Пень

Евгения Серенко
   Что так смотришь, молодая, красивая?

   Удивляешься старому пню?

   Да по вашим, человеческим, меркам я не просто стар: древней древнего, и остался в далёком прошлом стройный сахарный клён.
 
   А видела бы ты меня молодым: ствол руками не охватить, кора тёплая, бархатистая, вершина только что в облаках не купается.
 
   Я рос на высоком берегу Вороньего озера, отражался в спокойной воде; по ветвям скакали чёрные белки, вили гнёзда весёлые робины*, а когда холода отступали, еще листья не распустились, наливался я сладким прозрачным соком.
 
   Жить бы мне так и жить: что для клёна какие-то триста лет? - но изъела кору злая чёрная плесень, побелели и высохли нежные листья.

   Не смотри на меня, молодая, красивая: нет в твоём взгляде добра. 
   
***

  – Ну ты сегодня и поздно! Жду-жду, такой обед приготовила! Ладно, чисти своих щук и пошли за стол.

 – Правда, вкусно? Я этот рецепт давно заприметила, просто руки не доходили: возни много. А здесь, на даче, чем еще заниматься?
 
 – Что значит «подлизываюсь»? Вовсе я не подлизываюсь. А будешь так думать, совсем ничего не скажу.

 – Ладно, слушай. Оказывается, всё очень просто: звонишь арбористам, у них, правда, очередь, подождать придётся, но через недельку приедут и быстренько выкорчуют. Как это – «кого»? И не «кого», а «что»: пень этот никчёмный. Что значит: «И думать забудь»? Да он нам весь вид портит: страшный, трухлявый, только змеи наверху не хватает! А что? Представляешь: свернулась колечком и сидит, на солнышке греется. Да меня сразу эта самая... как её... кондрашка хватит! Откуда тут змея? А я знаю? Возьмёт и приползёт, лес же кругом. И вообще, тебе что дороже: пень или я?

 – Ага, всё-таки я?

 – А корни? Я ж обязательно споткнусь и ногу сломаю. Ты хочешь, чтоб я ногу сломала? Нет, правда, ты этого хочешь? Чтоб я в гипсе была? Не хочешь? Вот и давай от него избавимся, а на это место я пионы посажу. Какие лучше: белые или розовые? Никакие? Ну, дался тебе этот пень!

 – Да какой он кусочек дикой природы? Этой природы вокруг – завались! И вообще: я не вмешиваюсь в твои удочки-эхолоты-моторы, а ты не вмешивайся в мой дизайн.

 – Ладно, ладно, не злись: пусть живёт. Подозрительно легко уступаю? Так у меня ещё вариант придуман. Какой? Не скажу, а то сюрприза не будет.

***

   Вот и пришёл мой последний день.
 
   Обвила молодая, красивая меня гибкой лентой – точно так же в дождливый день обвили когда-то мой ствол молчаливые люди перед тем как спилить. Тогда убили крону и ствол, а сегодня убьют мои корни.
 
   Вот и всё.

   Не услышать мне шелеста ветра, не порадоваться птичьим песням и посвисту бурундуков, не почувствовать на коре острых беличьих коготков.

   Не улыбнётся мне добрый хозяин, уходя на заре на рыбалку, не скажет «Привет!», возвратившись.

   Не тяни, молодая, красивая.

   Зови моих палачей.


***

 – Ну, что: молодец у тебя жена? Здорово придумала? И волки сыты, и овцы целы: и пень твой любимый на месте, и трухлявость цветами укрыта. Правда, красиво? Зачем тяжести поднимала? Да я и не заметила, что вазон тяжёлый: так хотелось всё сделать, пока ты не приплыл!
 
***

   Что молчишь, молодая, красивая?

   Что печально так смотришь на эти цветы?

   Ты добилась всего, что задумала: твоя дача ухожена, и не портит уродливый пень её яркого вида.

   Почему же смотришь без радости?

   Что теперь у тебя на уме?

***

 – Да нет, ничего не случилось. Просто думаю. Знаешь, на этот раз ты, похоже, был прав. Да о пне я, о пне. Представь: старый больной человек. Жить нелегко – и физически, и морально. Ни здоровья, ни сил – только воспоминания. И радость, если достойно прожил. И вот на голову этому человеку водрузили венок из ромашек, легкомысленный и красивый венок. Люди мимо идут, улыбаются: ах, как забавно! Да, забавно, но ему каково? Пусть болен он, некрасив, но не унижен. В общем, ты понимаешь. А цветам я место уже придумала: там и солнечно, и безветрено.

***

   Что так рано пришла, молодая, красивая?

   Обычно проводишь хозяина и ложишься досматривать сон.

   Cняла тяжёлый вазон... оттащила к террасе... принесла в лейке чистой воды...

   Я умылся дождём, а смешной бурундук будто только и ждал, чтоб вскарабкаться на меня и запеть свою звонкую песню.

   Не уходи, молодая хозяюшка.

   Не уходи.




* - Так в Канаде называют малиновку.