние от разлагающихся тел, жители умирали один за другим. Морей пытался исцелять их поодиночке, но они снова заражались. Тогда он взлетел над городом:
- Вы считаете меня колдуном? Я обладаю силой, которой меня наградил дух Гимель! Я пытался вам помогать!
- Не лги! - кричали ему оставшиеся в живых горожане. - Это ты наслал на нас эпидемию!
Полились из глаз Морея слёзы. Тело его засветилось, потянулись лучи по разным концам города. Подняли жители головы, почувствовали, что зловоние с улочек испаряется. Увидел это и сам Морей. В ту же секунду он понял, как сильно любит каждого из несчастных горожан, и рассыпался на тысячи маленьких световых искр. Проникли искры в сердца людей, и болезнь отступила. Эпидемия прекрасную Левону не обошла стороной - но и она исцелилась. Вышла Левона на улицы и услышала, как жители во главе с самим правителем возносят хвалу Морею Аракову, ценой собственной жизни спасшему родной город. Зарыдала Левона, обратилась к Гимелю: «Верни мне моего любимого!». И тот услышал ее мольбы. Проснулась она однажды и видит - рядом с ней лежит мирно дремлющий Морей.
       Все горожане до единого убедились в чистоте и праведности Морея Аракова. Гимель остался подле него, восхищаясь им, человеком! Сыграл Морей свадьбу с Левоной, у них родился сын. Потом этого самого сына женили на дочери правителя города. Так и зародился древний род Араковых.



4-15 июня 2016 г.