Малость про крымский характер

Олег Ольгин
***
Малость про крымский характер.

1917... 2017, сто лет прошло и вот... и вот, вспомнились слова Сергеева Ценского.
…- Я русский..! Я - чистый русский..! - кричали отовсюду наперебой, и даже носильщики, стоявшие и сидевшие на каменной лестнице вокзала, принялись тоже суетиться, покрикивая:
- Какой он русский? Он сроду караим!.. - или: - Вовсе он болгарин из-под Ногайска!.. - или: - Турецкого звания человек!
Или вот еще…
…Я севастопольская мещанка, не забывай, папаша! Еще бы мне в сарафанах ходить, да коноплю трепать.., - проговорила она сильно в нос и очень растягивая слова…
Нет…! Это не я. Это - Сергеев Ценский… коротенький рассказ. «Капитан Котейников» называется…
Хотя… мало кто из крымчан читал этот рассказ, да и над переживаниями старого и не очень умного капитана, мало кто задумывался!
А вот теперь и задумаемся… Сто лет прошло, и все та же ненависть ко всему, что выходит за рамки твоего узколобенького мирка...
А может все проще? Намного проще!

***
А теперь вернемся в нашу объективную реальность! Ну, в смысле, послушаем лозунги, вот например: - "крымнаш"..., или не дай господи - "хотькамниснеба"….
Ну что… послушали?
Вот… а теперь, как говорится, от первого лица…. Про мой Крым!
Крым конечно разный и у каждого он свой…. У кого -то пионерский Гурзуф, у кого – то домик в Коктебеле… нет, не в сегодняшнем, приватно- холодном и блестяще - пустынном, а в том, давно забытом… волошинском….с короткой надписью у калитки: - "этот дом, не сдается….не сдается никогда!"
У кого то, это мыс Фиолент или скалы Тарханкута…

А вот теперь, про мой любимый Крым! - Крым, дышащий унтер- офицерским фонфаронством Севастополя!

Увы, но это так! И простите меня мои дорогие Севастопольцы! Именно так, севастопольцы, а не севастопольчане, как любят называть вас праздные туристы…
И все таки это мой Крым!
Конечно грустно, что блистательное офицерство ушло из Севастополя. Давно ушло…
А пришедшие им на смену, остались лежать на Федюхинских высотах или у Сапун - горы.... И никому не приходит в голову делить по национальному признаку, ни ком. полка Севастопольской морской пехоты Павла Горпищенко, ни политрука Николая Фильченкова, ни татарского поэта Меннане Решитова, ни сотни тысяч погибших русских, украинцев, татар, грузин... Всех тех, кто остался лежать в солдатских могилах. На крымской земле!
А потом, последние из офицеров, три года назад, сохранив честь и флаг, на боевых кораблях прорывались в Одессу...
А что теперь? А теперь, все те же капитаны котейниковы прогуливаются по Приморскому бульвару...
Так давайте повнимательней присмотримся к ним! К капитанам второго ранга котейниковым!

Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается. Которое похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями…
Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький....
Опытный интриган, тайно сотрудничает с предводителем «ночной армии» головорезов ... сговаривается с ним о "союзе серых и ночных армий". В последнем походе против врагов режима... и его бандиты начинают охоту на ненавистных «книгочеев»...

 - Нет, это, опять таки, не я! Это братья Стругацкие. И не так уж и давно. 1963 год. Ну… роман или повесть, как кому больше нравится. « Трудно быть богом» называется…. Кто еще не забыл!
И всего – то, пятьдесят лет прошло…!

Пятьдесят, ни сто! Скажешь ты, любознательный мой Читатель, да и писателю дан дар предвидения. Увы… только этот дар и дан!

А что теперь?
А теперь, мой любимый Севастополь ушел. Ушел вслед за мягко спящей Ялтой, вместе с памятью о Чехове… и дальше… и дальше… и дальше…
Конечно, можно поговорить о Симфи или Феодосии…. О домике Грина в Старом Крыму… о Цветаевой….
Можно... а вот не хочется!

 Почему?

А потому, что, как - то, один мудрый Капитан, прикоснувшись руками к морю, сказал мне всего пару слов…
- Как давно это было… - сказал Капитан и грустно посмотрел мне в глаза…
- Море! Мы еще с тобой встретимся…. – продолжил он и его золотистые волосы, неспешно развевались на ветру…
Ты прав, Капитан, как всегда прав! Мы еще вернемся! И ты еще улыбнешься и мне, и этому миру! И я улыбнусь тебе! Тебе и моему Крыму… нашему Крыму!