Натурный эксперимент

Андрей Ганчев
Университет высшей социологии. Факультет белковых форм жизни. Кафедра моделирования примитивных социальных систем. Курсовые работы, промежуточный контроль.

Персонажи: профессор, студенты третьего курса.

- С насекомыми на втором курсе все вы справились. Экономику, как все убедились на собственном опыте, создать несложно, некоторые насекомые даже создают продукции больше, чем потребляют, пчёлы например.

На третьем курсе мы переходим к приматам. Задача курсового проекта была поставлена: создать самостоятельную экономическую и социальную модель и проверить её на устойчивость.

- А натурные эксперименты дадут гарантию чистоты эксперимента и применимости полученных результатов к другим системам?

- Может быть и не дадут, но у нас задачи пока чисто учебные, тренировочные. Проводить математическое моделирование, конечно, мы всё равно будем. Но вот посмотреть на реальные социумы весьма интересно. К тому-же, с человеческими системами работать даже проще: мышей кормить надо и клетки чистить, а высшие приматы сами себя прокормить в состоянии, по крайней мере, большая часть с голоду не вымирает.

На лабораторных работах вы все научились создавать ментальные вирусы с заданными параметрами.

Начальные условия для курсовой работы были предельно благоприятные, средства распространения и внедрения вирусов стандартные: с религией, философией и искусством. В странах, выбранных для эксперимента, книгопечатание изобретено, интернет есть, социальные сети созданы и используются большинством активного населения. Так что время на внедрения информационно-ментальных мемов и вирусов минимально и предельно эффективно. Не надо всяких пророков и агитаторов на площади выпускать. Да и дорогое это удовольствие – проповедники и витии народные. Товар штучный, капризный, народ камнями побить может. Это уже для аспирантов работа с проповедниками.

Итак, создаёте ментальные вирусы и мемы в лаборатории и пускаете их по каналам передачи информации. Удачный мем вводит общественное сознание в резонанс, и тогда социум или резко развивается, или же не менее резко взрывается и деградирует. И просчитать это методами компьютерного моделирования невозможно: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…». Только натурный эксперимент. Запускаете тысячу различных ментальных вирусов в течение пяти земных лет, фиксируете результат. Если ни один из вирусов не разрушит исследуемый социум, проводится дополнительное тестирование с дозированным внешним воздействием: война, землетрясение, пандемия.

И имейте в виду: если что-то пойдёт не так, ситуация полностью выйдет из-под контроля, то стоимость дезинфекции территории от бракованного человеческого материала вычтем из вашей стипендии. Деньги небольшие, конечно, атомные бомбардировки вещь копеечная, да и наводнения недороги, избирательные землетрясения подороже немного, но ведь это полностью из вашего кармана! Так что, не рекомендуется халтурить при экспериментах!

- А почему просто не ограничиться математическим моделированием? Компьютеров много, скорость расчётов фантастическая, любые варианты можно просчитать.

- Да, можно, но вот нужны не любые варианты, а строго определённые, с заданными характеристиками. В математическом моделировании есть одна тонкость, которую следует учитывать, и которая делает все полученные результаты не слишком достоверными. Называется: «подстроечные коэффициенты». И погрешность при увеличении разрядности социальных дифференциальных систем начинает зашкаливать, и достоверность полученных результатов становится более чем сомнительная. Только кажется, что в примитивных социальных системах всё просто, а на самом деле число возможных вариантов и различных возможных моделей развития – практически бесконечно.

Вот пример очень наглядный: смотрите, на ваших глазах делаем эксперимент. Вводим в компьютерную программу данные: страна, площадь, климатические данные, географическое положение, наличие природных ископаемых – средние значения по планете, а плодородие почв – на порядок выше. Международная обстановка: мир на всех границах. Уровень развития промышленности – максимально высокий, космические ракеты делают и авиалайнеры, авианосцы и станки, автомобили и тепловозы. Металлургия лучшая в мире. Преимущественно городское население. Уровень образования населения – самый высокий, большинство взрослого населения имеет высшее образование, неграмотность отсутствует. Задача: только внедрением ментальных вирусов, без внешнего вторжения и природных катастроф, вывести систему из равновесия и уничтожить.

Кто желает поиграться настройками и коэффициентами? Смелее, смелее, меняем настройки, вирусы забрасываем любые, да побольше. Ничего не получается? Что математическая модель выдаёт: «при данных начальных условиях ни при каких значениях система не может быть уничтожена воздействием изнутри». Компьютер умный посчитал!

Это в теории, а на практике у нас что? Вот Вы – подойдите к столу и покажите результаты Вашего натурного эксперимента. Смотрите все: студент-троечник, которого на прошлом курсе чудом не отчислили за то, что мышей кормить забывал, одними примитивными ментальными вирусами за два года такую систему полностью уничтожил, а это пока ещё только промежуточный вариант. Вопреки всем теориям, на практике экономика и энергетика уничтожена, медицина и образование умирают, социальное обеспечение агонизирует, экспорт обрушился, отношения с соседями испорчены, часть территорий утеряна, преступность кратно возросла, началась гражданская война, негативные процессы развиваются дальше.

Видите? Теория говорит невозможно, а эксперименты, даже на мышах, утверждают обратное. «Вселенная-25» у вас на втором курсе была! Лекция и лабораторная работа. Через сколько поколений мыши полностью вырождались и вымирали в идеальных условиях жизни? Что значит «не помним»? Очень плохо! Так вот, вырождаются мыши через двадцать поколений, а полностью вымирают через тридцать. А тут всё-таки высшие приматы, существа ещё не вполне разумные, но по любому умнее мышей. Хватило одного поколения. Напомните, пожалуйста, всем название Вашего курсового проекта: «Практическая проверка невозможности внедрения в Украину ментальных вирусов национализма в XXI-м столетии». Прекрасный результат! С мышами и тараканами у Вас хуже получалось. Продолжайте эксперимент.

Так, дальше, подходим по одному, показываем результаты.
Что тут у нас? Белоруссия, неплохо, неплохо, продолжаем в том же духе. Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, забавно, но предсказуемо. Грузия, ожидаемо. Молдавия, редкий случай совпадения с математическими моделями. А это что? Не может быть, Турция! Задержитесь, пожалуйста, для дополнительных консультаций, есть пару идеек, которые давно хотелось проверить на практике. Венесуэла, Бразилия, Уругвай, Парагвай, тут всё понятно, тут ни одна математическая модель никогда не работала. Ливия, Сирия, Тунис, Египет, тут процессы прямо как из учебника для первого курса. Так, остальные, подходим, подходим...

Ну, что-же, неплохо для промежуточного контроля. Имейте в виду, что самым отличившимся из вас в качестве дипломных работ будут предложены США, Россия, Китай и ЕС.

Отдельно обращаю внимание всех присутствующих о необходимости использовать корректную терминологию. За псевдонаучные словосочетания типа «невидимая рука рынка» или «развитая демократия» будем наказывать беспощадно, вплоть до отчисления без права дальнейшего получения высшего образования.

Это только политики на предвыборных митингах или безграмотные по определению журналисты могут использовать такие термины и рассказывать сказки про демократию. А для профессионалов существуют рабовладельческие общества определённого класса и ступени, с различным уровнем развития экономики. Мы говорим про страну, например, с обществом типа РС-К5-С2, и всем специалистам сразу ясно, что речь идёт о стране с рабовладельческим строем пятого класса на второй ступени развития, а это только Узбекистан конца двадцатого века, а РС-К2-С2 может быть только Северный Судан первой половины двадцать первого века. Или сопоставляя страны РС-К5-С4 и РС-К6-С5 совершенно очевидно, что сравниваем мы Францию девятнадцатого века и Грецию двадцатого столетия. И так далее.

Напомню всем, что в классической идеальной «демократии» каждый гражданин, обладающий правом голоса, должен иметь минимум трёх рабов. А в таком же классическом рабовладельческом обществе любой страны двадцать первого века на планете Земля, с которым вы сейчас работаете, рабами являются практически все, но все они считают сами себя свободными гражданами в свободной демократической стране и сами избирают себе рабовладельцев.

Но где взять в обществе четверть свободного населения? И куда его девать? Ведь не выдержит ни одна современная социальная система такого непропорционально большого процента свободных людей, она станет абсолютно неуправляемой. Вы же все будущие специалисты по моделированию. Вопрос: какой муравейник, термитник или улей сможет существовать, когда трутней и маток станет четверть от всего количества общества? Да не просто трутней и маток, а свободных и независимых от общества? Смешная постановка вопроса? Смешная! Это уже получается поголовье тараканов на грязной кухне, а не улей. Как регулировать численность тараканов вам рассказывали на семинарах и показывали на лабораторных работах. А высшие приматы в этом смысле ничуть не лучше. Ну, три-четыре процента в обществе ещё как-то можно переварить, полиция будет работать без выходных, палачи станут трудиться в три смены. Войнушку на границе организовать, стройку века, охоту на ведьм, национализм активизировать. Методы социальной защиты известны и эффективны в опытных руках. Поэтому и демократия является идеальным, то есть выдуманным, недостижимым обществом, утопическим проектом.

Мы, как профессионалы, понимаем, что это просто модель, как на факультете физики изучают модели абсолютных тел: абсолютно чёрного, абсолютно белого и абсолютно серого. Кстати, и нам, моделистам-социологам, бывает полезно заимствование некоторых физических моделей в наших целях. Например, абсолютно серое тело идеально описывает работу общественных организаций при государственных структурах и поведение членов парламента при принятии законов.

И ответственности побольше. На следующий год переходим к серьёзным вещам: натурное моделирование социальных систем разумных существ. Это вам не пчёлки-мышки-приматы, там всё по взрослому будет.