Филипп Шпенер. Спасение в Царстве благодати

Инквизитор Эйзенхорн 2
СПАСЕНИЕ ХРИСТИАН В ЦАРСТВЕ БЛАГОДАТИ
Филипп Шпенер  (1692)

После того, как я преподал в страхе Господнем этой общине учение о спасении верных верующих в этой жизни или в царстве благодати в тех отношениях, которые мало известны, мне хотелось бы в это воскресенье снова представить Евангелие и его благословения в нескольких отношениях, о которых могли не слышать дети Божии, собравшиеся тогда. Мы будем иметь сейчас дело с двумя основными моментами, и хотя я не претендую исчерпать их сейчас, мы должны тем не менее вникнуть в основания нашего спасения, которое является общением со Христом, и в те блага, которые Он дарует нам. Рассмотрим это, насколько дар Духа Святого и вечное наследие позволит нам.
Но прежде чем мы рассмотрим это благословенное состояние, к которому направлено, по словам Павла,  все дело спасения в этой жизни, мы в этот раз, чтобы у нас осталось больше времени, не будем полностью исследовать нашу основную задачу, но сосредоточимся на том, что мы должны извлечь из истины о возрождении, потому что к этому нам придется возвратиться еще не раз.  На этот раз мы намерены таким образом рассмотреть лишь две вещи.
I. Каким образом верующие спасаются.
II. Что есть их спасение.
Господь хочет, чтобы мы были благословлены, и также хочет сделать нас счастливыми, так что рассмотрим, что дает нам право на Его благословение и счастье, и будем благодарны за это. Аминь. 
I. Нас спрашивают, каким образом верующие спасаются. Если задать людям этот вопрос, почти все они ответят, что они могут быть спасены, если с окончанием этой жизни те, кто претерпит и устоит до конца в вере, войдут в вечную славу; так что большинство не знает никакого другого блаженства, как то, что наступает по смерти. Те, кто уже умер, как правило, называются блаженными, хотя большинство из нас при жизни обиделось бы на подобное обращение. Но это потому, что на самом деле, если мы должны верить Божьему Слову, то не так много надежд на то, что ушедшие спаслись, и если мы по привычке называем мертвых блаженными (хотя сейчас я не хотел бы тратить время на то, чтобы обличать эту привычку), то это название приложимо и ко многим в этом мире, но лишь к тем, чья душа уже стала подобна пламени. В отличие от этого словоупотребления многим из нас кажется совершенно странной мысль, что блаженная жизнь есть и возможна уже на земле. Таким образом, мы должны получить спасение в то время, когда мы достигаем возрождения, но это не случится с нами только в вечности, но в этом мире, потому что именно в этой жизни мы должны быть в состоянии сказать, что достигли блаженства. В греческом языке это слово может не иметь такого значения, но даже в этом случае речь идет о счастье, которое является постоянным и длительным. Именно таким образом употребляется это слово и в других местах, например в Рим.8.24. Мы были спасены в этой надежде, когда нам уже не на что было надеяться, но мы не должны понимать это только так, что мы надеемся получить спасение лишь в будущем. Ибо сило Слова в том, что мы уже благословлены в настоящее время  делом и истиною, но в надежде, потому что мы понимаем, что наше спасение еще раскрылось лишь частично, мы не полностью владеем им, но мы надеемся на его полное откровение и явление нам оставшихся его благ, чтобы наша свобода и радость была совершенна. Это то, чего надежда еще не видит, и все же мы не лишены блаженства. Сказано: Ибо благодатью вы спасены через веру" (Еф.2.8). Спасение представляется здесь не как что-то будущее, но как уже пришедшее, и это то, что мы получаем по вере. О том же самом пишет апостол Петр, говоря, что образу этого подобно наше крещение (1 Пет.3.21). Здесь мы читаем, что крещение - это благословение, преподанное один раз, но затем мы живем в нем. И все это имеет в виду наш Спаситель, говоря: "Блаженны нищие духом, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мтф.5.3). Он не говорит, что вам предстоит спастись некогда в будущем, но что вы уже спасены; Царство Божие не придет когда-то, но оно близко уже сейчас, и об этом Он говорит и во многих других местах. Таким образом, после этих слов Спаситедя и апостолов (со ссылками на Ветхий Завет, поскольку они также, как это часто бывает, есть на языке оригинала, хотя этого может не найти в немецком и других переводах) мы не должны считать ошибочным или подозрительным то, о чем нередко говорят наставники в христианской жизни, а именно: блаженство может и должно быть обретено уже в этой жизни, и если мы руководствуемся дарами Святого Духа, оно должно стать нашим достоянием, и будет приходить все в большем и большем изобилии.
Но чтобы мы не воображали, напротив, что спасение дается нам только в этой жизни, и убедились, что слово о спасении дается нам ради чести Божией и славы небесной, мы должны увидеть:
II. Что такое спасение, в чем состоит блаженство и какие блага мы понимаем под этими словами; таким образом мы найдем, что это слово включает в себя все драгоценные дары Божьи и Самого Бога, Который Сам в Себе есть высшее благо и Чьими дарами и блаженством мы наслаждаемся. Здесь мы видим все четыре основных блага спасения, которые имеет в виду апостол.
1. Мы становимся детьми Божьими. Если Бог возродил нас, то мы Его дети, и, следуя Ему, мы получаем наследие, предназначенное нам Отцом.
2. Общение с Богом во Христе заключается в том, что через Иисуса Христа, Спасителя нашего, на нас нисходит благодать и мы, таким образом, обретаем удовлетворение. И так как наше оправдание основано на заслугах и удовлетворения нашего дорогого Спасителя, то оно доступно нам излияние Духа Его, с тех пор, как Он вознесся и воссел одесную Отца; и так Христос отдает верующим Себя Самого и все блага, которые достигнуты Им в состоянии Его унижения и возвышения.
3. Что касается дара Святого Духа, он и его результаты описывается в ясных словах апостола там, где он говорит о возрождении и обновлении.
4. И наконец, наследие вечной жизни подразумевается везде, где говорится, что мы не только дети, но и наследники, и если мы спасены в надежде, то мы можем наслаждаться этим наследием благодаря надежде.  Итак, мы видим, что Павел ясно говорит о том, что Бог уже делает нас блаженными, и потому Его дело относится к блаженству в этой жизни. Если мы понимаем это лишь отчасти, эту истину следует возвещать снова и снова, чтобы веруюшие могли рассмотреть ее. Я надеюсь, что это не превратится в бессмысленный разговор.
Перейдем теперь к тому, что касается намерения Бога о нас.
Сын Божий, Спаситель Иисус Христос рассматривает нас в единстве с Собой и друг с другом, и то же касается отношения  Небесного Отца к Своим детям, ибо, будучи едины с Ним в Сыне, мы через заслуги Его страданий, смерти и воскресения делаем Его славу своим достоянием. Мы действительно обретаем достояние Самого Сына Божия. Это ясно из того, что Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы через Его страдания и смерть то, что имеет Он, было и у нас. Об этом мы читаем: "Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8.32). Обратим внимание на последнее: если Сын дан нам, то в Нем должно быть дано и все, ибо все принадлежит Ему и, следовательно, в Нем принадлежит нам. Таков Сын Божий, "Который возлюбил меня и предал Себя за меня" (Гал.2.20). Христос "отдал Себя за нас, в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф.5.2), и это значит, что Он даровал нам Самого Себя. Апостол говорит также, что Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, освящением и искуплением (1 Кор.1.30). И если Отец дает нам Сына, Он также дает нам возможность принять и приветствовать Его, что означает, что мы приобщаемся к Нему в крещении (Гал.3.27).
Отметим теперь Его дивные дела в следующих отношениях:
1. Полное прощение грехов; именно потому, что верующие по вере во Христа становятся участниками Его послушания, страдания и смерти в идеальное умилостивление Божьей справедливости за все их грехи; и, следовательно, христиане обретают это полное прощение, как только они через веру соединяются с Ним, и они настолько реально искуплены и прощены перед Божьим судом, как если бы они никогда не грешили. Ибо если Христос ходатайствует за нас пред судом Божиим и Он стал за нас грехом, поэтому, когда мы едины со Христом, суд Божий считает, что за наши грехи дано искупление и примирение в силу всего того, что сделал Христос. И если наши грехи представлены на суде Божием, Он находит их возложенными на Христа, если Он занял наше место.  Вот почему сказано, что мы "в смерть Его крестились" (Рим.6.3), ибо когда мы крестились, мы стали настолько едины с Ним, что мы как бы умерли для всего нашего греха. Это прощение наших грехов достигнуто вменением и удовлетворением Христовым, и оно достаточно, после того как Господь примирил всех, поэтому мы не можем исключить прощение даже самых серьезных грехов, которые могут быть совершены некоторыми людьми. А также это прощение не только в течение определенного времени, но это должно длиться вечно. "Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7); и таких мест в Новом Завете много.
2. Но то, что ради Христа нам прощаются все грехи - это только первое благословение, ибо через совершенное послушание Христа Небесному Отцу мы не только избавлены от наказания, но нам вменяется Его праведность,  если бы мы сделали все то, что Он сделал доброго в послушании закону. Так праведность Иисуса Христа вменяется тем, которые не имеют собственной праведности для себя, и этот дар вмененной праведности ставит их перед Богом более превосходными, чем если бы они имели праведность тварную, потому что это праведность Самого Сына Божия, и в это вменение Его праведности входит и прощение грехов. Как сказано: "Того,   Кто не знал греха Он сделал грехом за нас, чтобы мы могли в Нем стать праведными пред Богом" (2 Кор.5.21). Таким образом, Он уже был назван в Ветхом Завете: "И имя, которым назовут Его: Господь наша праведность" (Иер.23.6). И также: "Как грехом одного всем осуждение, так праведностью Одного оправдание к жизни. И как сделались многие грешными от непослушанием одного человека, так послушанием одного многие сделались праведными" (Рим.5.18-19 TL).
3. Также праведность для христиан - это заслуга Христа как дар, который искупает не только те грехи, которые они совершили прежде, но также те греховные немощи, которые они до сих пор несут против их воли в себе, и это будет продолжаться до тех пор, пока они живут во плоти; эти грехи, однако, серьезно оскверняют нас, и за них мы были бы осуждены без дела Христа, и Бог видит их, но пока святые находятся в истинной вере, сила Крови Христа защищает их пред Божьим судом так, как если бы они не совершили этих грехов вовсе. Это наше наибольшее утешение, ибо иначе то, что наши предыдущие грехи прощены, принесло бы нам мало пользы, ибо если мы грешили и это было прощено, но мы по-прежнему подлежиали суду Божьему за наши немощи, которые мы несем, пока мы все еще в этой плоти, и не можем избавиться от них здесь - то что нам дало бы такое прощение? Но как замечательно утешение в Рим.8.1: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти (то есть даже имея в себе похоти, не позволяют им развернуться с их страшной силой) - но по духу". Таким образом, мы больше не осуждены за эти грехи перед Богом, потому что мы во Христе, и если не отступаем от Него.
4. Из этого вытекает также, что поскольку Христос сделал достаточно не только для прощения и избавления от наказания за грехи, соделанные прежде, но и для избавления нас от наказания за грехи, которые мы совершаем теперь, то согласно завету благодати мы не можем подлежать за них каре ни во времени, ни в вечности, и если мы все же должны пострадать за них во времени, то это на самом деле не кара, но спасительное наказание и вразумление, и это не просто разница в словах, ибо в случае кары должно быть удовлетворение, самим же людям оно не принесет никакой пользы, в отличие от вразумляющего наказания, о котором сказано: "Наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор.11.32).
5. Также, поскольку христиане причастны заслугам Христа и искуплены от проклятия закона (Гал.3.13), верные христиане с момента, когда они стали по-настоящему верующими, свободны от этого проклятия, и оно больше не может вредить их спасению, ибо Христос исполнил закон, поэтому, если они не могут соблюдать закон совершенно, он уже не может проклясть их. Поэтому мы свободны от порочной совести из-за своих грехов, потому что имеем это прощение, и, следовательно, не должны воспринимать Бога в качестве противника или разгневанного судьи в духе рабского страха, от которого избавил нас Христос. Это и означает, что мы не под законом, но под благодатью (Рим.6.14, Гал.5.18), ибо Христос искупил нас от закона (Гал.4.4), Кровь Его очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9.14) и те, кого искупил Христос, избавлены от страха смерти в своей жизни, чтобы больше не быть рабами.
6. Итак, верующие христиане свободны во Христе от Божьего гнева, смерти и ада. Ибо там, где есть прощение грехов, там гнев, ад и смерть не имеют больше места. Христос разрушил смерть и принес жизнь и бессмертие через Евангелие (2 Тим.1.10), и избавил нас от грядущего гнева (1 Фес.1.10).
7. Если власть дьявола в грехе, а христиане искуплены от такового через Христа,  они настолько свободны от дьявола, что он не имеет никакого права на них; более того, они обладают силой, чтобы преодолеть его давление. Поэтому говорится о юношах в 1 Иоан.2.13: "Вы победили лукавого". Павел описывает в Еф.6 духовную войну и все доспехи верующих, так что во Христе они, конечно же, способны одолеть князя тьмы. 
8. Тот факт, что христиане столь едины со Христом и в Нем со Святой Троицей, означает, что Христос не только реально обитает в них как в храме, но и непрестанно очищает их. В частности, это значит, что Христос для христианина есть его Глава. "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоан.17.21). "Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф.5.20, ср. 4.15-16).
9. Далее скажем, что Христос есть Божия жизненная сила, и эту силу Он придает христианам как Своим членам, которых Он исполняет всех благ, и поэтому Он Сам живет в них. Как сказано: "И уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2.20). Так же следует понимать слова Христа: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Иоан.15.4). И далее: "Как ветвь не может приносить плода сам по себе, если не пребудет на лозе: так и вы, если не пребудете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. Ибо без Меня не можете делать ничего".
10. Из этого также вытекает тот факт, что если мы находимся в таком общении со Христом, то благодаря Своим страданиям Он печется обо всех наших страданиях. Если Христос Спаситель пострадал за то, чтобы в Нем мы имели прощение грехов, то когда христианин страдает, он страдает во Христе, и он не испытывает никакой несправедливости, которая не коснулась бы Христа. Таким образом, в страданиях он имеет величайшее утешение. Именно поэтому апостол говорит, что верующие несут в себе смерть Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор.4.10). Ему было сказано: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?" (Деян.9.4). Того, Кто воссел одесную Отца, нельзя гнать, но Савл мучил христиан; поэтому Господь говорит, что Он Сам терпит страдания в Своих братьях (Мтф.25.45).
11. Если у христиан есть общение со страданиями Христа, они также будут едины с Ним во славе, так что они получат славу Его и будут сиять, но как звезды рядом с солнцем, в меру своего сияния. "Я дал им славу, которую Ты дал Мне" (Иоан.17.22). "Побеждающему дам воссесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Откр.3.21).
12. Все это приходит к тем, кто питается Телом и Кровью Христа в Евхаристии, которая есть пища и питие нового человека так же, как хлеб и вино есть пища и питие человека естественного. Через Причастие Его Телу и Крови, принятое по вере, святые действительно питаются Им, как это показано особенно в Иоан.6. 
Теперь тот, кто находится в таком общении с Иисусом Христом и всеми Его благами - это человек, о котором мы можем с полным правом сказать, что он блажен. Но знать о спасении во Христе,это еще не все, что требуется от нас, ибо если мы не будем стремиться к этому блаженству, такие дары и знание не дадут нам ничего. 
Кто же обретает это великое спасение? Не все, но только верующие, через Божественный свет веры в душе, зажженный Святым Духом, и у этого света не может быть общения с делами тьмы. Итак, если вы искренне хотите обрести сокровище этого блаженства, то взращивайте эту веру; но если у вас будет доказательство своей веры, вы должны будете рассмотреть, приобретаете ли вы ее плоды.
Здесь у нас есть важный момент. который достаточно опасно упустить, и если все христиане так рады услышать о других благословениях Христа, таких, как прощение грехов, праведность, освобождение от наказания за грех по закону, свобода от Божия гнева и от дьявола, общение в славе Христа и то, что Он разделяет наши страдания, не требуя, чтобы мы несли их сполна - то если мы приходим к тому, что Христос дает нам силу и сок, чтобы мы приносили святые плоды, то многие не претендуют на эту силу и вовсе не хотят этого. Но имейте в виду, что ни один человек не может похвалиться ни прощением грехов, ни другими дарами Христа, если Христос не пребывает в нем таким образом, чтобы он приносил много плода. Нам ничто не поможет, если Христос не пребудет в нас. Именно об этой истине говорит наш Спаситель: "всякую лозу, что не приносит плода, Он отсекает" (Иоан.15.2), а отсеченные ветви бросают в огонь.
Так что давайте не будем себя обманывать тщетным утешением, в которое до сих пор верят многие, что Господь в силе Его Крови простит некоторые грехи, от которых мы не готовы отказаться, чтобы быть действительно чистыми от них. Христос не будет ни нашей мудростью и праведностью, ни нашим конечным спасением, если мы не хотим, чтобы Он был нашим освящением (1 Кор.1.30). Ибо Его преимущества нельзя отделять от Него Самого, и для того, кто жаждет Его как Искупителя, Он должен быть также Первосвященником, освящающим его, и Царем, Который одолевает наших внутренних врагов и действует в нас таким образом, чтобы мы все больше и больше уподоблялись Ему, и чтобы уже не мы жили, но Он жил в нас. Будем же стремиться к тому, чтобы отречься самих себя, и приобрести в Нем устойчивый мир навеки!
Утешение, о котором мы сказали, поистине необходимо нам для счастья, ибо это действительно глубокое утешение, и мы не можем сделать ничего более славного, чем стремиться ко Христу, Который дает нам Самого Себя и в Себе все Свои дары. Но если мы хотим этого, мы должны также приносить в Нем плоды, а значит, жить святой жизнью, причем не по закону, а по Евангелию, то есть благодаря тому, что эта жизнь вытекает из союза со Христом. От нас требуется, чтобы мы таким образом могли получить нечто большее, чем может быть дано законом, и у Евангелия есть свои обетования и угрозы. Христос не просто призывает нас к святой жизни, но Он также дает ее и производит ее в нас в порядке Своей благодати. Кроме того, благодать долготерпит, если мы приносим меньше плодов, чем следовало бы, тогда как закон требовал, чтобы все было идеально.
Наше великое утешение в том, что если мы будем уже в этой жизни иметь общение со Христом, то Он восполнит все, чего нам не хватало, а когда мы войдем во славу, наша радость станет вечной. Дорогой Иисус, нам дорого не только счастье, приобретенное для нас благодаря Твоим страданиям и смерти, и все Твои блага, но прежде всего Ты Сам  и Твоя вечная любовь, благодаря которой мы пользуемся всем этим! Давайте же не будем упускать это драгоценное блаженство, которое дано нам, и вкусим его уже на земле живых, чтобы научиться ценить всем сердцем то, что обретем в будущем. И пусть наша праведность перед Божьим престолом станет нашей свободой и победой над всеми врагами, сок нашей Лозы принесет в нас много плода, и это станет нашим утешением в страданиях, нашей жизнью в смерти и славой в вечности. Да сподобимся мы этого! Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn