учебник по истории

Кристина Досифея Кузнецова
 Попался мне на глаза современный учебник по истории за 11 класс (под редакцией А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова). Я по Зырянову училась, там всё заканчивалось 98 годом, и мне было очень интересно, в каком ключе ныне подаются события.
В 10 классе я за три дня прочитала 4 тома "Войны и мира" (всё хотелось узнать, чем дело закончится) - правда, кроме рассуждений Толстого о роли личности в истории, для 16 лет это было скучно.
 Весь вчерашний день я читала и к 10 вечера одолела-таки 359 страниц учебника. И ничё, хороший такой учебник, мне понравился. Без перегибов в какую-либо сторону, без нагромождения терминов, вумных словес и прочего, чем порой страдают школьные книжки.
 Мне понравилось несколько моментов, потому что я нашла подтверждение своим недавним мыслям от признанных обществом людей (непризнанные учебники для школ вродь не печатают :) ):

1. Во-первых, ну как у нас раз надцать за школьный курс проходят ВОВ? Сначала, значит,вероломное нападение, потом оборона Москвы, Сталинград, Курская дуга и усё, флаг над Рейхстагом. Это потом я посмотрела фильм про Жукова, про тяжёлые бои в Европе, про 600 тысяч, к примеру, погибших советских солдат за Польшу, очень мне понравилась задумка с прожекторами в ночной операции, всетки гениальный был дядька, на территории союза его бросали на самые плачевные участки фронта, и ситуацию он выправлял.
Этот учебник начинался 45 годом, и я поразилась, какое напряжение царило сразу после капитуляции Германии, чуть ядерная война не началась в следующие же два - три года.
5 марта 1946 года Черчилль, к тому времени уже не являвшийся премьер-министром, в присутствии президента США Трумэна выступил с речью в Фултоне. И в этой речи он сказал среди прочего: "Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России..."
Я не знаю, чего там кто ожидал от страны, потерявшей 27 млн. человек убитыми, замученными, истерзанными, огромные территории которой были сожжены и разграблены, страны, солдаты которой прошли путь до столицы Родины и обратно - к столице врага, хотя, возможно, именно этого упорства и несгибаемости они и испугались - люди, наблюдавшие издалека за жизнью и смертью.
Меня зацепили слова "Советская Россия". В интернете бродят отрывки из писем немецких солдат, окружённых в Сталинграде, так в них тоже писали про этих русских, которые сражаются за каждый камень. Немцы и англичане не говорили советские или красные, или коммунисты, или большевики, или ещё как, они называли солдат Красной армии русскими, а Черчилль назвал СССР Советской Россией.
Я постоянно пишу, что нет никакого советского или российского народа, советской или российской нации, советских людей или россиян. Был, есть и будет русский народ, русские люди, и слова противника это подтверждают лучше всех домыслов доморощенных лингвистов.

2. Вообще, эту книжку стоило бы прочитать тем, кто грезит о советском мороженом или ситро из автомата. Там неброско, но очень просто описаны все экономические процессы страны советов, и про кукурузу, и про самиздат, и про новое мЫшление. Вообще, личное мнение авторов, как мне показалось, максимально сведено к минимуму. И вот про начало 90х следующий примечательный текст: "Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности публицист В.И.Селюнин выразил в ёмкой формуле "Гласность есть, слышимости нет". " Мы ждем перемен!" - требовали герои фильма "Асса" словами песни Виктора Цоя. Заканчивалась советская эпоха в истории страны".
 Здесь я согласна абсолютно со всем - и то, что страна существовала до Советов, а 73 года только и тянут на эпоху, типа эпохи дворцовых переворотов 18 века; и то, что "хомо советикус" привык жить под системой, а она накрылась медным тазом. Я искренне сочувствую людям, которые пережили этот слом системы, мне было 8, мы смотрели телевизор, взрослые ругали Горбачева, сушили сухари в огромной наволочке на случай, если не будет хлеба, эти разноцветные талоны на продукты, мать с соседками в очередях, я смотрела за годовалой сестрой, потом моя семья уехала из объявившей независимость Эстонии, потому что "чемодан, вокзал, Россия" там были написаны на лицах уже в 92 . Да и позже не было лучше. Со мной, маленькой девочкой, тогда что-то случилось - я бросила играть в куклы и стала читать взрослые книги. Как-то неожиданно сломалось детство что ли, не знаю.
Но за меня как-никак отвечали взрослые, а вот им-то пришлось в сто раз горше, потому что ситуация была хреновенькая, что и говорить.
 Именно это меня больше всего и отталкивает в попытках оживить соцсистему в нынешних реалиях - как сделать, чтоб жизнь не походила на теплую оранжерею, чтоб люди умели отвечать за свои поступки и не искали нянек или дядек, за которых можно спрятаться или сказать: "Там о нас подумают, там всё решат, там умные сидят, они разрулят". Капееец, ну кто кому нужен, ну кто будет няньчиться с 50-летними дядьками или тетьками, кто должен им подтереть нос, кто должен о них позаботиться?? Если только Иван Федорович Крузенштерн, человек и пароход, больше некому. Нынешние либеральные чиновники мало пригодны для этой роли.

 Про В.В.Путина хорошо написано, я согласна, исправил человек ситуацию, кстати, я не изучала биографии наших руководителей и не знала, что он был директором ФСБ :).

P.s. и еще - убейтесь об стену все, кто читает мои тексты и преследует меня за Слово.