Проблемы сохранения государств. Реферат

Иван Чибисов
Возможные проблемы сохранения (разрушения) государств (союзов, федераций, конфедераций и др.).

«Человек без идеи дикарь, нация без идеологии сброд»

Проблему единения (разрушения) многонационального государства следует рассматривать во многих слагаемых аспектах, но обязательно в свете существующей гармонии природы. Всё что существует на свете, если оно явно как бы и не создано напрямую Творцом, неразрывно связано  с природой его творения. 

Необходимо понять и  осознать, что всё, что есть на свете и сам свет, есть опосредованный результат деятельности Творца - Создателя! И от того на сколько творения мыслей и рук человека соответствуют замыслу Творца, настолько это человеческое творение устойчиво и способно выдерживать любые мыслимые и немыслимые катаклизмы!

Естественно, что и сам человек далёк от идеала, соответственно и плоды его творения не могут быть идеальными. Чем больше люди стремятся соответствовать Творцу, тем большую устойчивость, крепость и долговечность обретают плоды их творения.

При создании тех или иных объединений людей (по сути, не важно: малых, больших или очень больших), в них формируются несколько сил: активных – как бы генераторов и пассивных, так называемых  наблюдателей.  В свою очередь, активные силы в таких общностях,  как правило, делятся на центростремительные и центробежные. И вот от того какая из этих самых активных сил станет определяющей, зависит судьба этих объединений.

Здесь свою как бы скрытую значимость обретают как раз пассивные силы, они хоть и пассивные, но если их не учитывать, то надёжность – устойчивость этих общностей гарантировать будет проблематично.  Как бы ни складывалась ситуация обращаться к этим пассивным силам (ведь всё-таки силам), так или иначе придётся. И вот в них и по отношению к ним – то, как раз и заложены задачи управленческой деятельности. И именно от качества управленческой работы и будет зависеть устойчивость – крепость выстроенной общности людской.

Выходит, что создать (образовать, завоевать и т.д.) объединение, а тем более общность – это ещё не значит решить всё дело – это только его часть.        

Следующим действием, если не более, то и не менее значимым, является формирование скреп естественных – структурных (экономических, идеологических, культурных и др.).

Способной связать экономические, идеологические, культурные, религиозные и другие скрепы общества оказалась политика.

К естественным – структурным скрепам полагаю, будет справедливо отнести политические - административные, которые неразрывны с экономическими. Политические, идеологические, административные, экономические скрепы обусловлены наличием общей нормативной и правовой базы опирающейся на законодательное их закрепление в рамках единого государства.

Наличие общего законодательства не исключает при этом, наличие договора между Центром и субъектами, административно входящими в Объединение (союз, федерацию, конфедерацию и т.п.).

Отдельно следует учитывать и рассматривать возможное наличие естественных монополий (в эффективности влияния скреп) в системе экономического и административного строения Объединения.

Естественные монополии входят в жизнь любых обществ как утро,день, вечер, ночь и всё то что непрерывно обеспечивает жизнь и быт людей.С нарушением их деятельности начинается общее нестроение в жизни каждого человека и общества, хаос и неотвратимая разрушающая всё и вся паника.

Недооценка таких естественных (или как бы естественных) скреп ведёт к трагической невосполнимой утрате как тактики, так и стратегии во всей системе управления государством (общественным Объединением).

И вот что характерно, для каждой общности входящей в Объединение, Центр должен определить свой перечень скреп, их иерархическую очерёдность, порядок взаимодействия с официальными государственными структурами. Естественно, что наличие перечня универсальных – единых скреп для всей общности так же не исключается.

От того на сколько естественно - не формально, правильно и гармонично будут распределены и работать скрепы, настолько устойчивым, к тем или иным воздействиям, будет это  объединение (империя, если хотите). При этом следует учитывать, что при всех построениях общественных скреп, в той или иной ситуации, разные скрепы в разных общностях и работают по - своему.

В силу этого необходимы постоянные, системные, управленческие воздействия именно  на скрепы, которые оказывают наибольшее  влияние на возникающие проблемы в общественном объединении людей.  Именно своевременность активирования той или иной скрепы может способствовать разрешению возникшего противоречия, «уйти» от разрушающего конфликта.

Как известно практика, есть критерий истины. Наука формирует прогнозные предложения исходя из изучения и анализа накопленного опыта и даже футурологического предвидения.  При рассмотрении (и для профилактики недопущения разрушения) причин приведших к разрушению многонациональных государств (союзов, федераций и т. п.), целесообразно использовать научный подход, разделяя их на внутренние и на внешние.

Внешние  причины, как правило, исходят от государств соперников (партнёров) – конкурентов и при отсутствии в существующих скрепах  внутренних противоречий, внешние урон наносят либо незначительный, либо  приводят к обратному результату, общество  консолидируется вокруг идеи и проповедующего её лидера.               

С внутренними проблемами (причинами) намного всё сложнее.   Что характерно, так это то, что в движении заложены все критерии устойчивости людских объединений, а многонациональных и конфессиональных в особенности. 

А что же рассматривать в качестве движения, которое может  обеспечивать устойчивость сложнейшей системы как многонационального объединения? Как это ни странно, но движением в данном случае может выступать идеология, опирающаяся на идею справедливости, добра и правды, в том числе справедливого неравенства по природе – от способностей «заложенных» в человека от рождения.

А это, прежде всего любовь, а любовь это Творец – Создатель – Бог, не зависимо от той или иной религиозности. Бог един, во всех ипостасях! Затем следуют иные – мирские традиции от  накопленного опыта, приемлемые скрепы обеспечивающие  сохранение и укрепление   многонациональных людских Общностей (федераций, конфедераций, империй).

Действенным, вековым примером   является Совет старейшин Рода - Родов и т.д. При этом следует учитывать, что все эти скрепы могут работать как на созидание, так и на разрушение, как в одну, так и в другую абсолютно противоположную сторону.

В этой связи необходимо непременно учитывать культурологический код населения территории, на которую будет транслироваться информация (либо управляющие воздействия). Для населения со своим культурологическим кодом,  свои особенные приоритеты и очерёдность подачи скреп через средства коммуникации.

В качестве основных средств влияющих на человека (людей) в обобщенном виде выделяются следующие:               
- средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);               
- литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);               
- искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);               
- образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
- воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

- личное общение.

Источники влияния информации на личность человека заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим влияниям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на мало осознаваемые и не осознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и др. Отсюда настоятельная необходимость наличие скреп и умение политических - управленческих структур пользоваться ими!( Весьма важно уметь чувствовать и понимать "нерв" психоэмоционального состояния людей - общностей, тем более толпы!)

Внутренние, наиболее приемлемые скрепы: традиционные, культурологические, религиозные.  

Традиционные.

Они складываются из  преданий и элементов социального и культурного наследия. Передаются традиции от поколения к поколению, тем самым создают в обществах и социальных группах материальные и духовные ценности.  Эти ценности формируют общепринятые нормы поведения, обычаи, обряды, а с ними и идеи.

Жизнеспособность традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. Слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой общественной жизни. Пренебрежительное отношение к социальному наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.        

Культурологические.

В силу того, что культурология формируется на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, она призвана изучать культуру как целостную категорию ремесла. Через них она выражает суть культуры, её человеческое начало, понятие, отражающее огромное количество значений в человеческой жизнедеятельности.

Она вобрала в себя множество смысловых оттенков этого понятия, позволяет иметь много вариантов их использования в науке и в других сферах общечеловеческого бытия.

Социальное знание – это производная от общественных наук. Общественные науки в свою очередь выявляют объективные законы происходящих в обществе различных явлений и процессов. Относительно устойчивые отношения между людьми разных народов и народностей, классов, социальных и профессиональных групп – составляют суть социальных знаний.     

Социальное знание содержит в себе специфические особенности. Через рассматриваемые факты, законы, влияющие на общественно-исторические процессы, мы как раз и получаем в результате необходимые знания.

В тоже время, при  изучении внутреннего духовного содержания человека, с его личным восприятием мира, с целями и поведенческими мотивами, мы получаем итогом гуманитарное знание.               

При исследовании и изучении тенденций развития всего человечества мы получаем Обществоведение как предмет, а изучением индивидуальных качеств личности человека, занимается гуманитарное знание.               

Таким образом, социальные и гуманитарные знания изучают и объясняют закономерные процессы, происходящие в человеческих обществах и конкретного человека в частности.    

Одна из особенностей гуманитарного знания (возможность прогнозирования поведенческих характеристик) – понимание человека, его помыслов, намерений, побуждений, мотивов,  ориентации.

При этом, важно осознавать, что гуманитарное знание не имеет точности естественных и особенно технических  наук с математическими выкладками.  (Хотя уже имеются авторы, смоделировавшие  математическое развитие общественных процессов.)

Гуманитарное знание – обращено своим «взором» к внутреннему миру человека и имеет своей способностью воздействовать на его внутренний мир, преображать его, содействовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.        


Религиозные.

В структуре общества религия представлена церковью. Сила религии в политической жизни общества в том, что она имеет огромное влияние на общественное сознание, а значит, способна формировать мнение людей о светской власти, о политике государства и т.д.

Церковь может возлагать на себя функции по управлению светской властью. В первые века христианства на Руси церковь «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

Цель становления конструктивных взаимоотношений между политикой и религией ; укрепление духовных основ общества. Политика и религия обладают двумя важными общими функциями.

Их объединяет стремление к общественному порядку и стабильности общественной системы – интегративная функция.      

С помощью регулятивной функции нивелируются противоречия между отдельными людьми и определёнными слоями населения.

Некоторые учёные придают религии политическую функцию, исходя из того, что она имеет огромное социально-политическое влияние на жизнь общества.

Данный тезис представлен в  решении Священного Синода РПЦ МП:                «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольёт невинную кровь, будет отлучён от церкви и предан анафеме». Этот тезис, являясь  социальным по своей сути, но в его политической части он весьма весомый.

Реализация перечисленных функций происходит на платформе морально-правовых стимулов: социальное принуждение у политики;  нравственное осуждение у религии.

Регулируя общественную жизнь, политика (политическая система) формирует законные рамки для функционирования религии: правовое положение религиозных организаций, права граждан на свободу совести, религиозную терпимость и уважение между конфессиональными общностями.

Результатом такой деятельности политической системы в демократическом обществе стала так называемая «гражданская религия», сердце которой – плюрализм (наличие разномыслия).

При этом важно учитывать (или даже следовать) сложившиеся традиции как основу устойчивого не конфликтного сосуществования множества национальностей и этнических групп.

Суть её в том, что государство, сохраняя тесные связи с культурологически родной религией (часто, признавая за ней статус официальной), предоставляет своим гражданам свободу выбора той или иной веры.

Задача политической системы Объединения-Государства, уравновешивать цели слагаемых обществ с возвышающимися над ним ценностями всего Общества-Государства: нивелировать внутренние социальные конфликты и предотвращать внешние угрозы.