Стипенсия

Лариса Веселкова
   На дворе был XXI век. Город  огромный, шумный, пыльный, как пылесос всасывал в себя все: и дома, и скверы, и людей, и машин. Новые технологии, новые правила, новые отношения – все это было невозможно  принять бабке Фросе.

   Она продолжала жить там, где-то в прошлом. Она не могла принять огромные дома, которые, как коробки выстроились в ряд, смотрят друг на друга своими темными окнами. Окон много и за каждым окном своя жизнь.

    В ее молодости было все иначе. Дома были маленькие, а семьи большие. Каждый знал все о соседе и готов был прийти ему на помощь в любое мгновение.
 
   А сейчас? Сейчас можно жить на одной площадке  с человеком, но   не знать, как зовут его. А вокруг новые не только технологии и отношения, но и слова. Баба Фрося, порой, не понимала, что говорит ей внук.   Она чувствовала себя лишней в этом мире, но ведь по собственной воле нельзя покинуть этот мир, надо ждать своего часа. И она ждала.

   Порой, она уходила в парк, подальше, где ее никто не мог видеть. Деревьям рассказывала свои проблемы, и ей казалось, что они ее понимают. Они, как и в годы ее молодости, шумели листвой и перешептывались. Пахло травой и если закрыть глаза, то можно на какое-то время перелететь туда, где все ей было понятно и близко.

   Случилась эта история с ней недавно. Был серьезный разговор с внуком,и она   обиделась на него. Он пришел домой веселый, жизнерадостный и выложил на стол 700 гр. Немного подумал, и 400 гр перекочевали в его карман.

    - Ты что стипенсию получил? – спросила баба Фрося, пряча оставшуюся сумму в комод.

   Внук Федор залился смехом.

   - Баб, сколько можно говорить. Не «стипенсия», а «стипендия». Пенсия – это у тебя, а у меня стипендия.

   Баба Фрося не могла запомнить такое сложное слово. Да оно было не единственное, которое не укладывалось у нее в голове. А с этим компьютером таких слов добавилось, а Федор не упускал случая, чтобы не посмеяться над  бабкой.

   И вообще компьютер – это детище от черта, так считала бабка. Он мог говорить, показывать все, что ты хочешь. С ним можно разговаривать, спрашивать, блуждать по тайге или плавать в море. Такое может присниться только в страшном сне.
 
   Обиженная бабка пошла в парк. Было лето в разгаре, дорожки были чисто подметены и сухие, лавочки, покрашенные  еще весной,   не успели почернеть от пыли и солнца. Она села на лавочку, закрыла глаза и обижено  потянула носом.

   - Кто тебя обидел или беда случилась? - услышала она рядом с собой.

   - Так, обидел, - сказала бабка и тут до нее доходит, что когда она садилась на скамейку, рядом никого не было. Она испуганно открыла глаза и увидела, что рядом с ней сидит старичок. Он был странно одет, не по моде. Особенно интересная была шляпа. Не то женская, не то мужская.

   - Может быть, я смогу помочь? - продолжал старичок.

   - Да чем ты поможешь? Объяснить ты не сможешь, тебе, небось, столько же лет, сколько и мне. Трудно мне учиться, память не та, а внук смеется, что я такая бестолковая. Говорит он правильные вещи, вот только я их не понимаю. А откуда ты взялся, я тебя не видела, когда пришла в парк?

   - Да, я могу и исчезнуть, - говорит дедок и растворился в воздухе.

   - Ой, не надо, - успела вскрикнуть бабка.

   После этих слов дедок опять оказался рядом с бабкой Фросей.

   - Не надо, так не надо, - проговорил дедок, поправляя свою шляпку.

   - Это что, единственное, что тебя смущает в этой жизни?

   - Скучаю я по всему тому, чего не вернешь. Скучаю. Порой глаза закрою и вижу, как брожу по полям, собираю цветы и я молодая такая. Все там было понятно. А ты не скучаешь?

   - А чего мне скучать. Я все это могу вернуть. Ненадолго, но могу. Могу оказаться в местах, которые только будут. Могу оказаться в местах, которые были. Секрет я смог разгадать, правда, не совсем, но многое мне доступно. И помогли мне знания, которых ты не можешь понять. Могу поделиться.

   - Ну, это ты переборщил. Нельзя вернуться назад, но очень хочется.

   - Раз хочется, значит, можно.

   Дедок снял шляпу, покрутил ее и вытащил три соломинки из центра.
 
   Вот тебе многоразовая путевка в твои путешествия. Ты только соломинку не потеряй.  Если захочешь что-то узнать или где-то побывать, воткни соломинку в волосы, закрой глаза и представь, место, где хочешь быть. Вот и перенесет эта соломинка тебя туда, куда ты хотела. Прости, но всю шляпу подарить тебе не могу. Я еще во многих местах хотел бы побывать, а без нее никак. Вот только будь осторожна. Я могу летать во времени, но то ли я чего-то не учел, то ли недопонял, но иногда я оказываюсь не в прошлом, не в настоящем, а в придуманном мире. Если такое случится и с тобой, то просто вытяни из волос соломинку, да побыстрей. Придуманный мир не изучен, и результат может быть непредсказуем.

   Старичок протянул три соломинке бабке Фросе и исчез.

   - Чудило, -  подумала бабка.

   Она покрутила соломинки, оглянулась, чтобы никто ее не видел, и воткнула одну соломинку в свои седые волосы. Закрыла глаза и представила свое первое свидание со своим мужем.

   И как же она была удивлена, когда она увидела себя, своего Петра рядышком. Он шел совсем близко и смущался, как 60 лет тому назад. Заикался, краснел, а потом несмело взял ее за руку. Она почувствовала его прикосновение. Ей показалось, что она слышала, как колотилось ее сердце и его. Она слышала не только их шаги, но и дыхание.
 
   От неожиданности, она выхватила соломинку из волос. Дернула соломинку так сильно, что она вылетела из рук и осталась где-то там, в прошлом, потому что когда она открыла глаза, то в руке у нее было всего две соломинки, но она еще долго чувствовала тепло его ладошки и сладкое прикосновение его губ. Она хорошо помнит, что на первом свидании ее Петр пытался   поцеловать, и это было бы обязательно, если бы она не поспешила и не потеряла бы соломинку.

   Домой баба Фрося пришла в отличном настроении.

   Федор встретил ее у порога и сказал, что не хотел ее обидеть. Она зря на него обиделась, он ее любит, хоть она и переворачивает много слов на изнанку.

   До вечера бабка была в отличном настроении, и Федор понял, что он прощен. А вот Баба Фрося ждала, когда она останется одна и решила отправиться в будущее при первом же удобном случае. Ей очень хотелось узнать, какая старость ждет ее внука.

   Ночь укутала город своим одеялом и одновременно все дома стали похожи друг на друга, как близнецы.
 
   Баба Фрося воткнула соломинку в волосы и оказалась  на улице, которую она не узнала. Впереди шел Федор (он изменился, но внука она могла бы узнать даже тогда, когда он принял бы облик женщины). Он шел медленно, подошел к банкомату, отправил туда карточку и банкомат выдал деньги.

   Федор грустно их пересчитал и сказал, что стипенсия теперь стала ровно такая же, как в прошлом он получал стипендию. А ведь это на целый месяц жизни.

   Бабка Фрося вытащила соломинку из волос и подумала: «Это я была не в будущем, а в придуманном мире? Лучше, если это будет придуманный мир». Она мечтала, что ее внук не будет считать копейки в будущем, и не будет думать о том, что ему не хватит на пропитание. Ведь только по этой причине он учится в институте. Она мечтала, как он устроится на работу и будет хорошо зарабатывать и обеспечит себе старость. Она верила в его будущее. Она верила, что весь этот прогресс не напрасная трата времени и сил.

   Ночью ей снился город, где машины летали, а не ездили, люди были веселые, смех был слышен то там, то там. «Вот это похоже на будущее, но я лучше больше экспериментировать не буду. Я плохо разбираюсь в технологии, новшествах. Я не знаю, что такое смартфон, видеофон, и т.д. А раз не знаю, то буду я летать в прошлое. Там мне все понятно и знакомо. Там я не смотрюсь смешно».

   Теперь бабку Фросю я часто встречаю в парке, она старается уйти подальше от людей, скорее всего, она путешествует в прошлое (ведь у нее есть еще две соломинки). И хотя она теперь хорошо запомнила слово «стипендия», но по привычке и пенсию и стипендию называет одним словом «стипенсией». Она вдруг подумала, что, может быть, она все - таки была в будущем.  И в этом  будущем в старости будет пенсия, которая будет равна сегодняшней стипендии. А ей очень хотелось, чтобы старики жили не прошлым. Пусть им   нравится   будущее, которое, называется настоящим.

Фото из интернета