Ливия. Разговор с маленьким мальчиком

Николай Сологубовский
Книги «Арабские хроники»

Новые книги Издательства «Ключ-С»   серии    «АРАБСКИЕ ХРОНИКИ»    "Мятеж",  "Агрессия",   «Триполитанская трагедия» и «Сирийское противостояние!  Н.А. Сологубовского, журналиста, свидетеля событий 2011–2015 годов в Тунисе, Ливии, Сирии и на Украине,   можно приобрести или заказать в  книжных магазинах «Москва»,  МДК Арбат,  Библио глобус, Лабиринт,  Фаланстер и в других.

Книга  «Сахара. Искусство исчезнувших миров»

В московских книжных магазинах продается книга Н.А.Сологубовского «Сахара. Искусство исчезнувших миров», написанная в содружестве с А.Б, Подцеробом и И.Н.Сологубовским (на двух языках, русском и английском, и с приложенным  к книге фильмом "Лувр под открытым небом").

Отрывок из книги "Агрессия".....


Репортаж  из Триполи. Ливия сражается!

3 июня 2011 года.     Репортаж из Триполи.
Наш перелет из Москвы до Джербы, тунисского острова,  занял 10 часов. Ночная гонка до ливийско-тунисской границы, а затем до Триполи, -  7 часов. Начинается насыщенная программа важных  встреч. Времени в обрез. Тороплюсь сообщить вам новости. Но начну с главного.
Прочитайте речь лидера Ливийской Джамахирии, Муаммара Каддафи, сказанную 1 июня.  Он обращался и к ливийскому народу,  и к вам, друзьям Ливии, и к тем, кто продолжает необъявленную войну НАТО против  ливийского народа. И к гражданам тех стран, правители которых устроили кровавую бойню на ливийской земле, прямо в непосредственной близи к Европе.
Идет четвертый месяц этот войны. Цели НАТО – поставить ливийский народ на колени, навязать ему своих марионеток, которые отдадут Западу национальные богатства, то, что до сих пор принадлежит ливийскому народу.
Но своих целей западные правители не добьются.
Ну что им мешает прилететь, как нам, российским гражданам, в Ливию, и встретиться с простыми ливийцами и с руководителями? Что им мешает пройти по улицам, зайти в магазины  и постоять около бензоколонок? И послушать то, что говорят ливийцы… О своих проблемах, о каддафи, о правителях Запада поименно. Я не говорю о госпиталях и разрушенных жилых кварталах…
 Не желают. Ни встреч, ни переговоров. И уж, конечно, не хотят видеть следы своих преступлений. И бессмысленно посылают один самолет за другим, один спецназ за другим. И все новые и новые партии оружия поступают в Бенгази или сбрасываются бандам, которые прячутся в горах.  И натовцев не волнует, что это оружие оказывается в руках Аль-Каиды, которая готовит новые террористические акты.  И где? В Европе!
Чудовищно, но факт: натовское  оружие вернется в Европу, погибнут простые европейцы, но вину за это возложат не на боевиков Аль-Каиды,  а на… Каддафи. Чтобы как-то оправдать кровавую войну НАТО против ливийского народа. И даже его слова из речи 1 июня западные политики уже «приложили» к своим будущим «обвинениям в терроризме». И уже сегодня западные журналисты выхватывают из этой речи только  то, что им нужно.
Поэтому прошу вас. Прочитайте!
Николай Сологубовский, корр. МК, Триполи, 3 июня 2011 года.

Речь Муаммара Каддафи 1 июня 2011 года

Сегодня великий день.
Да, сегодня исторический день.
Люди, чьи имена Обама, Саркози и Кэмерон, включите свои телевизоры, посмотрите, как много на этой площади людей и осознайте, наконец, что вы пытаетесь решить задачу, у которой нет решения.
Включите телевизоры, говорю я вам, и вы поймете, что ваши замыслы – бред, потому что в этой войне вам не победить.
Ваши бомбы никого не напугали, война, по сути, закончена. Вы можете, конечно, и дальше атаковать наши дома, и мы можем сделать то же самое в Европе, которая от нас совсем близко.Но мы никогда не будем этого делать, и этим мы отличаемся от вас.
Смотрите внимательно на эти толпы людей, смотрите на мужчин, женщин и детей.
Вы думаете, они здесь из-за меня? Нет. Они здесь, потому что не хотят покориться вам.
Я ничто, я всего лишь один человек. Если вы хотите мира с Ливией, - вот они, ливийцы, и говорить вам следует с ними. О чем угодно, - но только с ними.
Вы говорите о «режиме Каддафи»? Такого режима нет. Есть режим ливийцев. Сколько бы людей ни испугалось, сколько бы людей ни убежало, - ведь люди есть люди, - Ливия остается, и остаются ливийцы, и на место трусов встают герои.
Вы говорите о «демократии»? Но если демократия означает бомбежки мирных домов, мы не хотим такой демократии, несущейся с неба на бомбах.
Социалистическая Джамахирия – вот истинная демократия, служащая народу и только народу, и поэтому она победит.
Мой же совет вам: прекратите бомбардировки, прекратить содержать «непримиримых». Все это уже бессмысленно, потому что ливийцы сказали свое слово, и племена сказали свое слово: будущее для Ливии, нефть для Ливии, а Ливия для нас.
Вы ошиблись. Да, вы страшно ошиблись. Кучка предателей убедила вас, что Ливия легко ляжет к вашим ногам, и вы пригнали сюда наемников, вы включили рубильники пропаганды, жестокой психологической войны, - и что же?
Ничего.
Вы четвертый месяц топчетесь на месте.
Включите, повторяю я, свои телевизоры. Посмотрите на это ливийский флаг – его длина четыре с половиной километра, и власть не оплачивала его изготовление. Он изготовлен на пожертвования простых ливийцев.
Поймите: ваши «повстанцы» - это те же, кто предал Ливию во время итальянского вторжения, и Ливия никогда не подчинится тем, кого презирает. Миллионы ливийцев в городах, захваченных мятежниками, ненавидят их и готовы восстать, даже без оружия. Эти миллионы и будут победителями в войне. Никто больше. А врагам придется попросить прощения у народа и покинуть страну навсегда.
Люди, чьи имена Обама, Кэмерон и Саркози!
Если вы хотите говорить, мы готовы. Верните свои самолеты на землю, и мы сможем совместно найти решение.
Если же вы хотите только войны, что ж, продолжайте, но в итоге она обернется для вас катастрофой.
Мы чисты.
Мы не предали нашу историю, не предали наших детей и их будущее.
Слава храбрым ливийцам! Борьба продолжается!»

И вот что пишет  Николай Стариков в связи с этой речью Муаммара Каддафи.
«Это, собственно говоря, и не новость. Мы уже к этому привыкли, как к осеннему дождю или летней жаре.
 На этот раз «независимые» и «беспристрастные» британские журналисты вновь соврали о Ливии.
Вот, что написала Русская служба BBC:
«Ливийский лидер Муаммар Каддафи заявил, что если НАТО не прекратит бомбардировки территории Ливии, то его армия может попытаться перенести боевые действия в Европу»
А вот, что было сказано Муаммаром Каддафи на самом деле:
«Ваши бомбы никого не напугали, война, по сути, закончена. Вы можете, конечно, и дальше атаковать наши дома, и мы можем сделать то же самое в Европе, которая от нас совсем близко. Но мы никогда не будем этого делать, и этим мы отличаемся от вас».
Комментарии, как говорится, излишни.

«Настанет час твоей улыбки, малыш!»

Из письма ливийскому мальчику…
 
Снова ночь, малыш,  и  снова ты не спишь…
Ты прислушиваешься: «Неужели  ОНИ прилетят снова»?
Сегодня ты снова не пошел в школу. ОНИ  ее  разбомбили 7 ниюня, в день рождения уважаемого тобой человека, портрет которого ты хранишь рядом с фотографиями твоих родителей..
Сегодня ты снова не пошел в Детский центр творчества. Они его превратили в руины  уже месяц назад. Когда в очередной раз бомбили Триполи, твой родной город…
Помню, как я с другими журналистами из России, Франции, Англии, Америки приехал в тот день после бомбежки к тебе. Ты мне показывал рисунки твоих товарищей, полусгоревшие, запачканные серым пеплом. А рядом девочка спросила: «Why bombs?» Я ничего не ответил.
В тот день  ты  вообще ничего не рисовал: ни цветы, ни пейзажи, ни животных…
Я знаю, сегодня  ты снова рисовал войну.
Ты уже взрослый. Ты все понимаешь. Ты понимаешь, что на севере есть Европа, а в Европе есть злые дяди. Эти дяди решили, чтобы ты жил по-другому. И послали самолеты. И разбомбили твою школу…
Я вижу, ты рисуешь самолет. И вот уже линии кабины. А в ней… кто в ней? Ты задумался…
Тогда, в тот день ты спросил меня:   «Кто ОНИ? Такие же люди, как и мы? И у них тоже есть дети? И дети тоже рисуют войну?»
Я ответил только на последний вопрос: «Дети не рисуют войну».
И ты поймал меня на слове. «Мы – не дети?» - спросил ты.
Но я  - репортер, я нашел, что сказать, чтобы тебя не обидеть:
-Ты за эти три месяца повзрослел  на три года…
-А ты был летчиком?
-Почти. Когда я был молодым, я служил в алжирских ВВС русским переводчиком.
-А алжирцы смелые?
-Да, как ливийцы.
-Когда я вырасту, я тоже стану летчиком!
Наступила пауза.
Я покачал головой.
Ты все понял. Ты сказал:
-Я должен отомстить! И ты мне не друг, если не дашь мне самолет. Когда я вырасту!
Я смотрел на  разрушенное здание и  на разбросанные детские книги. На то, что осталось от книг. Одна была на французском языке. Антуан  де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Я хотел ее  сфотографировать.
Мой  сопровождающий Салем остановил меня: «Потом ОНИ скажут, что мы сами сожгли французские книги. Что мы варвары!»
Ты, мой малыш,  тоже смотрел на рухнувшие стены, на книги, которые вчера держал в руках. Там были такие красивые иллюстрации.
Я сфотографировал … цветы. Чудом уцелевшую герань. Среди пепла и следов пожарищ.
Ты спросил: «А  у  НИХ тоже есть цветы?
-Много цветов.
-И школы есть?
-Есть.
И я улыбнулся, вспомнив прекрасные пейзажи Франции…
Ты не улыбнулся. Ты еще больше задумался. И я понял, о чем.  Если ты полетишь на север, то там тогда  тоже не будет ни цветов, ни школ…
И ты сказал мне: «Я не буду летчиком!»
Почему я  это все описываю?
Потому что я  - репортер. Потому что я вернулся домой,  а мой дом тоже на севере. Я много рассказывал о тебе и твоей прекрасной стране, которая зовется так красиво – Ливийская Джамахирия. Рассказывал  о  чужих бомбежках и твоих бессонных ночах. Русские люди  вздыхали, а женщины украдкой вытирали слезы…
А когда выпала минута,  я в своей домашней библиотеке нашел книги Антуана де Сент-Экзюпери. Ведь тогда я не сказал тебе, не успел: он тоже был военным летчиком и погиб, сражаясь за Свободную Францию. И вместе с ним сражались, и в небе, и на земле, и в море, алжирцы, тунисцы, ливийцы… Сражались за Свободу и погибали…  В в Африке, и в Европе…
За тебя и за меня. Чтобы мы жили!
Наступит день, и ты мне задашь свой единственный вопрос. Я знаю, потому что этот вопрос во мне. Как раскаленная в огне горящего Триполи железка. Этот вопрос мне не дает спать в Москве.
-Почему ты допустил это?
И, честное слова, я отвечу на него. Но не сейчас.
Мне надо еще много сделать для твоей страны.
Я хочу тебе процитировать слова Антуана де Сент-Экзюпери, он часто делал над Африкой:
«Каждая звездочка означала, что среди ночи там, внизу, люди думали, читали, вели разговоры по душам. Каждая звездочка, как сигнальный фонарь, свидетельствовала: здесь бодрствует человеческий разум. Вот там, быть может, размышляли о счастье людей, о справедливости, о мире. А эта звезда, затерянная в стаде других,   звезда пастуха. Тут, может быть, устанавливали связь со светилами, ломали голову, вычисляя туманность Андромеды. А там любили друг друга. Повсюду в долине горели эти огни, и все они нуждались в пище, даже самые скромные. Огонек поэта, учителя, плотника. Но среди этих живых звездочек   сколько затворенных окон, сколько угасших звезд, сколько спящих людей, сколько огней, уже не дарящих света, потому что им больше нечем питаться».
Я привезу тебе его книги на французском языке. Я хочу, чтобы ты выучил французский язык. Потому что рано или поздно ты встретишься с французами. Может, даже с летчиками, которые  бомбили тебя.
Которые убили Ганнибала, Саифа и маленькую Мастуру.
8 июня мы в Москве отметили грустный сороковой день их гибели.
Наступит другой день, и французы, как и я, тоже  ответят на твои вопросы…
И еще слова французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери:
«Ты мне нужен, чтобы тверже верилось: он еще настанет, час той улыбки. Мне нужно помогать тебе жить. Я вижу тебя - ты так слаб, тебе грозит столько опасностей…»
Я подписываюсь под его каждым словом. Мне нужно помочь тебе выстоять! Победить злых дядь! И жить!
И  я  тоже верю: настанет час твоей улыбки, малыш!
Николай Сологубовский, Триполи - Москва, 9 июня 2011 года.