Урок

Маргарита Набоко
                М. Набоко
- 60 минус 12, сколько будет? - спросила у бабушки шестилетняя внучка.
- Не знаю, милая.
-Ты чё, тупая?
- Нет, - уже более твёрдо, вздохнув и стряхивая, как сор с пальцев плохое слово, сказала бабушка, нахмурив бровь и распрямив спину.
Они пришли во "Дворец Творчества", пытаясь в просторном зале найти свободное место для того, чтобы подождать и войти к своему преподавателю в назначенное время.
- Ну, иди в класс  и хорошо себя веди.
-Купи мне пирожок с картошкой.
- Нет, дома еды полно.
Ребёнок не унимался : - Я тебе скороговорку расскажу, а ты мне стих, идёт?
- Нет, я тебе читать ничего не буду.
     Внучка отошла от бабушки и... покрутила у виска:
- Ты чё старая и ленивая?
     Она провоцировала бабушку ударить её или повысить голос, но бабушка, умудрённая жизнью, знала, что детей нельзя бить и кричать на них. И она очень тихо, как ей казалось, не привлекая  внимания людей, сказала:
" Придётся позвонить твоему папе и рассказать, как ты тут распоясалась."
Ребёнок дёрнулся и, хитро посмотрев на бабушку, ответил: " Я другой бабушке говорю обидные слова и она не обижается".
" Я тебе не другая бабушка и не буду слушать обидные слова. От них потом сердце болит и больницей пахнет, а ты, милая, ещё попросишь помощь. Только бабушки, обиженные тобою, отвернутся от тебя и на твои вопросы скажут:" Не знаем, не понимаем, некогда". И потом, когда ты вырастешь через несколько  лет, будешь думать: и почему это у меня нет друзей и любви? Да потому, что ты их всех обидела чёрными словами  и они от тебя все отвернулись. Вот и всё! Люди помнят  и не захотят тебе помочь только потому, что ты плюнула  им в душу.
     Бабушка  умолкла и ей показалась, что её услышали не только те, кто сидел рядом, а даже те, кто стоял за колоннами огромного зала, и те, кто ждал своих внучат: любимые бабушки и дедушки. Внучка подбежала и обняла свою бабушку, желая показать, что всё поняла: " Прости меня бабуль, я больше не буду. Ты меня любишь?"
" Конечно, я тебя люблю и я тебя прощаю. И я надеюсь, что всё, что ты услышала, ты будешь помнить и никогда не сможешь обидеть других."
" Ба, а ты купишь мне пирожок... с картошкой?"