Моя Греция Корфу-Метеоры. Между небом и землей ч4

Филин Дмитрий
Неожиданная помощь…


Не откладывая на потом, в тот же день мы, возвращаясь из Керкиры, попробовали найти старое кладбище в обозначенном месте. Неудача. Покрутившись в районе аэропорта и ничего, похожего на кладбище не обнаружив, мы вырулили по направлению к дому и остановились возле первого же магазинчика ( как выяснилось чуть позднее- кладбище было рядом, менее чем в километре от магазина):

- Добрый день!
- Калиспера!
- Можете нам помочь? Вы знаете, кто такой агиос Арсений Каппадокийский?
- Да, есть такой святой…
-Он был похоронен на Корфу. Вы не знаете, тут рядом есть кладбище, говорят, что там его могила…
- Нет, я не знаю.

То же самое мы услышали и от Спироса- он был следующим, кого мы опросили. Он тоже знал и про преподобного Арсения и про старца Паисия, однако, о месте погребения первого (и что это место вообще на Корфу) он ничего не знал.

Вечером вдруг пропала вода в отеле. Мы хотели сказать об этом Спиросу, но дочка нас остановила:

- Он куда-то уехал только что…
- Да вот же его машина стоит!
- Он на мотоцикле уехал… Я видела.

Ну, наверное, поехал решать вопросы с водой. Нам оно срочно и не надо было (мы с дочкой уже успели после моря принять душ, а любимая для этой цели посетила бассейн), и мы поехали ужинать в нашу таверну «Лаоперта», где, как и в остальные дни нас радостно встретил другой Спирос.


По возвращении в отель нас ожидал довольный собой хозяин:

- Я нашел то место, что Вас интересует!
- Где могила агиос Арсения?
- Да. Вам надо проехать мимо поворота на аэропорт и сразу за стадионом повернуть направо и ехать прямо. Там будет кладбище, а могила за храмом.
-Евхаристо!
- Паракало!

Ну вот, теперь понятно, куда он ездил! Спасибо тебе, Спирос и храни тебя Господь!

Итак, завтра решено - после посещения мощей святителя Спиридона мы должны найти могилу преподобного Арсения и помолиться ему.



Искомый образ…


Утром, когда мы ехали в Керкиру, меня не оставляла в покое мысль, что надо, не взирая на уверенность Виктории, поискать еще образ преподобного Арсения. По этому, приложившись к мощам, я сказал своим и друзьям (нас уже было пятеро - накануне приехали Георгий и Галина, мои друзья и одновременно сослуживцы. Ну, а Георгий еще и начальник!) об этом.
Пройдя несколько иконных лавок, в том числе и художественную мастерскую, и ничего не обнаружив нового, я решил зайти в лавку, где в прошлом году мы покупали дорогую икону в подарок (копию старой византийской иконы). Там, как я помнил, был иной выбор икон, включая редкие образы. Правда, тот образ, что я искал (а теперь я уже искал любой образ преподобного) не совсем подходил под те редкие образы, что я видел в прошлом году, но, тем не менее, стоит попытаться.
То, что нас вспомнил отец Арсений и Виктория это еще ладно - с ними мы часто встречались в прошлом году. То, что нас вспомнил Томас, уже немного удивило. Но и в этой лавке, где мы были всего два раза, меня тоже вспомнили и даже вспомнили, какую икону я выбрал.

- Добрый день!
- И Вам! А мы Вас помним! Вы в прошлом году купили у нас редкую византийскую икону – трех архангелов.
- Да, именно так.
- В этот раз что-то Вас интересует? А то я вижу, что В у Виктории покупаете, а к нам не заходите (с грустью).
- Да у Вас иконы дорогие, только в подарок хорошо брать – их больше нет ни у кого. А себе дороговато…

И правда - направленность лавок иная. У Виктории иконы для массового покупателя, ну, для нас – обычные иконы у нее от 5 до 60 евро, а живописные от 30 и выше. Иконы хорошие, красивые и качественные, да еще она всегда для нас делала скидки приличные. Но они, иконочки у Виктории, как бы правильнее сказать… обычные, то есть - стандартные. У нее нет редких образов, уникальных икон. В этой лавке наоборот – иконы редкие, дорогие (ну, по крайней мере для меня), и многие под заказ, т.е. в лавке они есть, но уже проданы.

- А сейчас Вы что-нибудь ищете?
- Да. Но у Вас, наверное, тоже нет,… Я нигде не могу найти.
- ?
- есть такой греческий святой – преподобный Арсений Каппадокийский, я его образ ищу. Но мне сказали, что его не спрашивают покупатели, потому и нет его образа нигде.
- Как это нигде? У нас есть!
- Правда?
- Да, сейчас…

Девушка пошла искать в закромах искомый образ и через пару минут вернулась с двумя:

- Вот, есть очень интересный образ. Тут святой Арсений благословляет старца Паисия … забыла, как его правильно по-русски называют…
- Святогорец. А по вашему, наверное, Эзнепидис.
- Да, это он. Вот, эта икона писаная, она дорогая (360 евро), а вот точная копия с афонской иконы она подешевле (89 евро).


Я не поверил своим глазам. Мне принесли именно тот образ, что я искал, что носил на своей распечатке из жития преподобного! Святой Арсений стоит и благословляет коленопреклоненного геронду Паисия.

- А они еще не проданы?
- Нет, их только вчера привезли…
- Знаете, мне надо подумать… Я очень хочу купить у Вас эту икону, что подешевле, но это тоже для меня дороговато. Можно, Вы её пока отложите, а я до завтра решу?
- Конечно, я отложу. А вот, смотрите, у нас заказали, тоже вчера привезли для России, для храма сделали, завтра за ней приедут…

Передо мной положили большой, красивый в окладе из золота и серебра образ Богородицы Тихвинской. Я приложился к нему…
Вышла хозяйка лавки (в прошлом году именно она направила нас в музей Византийской иконы, за что мы ей крайне признательны) и девушка продавец ей коротко передала наш разговор.

- Вот, попейте, сейчас очень жарко. [ Хозяйка подала стакан с холодным напитком].
- Евхаристо!
- Паракало! Вы сегодня куда собираетесь?
- В музей. Хотим наших друзей сводить…
- Поторопитесь, сегодня он работает до трех часов.

На улице меня сразу окружила атмосфера шума, торговли, разговоров и окриков туристов, а я думал - сделать себе подарок или нет, купить или не купить понравившуюся мне икону, которая таким чудесным образом была все же обнаружена только что.
Зазвонил телефон. Жена.

- Ты куда пропал?
-Да вот, я тут в лавке задержался…
- Давай быстрее, тебя все ждут уже полчаса, покушать собрались, а тебя нет.
- Бегу!

Выслушав по прибытии все, что думают обо мне близкие мне человеки, и, признав справедливость их оценок моего поведения, я поделился с любимой раздумьями:

- А я нашел икону, которую искал…
- Купил?
-Нет. Там рукописная есть, но она стоит 360 евро, а есть попроще- но тоже не дешево, 89 евро. Вот думаю - может, купить ту, что подороже?
- Ты что, очумел? Не перегрелся часом? Вспомни, что и бумажная икона тоже чудотворная! Возьми ту, что дешевле.

Вспомнив не к месту, что и дешевая повязка покрывает тело от наготы не хуже дорогого сарафана (и к счастью удержавшись от подобного замечания вслух), я подумал, что всегда хорошо, когда есть выбор – что-то совершенно недоступное по цене и просто дорогое. Ясно, на чем можно остановиться. Спасибо, любимая!

- Пожалуй, я вернусь, куплю.
- После завтрака. Итак, тебя все ждали.
- Хорошо, на обратном пути.

Через час я стал счастливым обладателем искомого образа.
Теперь музей (главная часть сегодняшней поездки для всех моих спутников) и старое кладбище (главная сегодняшняя цель для меня).


Старое кладбище…


По дороге домой из Керкиры мы повернули налево перед стадионом на маленькую дорожку. С полкилометра, а то и больше ничто не предвещало, что мы едем в нужном нам направлении. Но вот уже видна ограда и по правой стороне несколько домиков, где выставлена явно ритуальная продукция: памятники, кресты, оградки…
Вот и кладбище. Народу нет никого – сиеста. Один труженик лишь у входа что-то подметает метлой, и кот не слишком приветливо на нас поглядывает.



- Добрый день!
- Калиспера!
- Скажите, где могила преподобного Арсения Каппадокийского, она тут, на этом кладбище?
- Я не знаю…
- А храм где?
- Храм вооооон туда [он показал рукой направление вглубь].
- Евхаристо!
- Паракало!

Постепенно углубляемся на территорию кладбища и рассматриваем захоронения. Встречаются разные, и богатые и победнее, и ухоженные и не очень. Некоторые очень внушительных размеров. Часто на могилах каменные кресты, выполненные под деревянные – нам очень понравились, красивые.


- Папа! Сфотографируй меня тут, на скамеечке, напротив этой могилки! И чтоб этот крестик попал!

Наверное, только православные дети могут с удовольствием фотографироваться на кладбище и испытывать радость от нахождения среди усопших. Но это и очень здорово. С одной стороны, смерть нам не видится последним и самым мрачным звеном в жизни человека. Она хоть и неизбежна, но дарит нам надежду. С другой стороны – прогулка по кладбищу всегда полезна и взрослым и детям, так как восстанавливает в нас память смертную.


Уже в последующие дни я несколько раз бывал на этом кладбище, когда шел в гости к преподобному Арсению (Да, для нас, православных, усопшие не ушли навсегда в никуда. Они тут, рядом с нами, они молятся за нас, те, кто имеет дерзновение пред Господом. А мы молимся за них и им, прося от них их святых молитв. Так происходит наше общение, так мы приобретаем большую пользу своей душе.). И каждый раз я с удивлением обнаруживал, что воздух на старом кладбище совершенно особенный. Он плотный и очень душистый. Я так и не разобрался, что это за запах был. Возможно, так пахли деревья, укрывающие могилы от жаркого солнца, возможно, это были какие-то цветы. А может, это ветер доносил благовония из храма.… Или это мощи святых, которых немало практически на любом кладбище, источали свои благоухания. Не знаю. Но каждый раз я шел и не мог надышаться этим ароматом.
Вот показался храм…


Нам говорил Спирос, что могила за храмом,… но с какой стороны? И тут, наконец, четкий (первый и единственный на Корфу) ориентир: табличка на греческом: "Святой Арсений".


Пройдя еще метров десять мы увидели могилу преподобного – так, как мы её видели на фотографии.


Житие богоугодное добре скончав
сосуд честен Утешителя явился еси, Богоносне Арсение,
чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение,
отче преподобне, Христу Богу молися
даровати нам велию милость.

Ну вот, отче Арсение, мы и добрались. Прими наши грешные молитвы и помоги нам добре закончить путешествие и здравыми вернуться домой. И упроси Господа подать нам благословение на все наши начинания ко спасению! Если ты тоже рядом, геронда Паисий, то помолись Господу, чтобы даровал нам возможность еще и еще раз побывать на этом острове и в Суроти, где покоятся Ваши честные мощи.


Укрепившись духом, и приложив иконочку, мы вернулись домой. Домой - это в отель «Карина», который стал нам действительно настоящим домом, а не гостиницей. Вечером мы поедем в Бенитес покушать, попить вкусного вина и покормить достаточно наглого тощего и не сильно дружелюбного рыжего кота, что часто бродит у нашего столика. Ну, что поделать, друзей не выбирают, их посылает Господь!


Продолжение следует...

(начало второй части с фотографиями тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html)