Зяблик

Ольга Душевина
    Меня зовут Олька. Так меня кличут ребята во дворе. Вообще-то мама назвала меня Ольгой, и вот почему. Она говорит, что дети называют друг друга не полными именами, а сокращенными: Лена во дворе будет зваться не Еленой, а Ленкой, Таня – не Татьяной, а Танькой, и так далее, и все грубо. А Оля непременно будет Ольгой, это полное имя, а не какая-то там кличка. Она, наверное, забыла, что у детей бывает свое мнение по всем вопросам, тем более, по таким простым.

    У меня есть младший брат, и его имя мама тоже выбирала по этому принципу. Вначале она хотела назвать его Олегом, то есть Олежкой, но подумала, что это то же самое имя, что и у дочки, только мужского рода. И назвала Вадимом, то есть Вадимкой. Получается ласково. Но у нас получилось Вадька.

    Еще у нас есть сосед. Он младше нас намного, еще не ходит в школу и, наверное, поэтому вместо гордого Руслана из него пока получился Руслик. Не можем же мы его звать Русланкой! Он же не девчонка.

    Все мы живем в одном доме. И даже в одной квартире, потому что она коммунальная. Правда, бабушка всегда говорит про нас, что мы живем во дворе. Это потому, что сейчас лето, и мы с раннего утра и до позднего вечера гуляем. Правда, не всегда во дворе. Бегаем в соседние или даже на Волгу или в парк. Пьем воду из фонтанчиков и едим прихваченные из дома булки и конфеты. Бегаем за мороженным в киоск напротив. А еще на хлебокомбинат, там добрые тетеньки иногда дают свежеиспеченные кексы на наше съедение. Мальчишки постарше даже знают, когда будет работать смена добрых тетенек, и в этот день нам запрещено там появляться. Приходится, как выражается наш предводитель из соседнего подъезда Алик, работать с другими сменами. Иногда это удается, и мы получаем еще теплый батон. И едим его прямо на крыше гаража, с которого заглядываем в цех. Руслик каждый раз, рискуя получить оплеуху, кричит: «Батон ест батон!». Так Алика прозвали старшие ребята во дворе. Наверное, потому, что он немного толстый. А может, они просто не знали, как сократить имя Алик.

     В тот день мы с утра полезли на гаражи, чтобы накормить Зяблика. Зяблик – это наша дворовая собака. Откуда и когда он появился в нашем дворе, не может сказать никто. Но без него мы не представляем ни одной нашей прогулки. Такое необычное имя Алик ему дал, потому что он все время дрожит, даже летом в жару. Зябнет, как сказала моя бабушка. Я думаю, что это от голода и всегда делюсь с ним карамельками и другими лакомствами. Он все послушно съедает и опять начинает дрожать. Такой уж у него характер! А какой он ласковый и дружелюбный! Мотает хвостом от радости так, что весь ходуном ходит. Это тоже бабулино выражение. А я ей не возражаю. Ведь он не всегда, наверное, такой. Он, наверное, бывает очень грустный. Например, когда вечером мы расходимся по домам, у него бывают очень печальные глаза. Зато как он несется к первому из нас, кто утром выйдет во двор! Как оглашенный! Тут я с бабулей согласна. И что мне в нем нравится, он радуется вовсе не моим карамелькам, а именно мне. Потому что одинаково оглашенный и так же ходит ходуном, когда я выйду во двор без всего.

     Накормив Зябло (это сокращенное имя Зяблика, а, может, наоборот, полное), мы прощаемся с Русликом. Он сегодня должен пойти с мамой в магазин, чтобы подготовиться к школе. Наконец-то пойдет в первый класс и с ним можно будет говорить о серьезных вещах. А нам готовиться не надо, мы уже там были, как сказал Алик. Поэтому отправляемся к ротонде. Она стоит на набережной Волги, возле нее есть ступеньки для спуска в воду. Мальчишки закатывают штаны и первыми лезут в воду. Сообщают мне, что она прохладная. Я в юбке и захожу по колено. Зяблик остается на берегу, бегает туда-сюда, и дрожит, как всегда. Какое ему купание!

    Вадька рассказывает нам очередной рассказ про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Это его любимая книга. История захватывает, нас бросает то в жар, то в холод. И непонятно, то ли от волнующего рассказа, то ли от того, что солнце начинает печь лицо, руки, плечи, а ногам в воде прохладно.

    Волга спокойная, тут и там видны баржи, от восьмого причала отправляется «Омик». Это прогулочный пароходик, зовут его Ом-34 или, может, -85. Но для нас он, конечно, Омик. Это его сокращенное имя.

    Зяблик носится с влюбленными глазами, а мальчишки сегодня не задирают меня, как обычно. Заботливо сообщают, где яма, а где камень на дне. И так на душе спокойно-радостно, как бывает один раз за лето. Наверное, в тот самый день, когда ты понимаешь, что еще одно лето уже случилось в твоей жизни. И ты стал на одно лето старше. А правильней будет сказать – старше на миг. На тот самый момент, когда мы все, не сговариваясь, вдруг осознали, что для того, чтобы зайти в воду, мальчишкам надо закатать штаны, а мне – приподнять юбку. И совсем неважно, что я не на все гаражи могу залезть самостоятельно, а они не умеют так здорово сплести венок из одуванчиков.

    На обратном пути Алик, главный наш выдумщик, предложил разыграть Зяблика. Обычно мы забегали за угол или в подъезд и звали «Зябло, Зябло!». А потом с удовольствием смотрели, как он отчаянно несется к нам. В это раз сделали так. Мы дождались, когда подъехавший к остановке троллейбус уже начнет закрывать двери, и буквально влетели в него. В самый последний момент. Зяблик не ожидал ничего такого и остался на остановке. Я не знаю, как остальным, но мне пришлось сдерживаться, чтобы не заплакать. На Зяблика было невыносимо смотреть, когда троллейбус тронулся.

    На следующей остановке мы вышли. Радости от удавшейся шутки не было ни у кого. Потому что это была злая шутка. Так мы Алику и сказали. Потом, посовещавшись, решили вернуться пешком и искать Зяблика хоть до ночи. Но этого делать не пришлось. Навстречу нам уже несся рыжий, ходуном ходящий хвост и счастливая морда. «Зябло, зябло!» - позвали мы; как мы были рады! Он бежал за троллейбусом!

    В тот день мы еще долго гуляли, угощали обиженного Зяблика, играли с ним в прятки и догонялки. Разошлись по домам поздно, уставшие, наполненные впечатлениями дня. Зяблик всех проводил. Каждый пообещал ему, что больше никогда не будет зло с ним шутить. Если бы мы знали тогда, что мы не будем больше с ним шутить совсем. Что мы видим его в последний раз.

    Я не могу подробно описывать следующее утро, когда нас никто не встретил во дворе. И весь тот день, когда мы искали Зяблика. Я помню, что Алик даже бегал спрашивать у родителей: мог ли Зяблик обидеться на нашу шутку и уйти к другим ребятам в другой двор? В следующие дни мы вяло бродили по двору, игры и походы не клеились. Потом началась школа, учебный год. Новые заботы захватили нас, воспоминания о Зяблике отошли на второй план. А потом старшие ребята нам сказали, что в тот день во двор приезжала специальная машина для бродячих собак.

    Однажды утром, собираясь в школу, я выглянула в окно и увидела Алика с огромной бело-бежевой собакой на поводке. Наверное, подумала я, родители купили Алику замену. Надо будет спросить, как он назвал эту собаку. Конечно, не Зяблик. Зяблик уже есть, скажу я ему. Он удивится, посмотрит на меня грустными глазами, и мы помолчим. И я даже не стану спрашивать у него, почему у его собаки такие печальные, одинокие глаза. Я знаю, почему. Потому что ее зовут не Зябло, сокращенно Зяблик.

2013г.