Вечный жид и другие

Аррдо
Вечный
   Приговорённый к бесконечной казни бессмертием, Вечный жид жаждал смерти сильнее, чем юная дева вечной любви, особенно последнюю тысячу лет. Однажды занесла его нелёгкая на территорию третьего рейха, где он, разумеется, вскоре попался на глаза эсэсовцу.
- "Жид?!", - утвердительно спросил фашист. - "Да, но я вечный", - возразил тот, и в глазах его самому на удивление мелькнул огонёк сомнения. Эсэсовец передёрнул затвор шмайсера, и впервые за девятнадцать веков казни Вечному жиду захотелось жить .
Иуда (версия из ненадёжных источников)
    Иуда с нелёгким, ох, с нелёгким сердцем, согласился на участие в самоубийстве Ешуа, самого близкого человека на свете. "Да не забудь попросить вознаграждение, не то заподозрят провокацию", - напутствовал его Учитель. Иуда ушёл раньше, чем Ешуа назвал место встречи: о мало посещаемом в тёмное время дня, удалённом от стражи и случайных прохожих Гефсиманском саде ему шепнул сам Учитель. Оговорен был и предательский поцелуй. "Я всё сделал правильно", - думал Иуда после того, как стражники схватили пророка, - "но вот смогу ли я с этим жить?".

   Причиной заговора была попытка Христа с помощью оккупантов Рима спасти свою страну от трёх противоборствующих банд: реальных бандитов сикариев и двух клерикальных воровских банд - садукеев и фарисеев, заботящихся о набивании своей и храмовой мошны больше, чем о судьбе страны и народа. Доходило до неуплаты налога Риму, т.е., до провоцирования войны. Оккупанты в то время были единственной гарантией порядка и надеждой на независимое будущее. Эти идеи и хотел Христос донести до прокуратора, а встречу с ним гарантировал приговор синедриона, трепетавшего перед растущей популярностью проповедника, - приговор обязан был утвердить Пилат. Иначе простому проповеднику, коих было хоть пруд пруди, к местному владыке не пробиться.
Пилат
    Пилату Ешуа понравился. К тому же, по агентурным данным, он был сыном римского легионера и гражданина Рима Пантиры, т.е., не местного варвара, не ближневосточного дикаря, а значит, и сам был почти римлянином. Особенно приятно было прокуратору ставшее крылатым выражение-призыв: "Богу богово, а Кесарю кесарево", что противоречило жажде наживы клерикалов, но не любителю налогов Риму и его слуге Понтию Пилату. Прокуратор отпустил обвиняемого, но... А тут война случись, и в казне военачальника денег, как кот наплакал. Вот и попутал бес властителя: решил он добыть деньги в храме шантажом. Грубое насилие, погром в отсутствии восстания, войны, на территории провинции под протекторатом Рима были, согласно римскому праву, недопустимы. Пилат пригрозил главе синедриона Каифе поставить того рядом с популярным проповедником на площади и воззвать к мнению народа, мол, кто им милее. Перетрусивший первосвященник безоговорочно выложил тридцать талантов - телега золота, а не жалких тридцать серебряников , - годовую зарплату легионеров, но не просто так, а за голову Ешуа. Пришлось отдать приказ о повторном аресте проповедника и выдаче его синедриону.   
Ах, эти евреи.   
    Но почему же толпа кричала: "Распни его! Распни!".  Неприязнь толпы возбудило изгнание торговцев из Храма. Из Храма? Но не было никаких торговцев В Храме, а были они ВОЗЛЕ Храма, где уже не первую тысячу лет вполне легально торговали, в основном, предметами культа, как и поныне возле христианских храмов торгуют иконками, крестиками, освящёнными, например, водой из Иордана в Израиле. Второе "почему" - зачем был нужен Ешуа этот погром? Логика подсказывает, что не исключено, что именно для суда синедриона с последующим выходом на Понтия Пилата. Ружьё выстрелило в цель, как было задумано. А ненависть толпы за учинённый перед Храмом дебош - это отдача при выстреле.
   Так всё-таки, евреи виноваты, правда, не все, а только те, кто кричали -"Распни его", и Христу предпочли разбойника Варравана, тем более, что он был не просто бандит, а бандит патриотический: убивал по большей части оккупантов, римских солдат. Возможно, такого оборота Пилат не ожидал. Но не получилось и яйцо (тридцать талантов) съесть, и скорлупу не разбить. Но ведь были и другие евреи, те, которые с соизволения прокуратора сняли тело Ешуа с креста, омыли и оплакали его. Правда таких было меньше.
    А в этом месте позвольте! Ради десяти  праведников, выторгованных у Бога Иаковом, Содом и Гоморра могли бы быть прощены. В 1997-м я побывал в Германии. Язвила мысль, а пристало ли мне, еврею, ступать на эту землю? А как быть с Украиной, где я родился и где немало еврейской крови было пролито местными колаборантами не по приказу оккупантов, а только с их соизволения, и не столько корысти ради, а кайфа для.  А палачи в Белоруссии, в Прибалтике, в России, да и по всей Европе. Только ли в Европе? С Гитлером сотрудничали Штаты, Австралия, Арабский мир; одни, отказываясь принимать беженцев из Германии, другие - арабы - более активно. Так что же мне ненавидеть весь свет? Может и так, да жаль, другого в обозримом пространстве нет.
Народы!
Царь Борис
    И всё же не весь свет! В Болгарии не только власть царя Бориса, но и народ (одному Борису с этим бы не справиться) спасли 95% евреев от гитлеровского геноцида. Остальные 5% погибли на присоединённых за вынужденное сотрудничество с фашистами землях сопредельных стран - народ там хотел убивать евреев, и власть болгарская в условиях фактической оккупации ничего не могла сделать. Нет в мире более яркого примера благородства одного народа и подлости другого. И не валите все грехи ваши на власть и "время было такое"! "Времена не выбирают - в них живут и умирают".
Фельдмаршал Манергейм
    Поражают своим благородством финны. Они тоже, атакованные Союзом, вынуждены были стать протекторатом гитлеровской Германии. Гитлер - "Убейте ваших евреев!" - Манергейм - "Не могу. Они храбрые солдаты моей армии". - Гитлер - "Тогда убейте тех, кто не служит в вашей армии." - Манергейм - "Если я убью родню солдат евреев, как, по-вашему, они будут воевать?". Когда тупые чинуши погранслужбы Финляндии не пропустили восемь еврейских беженцев из Австрии перейти границу, и те прямо на глазах были расстреляны немцами, то не только власть наказала службистов, но и граждане вышли на демонстрации. После войны финны вблизи Иерусалима построили городок "Зикарон шмоне" (Памяти восьми) в память о погибших по вине злополучных погранцов.
Люди!
    Скажите любому поляку одно только слово - Едвабне. И если он поймёт, о чём Вы, тотчас окосорылеет. Не только русские дрожат от гнева на тех, кто напомнит им о грехах представителей их этноса. После войны, в польском местечке Едвабне, усомнившись в том, что евреям хватит и того, что они получили от Гитлера, заживо сожгли выживших евреев местечка. Расправа была, в основном, корысти ради: не хотелось возвращать ни награбленное имущество, ни занятое чужое жильё.
   Недавно я узнал, как спасённый еврейский мальчик (ныне старик) разыскал польскую семью, старшее поколение которой спасло нескольких еврейских детей, и его в том числе, рискуя головами не только своими, но и пятерых своих детей. В Израиле они признаны праведниками мира, и таких оказалось около шести тысяч.
   Знаменитый бунт немок, жён заключённых в концлагерь евреев, в Берлине в разгар войны. Случилось чудо - мужей вернули! Семья бывшей главы Литвы Прунскене спасала от геноцида семью одной дамы, с которой я познакомился в Израиле. Приведу
Рассказ Ларисы Герштейн
  Лариса Герштейн поэтесса, переводит русских бардов, особенно Окуджаву, на иврит, была заместителем мэра Иерусалима.
     Звонит ей как-то "хулиган" диссидент Буковский (помните: "Обменяли хулигана на Луиса Корвалана..."), заехавший в Израиль с младшим сыном великого Капицы, Андреем Петровичем Капицей. "Я отправил его к тебе на такси", - говорит, - "Развлеки его как-нибудь. В Иерусалиме есть что смотреть". Гость оказался капризным. Начал с ультиматума: никаких религий, храмов, голгоф, - насмотрелся уже в других городах и весях. Пришлось попросить водителя доставить туриста в Яд ва шем - это дом памяти погибшим в катастрофе (шоа на иврите или холокост, как называют эту трагедию вне Израиля). Прямо оттуда Андрей Капица вернулся к "хулигану".
     Звонит Буковский Ларисе и рассказывает: "На Андрее лица нет. Таким его я никогда не видел. Понятия не имея, куда его привезли, он увидел аллею, засаженную деревцами (каждое дерево посвящено праведнику мира, т.е., человеку, спасшему еврея (или евреев) от катастрофы, рискуя жизнью. Возле каждого деревца табличка с надписью на иврите и на английском. На одной из табличек он прочёл своё имя, отчество и фамилию. Ничего не понимая, попросил администрацию объяснить, что всё это значит. Ему рассказали, что его тройной тёзка, украинский крестьянин, во время оккупации чинил крышу своего сарая и увидел, как оккупант навёл свой шмайсер на еврея. А.П. Капица-крестьянин схватил бочонок со смолой, обрушил его на голову немца и убил его". "А теперь Андрей спрашивает, что он должен сделать, чтобы принять иудаизм", - заключил свой рассказ Буковский.
Тиуно Сугихара
   Речь идёт о том, как служащий японского посольства в Швеции во времена Второй мировой, видя измученные лица отчаявшихся евреев, пробравшихся в Швецию, которых гнали отовсюду и вскоре должны были депортировать прямо Гитлеру в пасть, стал выписывать им визы, ставя японскую печать, до острова вблизи Японии, откуда можно было пробраться если не в саму Японию, то в Шанхай. Беженцев были тысячи, а Сугихара один. Но он был настоящим самураем, который делает то, что считает своим долгом, с абсолютной отдачей. Сугихара выписывал визы спасения до полного изнеможения, едва успевая сунуть что-нибуль в рот. Власти Японии его отозвали (впоследствии выгнали с работы за самоуправство). Уже сидя в вагоне увозящего его поезда, он продолжал выписывать визы евреям, протягивающим листки со своими данными, и выбрасывать их из окна, напутствуя получателей словами: "Запомните два слова по Японски - банзай Ниппон!". Число спасшихся, благодаря ему, превышает в разы список Шиндлера. "Как Вы осмелились нарушить инструкцию начальства?", - спрашивали его корреспонденты много лет спустя, когда его удалось разыскать благодарным евреям. "Если бы я выполнил эту инструкцию, то нарушил бы другую - инструкцию Бога". От предложенных спасёнными денег живущий в бедности Сугихара отказался наотрез. Но от предложения бесплатного обучения сына в Иерусалимском университете отказаться не смог. Низкий поклон тебе, Тиуно сан!
Хэ Фэншань 
   В 1998 году на 97-м году жизни умер праведник мира, китайский Шиндлер, Хэ Фэншань. Список выданных им евреям шанхайских виз превосходит все другие списки (около пяти тысяч). Пока он жил, он обеспечивал свою неизвестность.
   Нет, нельзя ненавидеть всё человечество. Ради праведников нельзя.
Хотя поздравительный плакат Израилю в честь годовщины основания на улице Исландской столицы вполне адекватно отражает реальность. На плакате по английски написано: "Тебе 68 лет, а тебя всё ещё все хотят to fuck! Happy birthday to you, Israel!".