Леся Украинка нежелательный гость

Николай Челомбитько
          Я может быть и не вспомнил эту историю, если бы она не была связана с моей народной дипломатией в самом прямом смысле этого понятия, а главное с очередной кампанией борьбы с памятниками, которая развернулась на Украине.

          То, чем мне пришлось заниматься сорок лет назад, принуждает меня поразмышлять над тем, является ли боязнь памятников национальным или религиозным геномом украинцев, как это было, скажем,  с берберами, которые в своё время, завладев античными памятниками на севере Африки, тут же занялись уничтожением мраморных скульптур и отбивать им головы. Или, может быть, это лишь форма борьбы определённой группы людей с теми, кто отрицает их европейское происхождение?

           В 1975 году правительство Украины поручило мне, как заместителю Председателя Общества по связям с украинцами за границей «Украина», изучить вопрос, провести переговоры и организовать передачу памятника известной украинской поэтессы Леси Украинки   украинцам Канады. Я с энтузиазмом воспринял эту почётную миссию. Поскольку я уже не раз встречался с украинцами Канады и знал, с чего начать, я обратился за содействием к Товариществу (обществу) украинцев Канады (ТОУК), с которым уже давно дружил.

           ТОУК с готовностью меня поддержало. Решили провести переговоры с мэром города Эдмонтон Уильямом (мы его звали Василём) Гавриляком.  В. Гавриляк  был довольно популярным и влиятельным мэром-украинцем в столице провинции Альберта, в которой проживало к тому времени около 10% украинцев. Он был мэром-созидателем. Поэтому следовало было ожидать, что он примет наше предложение об установке памятника в Эдмонтоне.

          Мэр встретил меня очень любезно,  но, как осторожный политик, заявил, что он бы не возражал, однако надо посоветоваться с членами совета города, в составе которого немало украинских националистов, остро выступающих против любых контактов с Советской Украиной.

          Гавриляк  провёз меня по городу, показал предпочтительные места для установки памятника. Одно – возле нового здания мэрии, которое он недавно построил. И другое – на прекрасном склоне парка, который он же создавал. Кстати этот парк назван именем Гаврилюка после смерти его создателя. Мне больше понравилось место в парке.

          На следующий день Гаврилюк собрал совет города. Вот здесь я впервые испытал свирепость и злобу  собратьев по крови. Они наотрез отказывались принимать «коммунистический подарок». Им ничего не значили мои аргументы о том, что Леся Украинка жила и творила ещё до победы коммунистов на Украине, что она является гордостью украинской нации…

       Только благодаря поддержке мэра и неукраинской части совета, решение было принято в пользу памятника.

         Хотя и с нехорошим осадком на душе, я возвратился в Киев и внес предложения об изготовлении памятника. Его создание было поручено известному архитектору и скульптору Анатолию Игнащенко и  завершено к лету 1976 года.
Общество «Украина» оформило отправку памятника через Одессу и порт Монреаль в Эдмонтон.

          С чувством выполненного долга я отправился на учёбу в Москву. Уже в Москве я узнал,  что памятник в Эдмонтон не попал – мэр В.Гаврилюк к тому времени скончался от сердечного приступа, а местные националисты отказались его принимать.

           И слава Богу, что ещё не все люди на земле заражены «спидом» украинского национализма. Независимый университет города Саскатун, что в 500 километрах от Эдмонтона, несмотря на давление недоброжелателей, с большим удовлетворением принял памятник и установил его в университетском городке. Теперь он украшает парк университета и является культурной достопримечательностью провинции Саскачеван.