Кое-что о войне

Константин Берёзин
После прочтения «Воспоминаний о войне» Н. Н. Никулина думаешь: до какой же степени избаловались современные молодые люди, если они столько дряни вываливают в социальные сети — в паблики, в карикатуры, в фотографии, в комментарийную болтовню. Пороху они не нюхали.

Вспоминаются слова о. Всеволода Чаплина: «Слава Богу, мир долгим не будет» <1>. А может и правда, не за горами война?

С другой стороны, каким бы ни был народ (серьёзным или легкомысленным), войну всё равно начинает правительство.

В последние годы мы видим, что в нашей стране идёт подготовка к войне, но в то же время говорится, что на нынешнем цивилизационном этапе война никому не нужна, потому что большая война легко может обернуться полной гибелью человечества, и что Россия ни в коей мере провоцировать войну не будет. Последние уверения — вероятно, искренни. Но в то же время сценарий возможной войны учитывается. В НАТО тоже идёт подготовка к войне.

Есть по меньшей мере две точки зрения по вопросу о том, как возникает война: 1) война начинается с конфликта государств (их правящих верхушек); 2) война начинается тогда, когда это допускается Промыслом Божиим.

Если встать на первую точку зрения, то нужно будет признать, что начало войны зависит от состояния правящих верхушек разных государств («воюют не народы, а правительства» <2>), а от состояния народов оно зависит только опосредованно.

Если встать на вторую (провиденциалистскую) точку зрения, то нужно будет признать, что начало войны в значительной степени зависит от нравственного состояния разных народов. Война (в некотором смысле) нужна как встряска, как шок для разленившихся и развратившихся людей. Иоанн Кронштадтский писал: «Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями» <3>.

И, с этой точки зрения, война сейчас кажется более вероятной. Избалованность современных людей налицо.

Встряска войной выражается в гибели, ранениях, страданиях многих людей, в том, что даже если какие-то люди не подвергаются непосредственной опасности, они видят страдания других людей, — а также в подрыве экономики, уменьшении роскоши, истощении ресурсов, голоде.

Здесь можно было бы возразить, что война не способствует улучшению нравственного состояния людей, а, наоборот, ухудшает его. Тот же Н. Н. Никулин об этом говорит <4>. Не знаю. Наверное, да, — война портит людей. Но, с другой стороны, опыт страдания и уменьшение богатства явно идут на пользу многим людям (так называемое очистительное действие страданий). Можно предположить, что одних людей война портит, а других, наоборот, исправляет.

Начало войны с первой, более приземлённой, точки зрения, тоже связано с экономикой, но иначе. Война начинается не тогда, когда люди зажрались, а тогда, когда происходит столкновение экономических интересов разных государств и конфликт становится настолько острым, что какое-то государство решает силой подавить экономического соперника.

Обратимся к современной международной обстановке. Видим ли мы какое-то большое столкновение экономических интересов? Конечно, я в этой сфере некомпетентен. Но если задаться вопросом, кому может быть выгодна война, то при поверхностном взгляде представляется, что единственной страной, могущей получить экономическую выгоду от большой войны, являются США. У этой страны есть несколько преимуществ: 1) возможность ликвидировать любую ракету или бомбу посредством ПРО задолго до того, как она приблизится к территории США; 2) удалённое географическое положение США, делающее основным полем битвы Европу; США в таком случае становятся «третьим радующимся» <5>. Действие этого последнего фактора мы можем видеть в Первой и Второй мировых войнах. Известно, что именно экономика США тогда находилась в наиболее выгодном положении <6>. Так что, можно предположить, что если США сейчас не начнут войны, то никто её не начнёт.

СНОСКИ

1. О. Всеволод Чаплин 17 июня 2015 г. в эфире «Эхо Москвы» сказал: «Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет».
http://echo.msk.ru/programs/klinch/1567024-echo/

2. Высказывание современного историка И. Н. Данилевского.
 
3. Далее: «Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Душа, закосневшая во грехах всякого рода, нелегко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны, как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо и Господь, нехотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле». («Новые слова», 1908.)

4. «Война — самое грязное и отвратительное явление человеческой деятельности, поднимающее всё низменное из глубины нашего подсознания. На войне за убийство человека мы получаем награду, а не наказание. Мы можем и должны безнаказанно разрушать ценности, создаваемые человечеством столетиями, жечь, резать, взрывать. Война превращает человека в злобное животное и убивает, убивает...» (Н. Н. Никулин.)

6. Латинское изречение: когда двое дерутся, третий радуется (duobus certantibus tertius gaudet).

7. См.: Заславская М. Д. История экономики: учебное пособие для бакалавров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К;», 2014. — С. 197—198, 234—235.





.