Никогда не скучай! сборник уличных игр

Татьяна Ветрова 2
                Предисловие
  Вообще уличные игры записывают крайне редко, что очень и очень зря.  Ведь всё-таки Россия-матушка - страна большая, и у каждого города и даже посёлка может быть своё уличное «культурное наследие». И обмен опытом вполне неплохо было бы наладить, а особенно актуально это сейчас, в летние каникулы, когда набор интересных игр необходим запихнутым в прогалы между многоэтажками детям как свежий воздух.
  Конечно, я сознаю, на «Прозе» они не самые частые гости, но ведь их родители здесь сидят, и, если что-нибудь приглянётся им - могут посоветовать детям. Я запишу здесь те игры, в которые играют в моём дворе – самом многочисленном и дружном в округе. Некоторые из них довольно старинные, но пользуются общей любовью.
  Заранее прошу не сердиться по причине того, что какие-то из этих игр могут оказаться Вам знакомыми сызмальства. Во-первых, это адресовано детям, которым мамы-папы-бабушки-дедушки, к сожалению, не очень-то часто рассказывают, во что они играли в детстве (нашему двору с этим повезло), а теперь эти игры забыты; во-вторых, то, что знакомо Вам, может стать открытием для другого читателя.
  Итак…
Алфавит
   Игра напоминает куда более известный «Светофор».  Водящий также отходит на некоторое расстояние от других игроков и поворачивается к ним спиной, только вместо цвета, как в «Светофоре», он называет любую букву, например, «Б». Если у игрока имеется что-нибудь на эту букву – скажем, брелок, бейсболка – он спокойно проходит мимо водящего, если нет – обегает его, а водящий старается его поймать. Коли это ему удаётся – водящий и игрок меняются ролями, коли нет – водящий продолжает водить.
  Но можно называть не только предметы. Разрешается сказать: «А у меня есть бедро!» - и это тоже будет правильно. (Маленькая педагогическая хитрость: дети заодно подучат анатомию).
Прочитать любой ценой
  Игроки делятся на две группы. Одна из них намечает определённую территорию, которая становится «запретной» для другой. Территория должна быть не очень маленькой.
  Потом, посовещавшись между собой, первая группа задумывает какое-нибудь не очень длинное слово и выкладывает его из палочек (пишет мелком и т. д., как будет удобней) посередине «запретной» территории. Оно должно быть хорошо читаемым и в то же время не крупным. (Это слово, конечно, содержится в строжайшем секрете от второй группы). И начинается основная часть игры.
  Игроки второй группы забегают на «запретную» территорию и пытаются добежать до слова и прочитать его. Первая группа тем временем догоняет их и салит.  Игрок, осаленный на «запретной» территории, выбывает из игры. Но первой группе нельзя выбегать за пределы своей пресловутой «запретной» территории (простите за нескончаемую тавтологию, уважаемые взрослые). 
  Победителем становится игрок, прочитавший слово и благополучно покинувший… «запретную» территорию. Когда это происходит, группы меняются местами, и задумывается новое слово.
Люкс
  Для игры нужен мяч. Водящий (желательно обладающий хорошей фантазией) берёт его в руки и встаёт напротив остальных игроков, сидящих на лавочке (траве, заборе и т. д. Можно, конечно, и стоять, но игра довольно длинная). Затем он выбирает любого игрока и задаёт ему вопрос: «Как тебя зовут»? И перечисляет различные варианты (чем смешнее, тем лучше): Наполеошка, Бананчик, Полкан и т. д., кидая при этом мяч игроку, который его ловит или не ловит в зависимости от того, нравится ли ему предложенное имя. Но вот водящий неожиданно говорит: «Люкс!» и снова кидает ему мяч. Если игроку удаётся его поймать – он придумывает себе имя сам, если нет – то ему присваивается последнее из перечисленных имён. Далее водящий предлагает такой же вопрос другому игроку, и всё развивается по прежнему сценарию.
  После того, как у каждого игрока появится имя, следуют вопросы: «Какая у тебя фамилия?», «Какое у тебя отчество?», «Где ты живёшь?», «Кем ты работаешь?», «Сколько у тебя детей?», «Какая у тебя зарплата?», «Какая у тебя машина?» Бывают и другие, но это уже зависит от фантазии водящего.
Тыква
  Так её, по крайней мере, прозвали дети во дворе. А вообще, в сборнике русских народных игр, где я её внезапно обнаружила, она называлась «Репкой».
  Водящий отходит на приличное расстояние от игроков – чтобы не слышать, как они совещаются – а они тем временем называют себя различными овощами (картошкой, огурцом, помидором, кабачком)… Потом, когда каждый выбрал для себя название, водящий возвращается к игрокам и начинает перечислять все известные ему овощи. Тот игрок, чей овощ был назван, бежит до заранее условленного предмета – скажем, стены беседки. Водящий должен постараться его догнать, пока он не добежал, но, если ему удалось его поймать, это не значит, что пойманный игрок сразу меняется с ним ролями – водящий остаётся им до тех пор, пока не отгадает овощи у всех игроков. А водящим в следующей игре станет тот, кого поймали последним (или первым, это уж как игроки сами договорятся).
  Точно так же можно играть с названиями фруктов, мебели, птиц и т. д.
Рыба, зверь, птица…
  К своему удивлению, недавно узнала, что эта игра бытует в России с послевоенных времён, а то и того раньше.
  Водящий ходит перед остальными игроками и монотонно произносит: «Рыба, зверь, птица… Рыба, зверь, птица…» И вдруг он резко останавливается перед любым игроком и говорит, например: «Зверь!» и быстро считает до трёх. Игрок за это время должен назвать любого животного – к примеру, леопарда. Если до этого леопард был назван, повторяться нельзя. Коли игрок не успел назвать зверя за три секунды, водящим становится он.
  Точно так же с птицами и рыбами.
Разведчик
  Несмотря на простоту и даже банальность этой игры, она весьма интересна на практике.
  Один человек поворачивается спиной к другому, стоящему от него в шагах двадцати. Тот, другой, должен неслышно подкрасться к нему и дотронуться до его плеча (ни в коем случае не крикнуть в ухо!) Если тот, к кому подкрадываются, слышит малейший шорох, он оборачивается, и игроки меняются ролями.
Рассмеши!
  Когда водящий говорит: «День!», игроки бегают и прыгают. Но когда он говорит «Ночь», все замирают на месте. И тут-то начинается самое интересное!
  Водящий подходит к каждому игроку и всячески его смешит – корчит рожи, рассказывает анекдоты и т. д. Если он рассмеётся, то становится водящим. Закрывать глаза несчастному, обречённому на проигрыш игроку (т. к. крайне редко удаётся удержаться от смеха) нельзя.
Звезда
  Выбирается судья, единогласно признанный остальными игроками честным и беспристрастным человеком (в принципе, их может быть и несколько). Перед ним по очереди выступает каждый игрок в трёх номинациях: выразительно прочитать стихотворение, спеть песню, станцевать под музыку с мобильного телефона, и судья выносит справедливое решение.
  Не рекомендуется играть в «Звезду» с обидчивыми людьми, берущими своё малейшее поражение близко к сердцу.
Угадай на ощупь
  Водящий закрывает глаза и не быстро считает до трёх. За это время игроки отбегают как можно дальше и замирают на месте. После «трёх» перемещаться категорически нельзя. Затем водящий с закрытыми глазами направляется искать игроков. Нащупав кого-либо, он должен на ощупь, по каким-либо признакам (рост, наличие косички или мехового воротника, помпона на шапке и т. п.) угадать, кто именно находится перед ним, и назвать его имя. Если он называет верно – угаданный игрок становится водящим.
  Разрешается путать водящего: пока он считает до трёх, поменяться шапками, кофтами, присесть на корточки и т. д.
Времена года
    Трое-четверо игроков отходят в сторону от остальных и выбирают любое время года. Допустим, они выбрали весну. Теперь игроки договариваются, кто из них какой «атрибут» этого сезона будет изображать: кто-то – струящийся ручеёк, кто-то – распускающийся цветок, кто-то – солнышко и т. д. Затем они выходят к остальным игрокам и по очереди (или одновременно) с помощью жестов, движений изображают то, что выбрали. Подсказывать нельзя. Игрокам нужно угадать это время года и, кроме того, каждый его «атрибут» из изображённых.
Слепая курица
    В эту игру нужно играть в «лабиринтах», которые есть на спортивной площадке практически около каждой школы. Водящий – «слепая курица» - становится в конец «лабиринта», противоположный тому, где стоят другие игроки, и закрывает глаза. (Иногда беднягу ещё и раскручивают около «лабиринта» с закрытыми глазами, чтобы совсем перестал ориентироваться).
  Дальше он наощупь движется вперёд, навстречу другим игрокам. А те – навстречу ему: либо перебираясь поверху, либо по земле – но по земле надо идти неслышно, иначе водящий вправе сказать: «стоп, земля» и поменяться местами с незадачливым игроком. Проигрывают те играющие, которых водящий нащупывает в процессе своего движения, а выигрывают те, кому удалось успешно добраться до конца «лабиринта».
Разновидности салок
1. Салки «Мультики-кино». Игрок, убегающий от водящего, считается «в домике», если он в последний момент успел присесть на корточки и произнести название любого мультика или кинофильма. Думаю, точно так же можно поиграть с названиями книг (чувствуете ещё одну педагогическую хитрость, дорогие читатели?), и вообще с названиями чего угодно.
2. Салки «Акула». Фактически – самая популярная игра в моём дворе. «Домиком» считается всё, сделанное из дерева (лавки, пеньки и т.д. – на них надо стоять или сидеть), или стена беседки (её надо касаться рукой).
3. Салки «Чур, на дереве»! Тоже обнаружена в сборнике русских народных игр. Чтобы оказаться «в домике», надо обнять дерево.
4. Салки «Кислота». Вот это уже не с моего двора, это подсмотрено на детской площадке. Если тебя осалил водящий, которого в этой игре почему-то прозвали «кислотой», ты становишься его помощником, и так продолжается, пока не выловят всех. Тот, кто остался последним – «король» и назначает новую «кислоту».
5. Салки «Освобождалки». Тот, кого осалили, стоит на месте с раскинутыми в стороны руками. В это время другие, ещё не осаленные водящим игроки могут подбежать к нему и, коснувшись на бегу его протянутой руки, снова сделать его «свободным».
  Примечание: Т. к. игроки постоянно «освобождают» друг друга, и водящий быстро утомляется, лучше, чтобы в этой игре их было несколько.
Сложные прятки
  Эта игра уже придумана мной (не судите, пожалуйста, строго). В неё надо играть в парке, роще и т. п.  – главное, чтобы на местности было много деревьев, - и лучше зимой, т. к. по ходу игры требуется оставлять следы.
  Перед началом каждый игрок, если он намерен не только искать, но и прятаться, должен изготовить несколько карточек примерно следующего образца (к каждой из них надо прикрепить небольшой кусочек скотча).
1.  На карточке изображены две запутанные дорожки (как в детских головоломках). Каждая из них ведёт к стрелочке, показывающей какое-либо направление. Над всем вышеперечисленным написан вопрос: «Куда ведёт дорожка номер один?»
2. На карточке – вопрос: «Летучие мыши слышат лучше или хуже человека?» Так же сверху изображены две стрелочки, показывающие различные направления. Над одной из них написано «лучше», над другой – хуже.
3. На карточке написана старая, всем известная загадка (привожу её только для примера): «Юля съела пять стаканов с вишней. Сколько стаканов съела Юля?» Над одной стрелочкой написано «пять», над другой «ни одного».
  Дальнейший ход игры опишу на примере трёх игроков: Миши, Лены и Алёши.
  Прячется Алёша. Миша и Лена, как и в любых прятках, отворачиваются и считают… лучше не менее, чем до двухсот.
  Алёша идёт в заранее присмотренное место, где он спрячется. По пути мальчик оставляет следы (если игра происходит зимой, то и придумывать ничего не надо – останутся сами). У некоторых деревьев он останавливается и приклеивает к ним карточки.
  Вот он приклеил первую из описанных мной. Дорожка номер один выводит, допустим, к правой стрелочке – значит, Алёша пошёл направо. Чтобы запутать Мишу и Лену, он оставил несколько ложных следов и слева.
  Приклеена и вторая. Правильный ответ «лучше» - он, написан, допустим, над стрелочкой, показывающей влево. Значит, Алёша пошёл туда.
  Дошло дело до третьей карточки. Правильный ответ «ни одного» написан над стрелочкой, показывающей направление - прямо. В ту сторону пошёл и Алёша.
  Досчитав до двухсот, Миша и Лена идут его искать. Следуя по оставленным Алёшей следам, они доходят до первой карточки. Миша считает, что дорожка номер один ведёт к правой стрелочке, а Лена – к левой. Совещаться нельзя. Друзья идут в разные стороны. Увидев, что следы Алёши прерываются, Лена догоняет Мишу, но он уже стоит у второй карточки и, правильно ответив на этот вопрос, идёт влево, в то время как Лена только читает карточку. Миша заметно лидирует.
  Вот он дошёл до третьей карточки. (Лена пошла в том же направлении, тоже правильно ответив на вопрос про летучих мышей). Но вот у третьей карточки Миша сплоховал: он раньше не слышал эту загадку и решил, что Юля съела пять стаканов. А Лена, хоть и пришла к третьей карточке позже, отгадала загадку верно и пошла прямо. Миша, убедившись, что следы в его направлении прерываются, побежал догонять Лену, но она уже нашла Алёшу. В этот раз победила Лена.
***
 А какими играми могли бы поделиться Вы? Возможно, их гораздо больше и они гораздо интересней! Расскажите их современным детям хотя бы через «Прозу», и, возможно, городские улицы станут менее пустынными.