Немного о Чехове

Наталья Корсакова
 Побывали мы давним летом  с сестрами у Чехова в Мелихово.В Мелихово-ощущение покоя, застыло время возле вековых деревьев, посаженных чеховской семьей. Мудрость писателя жива, она во всём- в фотографиях любимых друзей на столе, в натюрмортах и картинах, набросках Левитана. Не хотелось уходить из этого маленького дома, где,  порой, гости, приезжавшие по приглашению и без,спали на соломенных тюфяках на полу. Чехов, зная о своей болезни, скрывал это, был мил и деликатен, лишь иногда незаметно сплёвывая кровавую слюну в белоснежный платок.
  Удивительные слова были записаны Чеховым, они, на мой взгляд, открывают какие-то неизвестные струны его души: " Не я виноват в своей болезни, и не мне лечить себя, ибо болезнь сия, надо полагать, имеет скрытые от нас хорошие цели и послана недаром. Я продолжаю чахнуть...Впрочем, всё от Бога". А ведь во многих монографиях А.П Чехов представлен практически атеистом...
   Удивительно и то, что Антон Павлович разошёлся во взглядах с Л.Н Толстым, на которого смотрел снизу вверх. Богоборчество Толстого вызвало у Антона Павловича сначала непонимание, а потом-отторжение. Чехов писал Суворину из Ялты в 1894 году.: " Его в душе моей нет, и он вышел из меня, сказав "Се оставляю дом Ваш пуст. Я свободен от постоя".
  Чехов резко отличался от всей богемы, окружавшей его: с пяти утра работал в саду в Мелихово, обожая розы, высадил там более 400 кустов, а вишневые деревья , которых в Мелихово было много,стали героями его последней пьесы "Вишневый сад".
   Антон Павлович был деятельным человеком, на его деньги было построено 3 школы в близлежащих деревнях, амбулатория, в которую возами на лошадях из Москвы доставлялись лекарства , которые потом бесплатно раздавались крестьянам.
Сергею Дягилеву на вопрос : " Возможно ли в России серьезное движение?-он отвечает-про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока играет в религию от нечего делать. Про образованную часть нашего общества можно сказать, что она ушла от религии и уходит все дальше и дальше ."
   Мне кажется, что это состояние общества мучило  и терзало Антона Павловича. Из письма Суворину: "Политики у нас нет, в революцию мы не верим, Бога нет, привидений не боимся, а я лично, даже смерти и слепоты не боюсь. Кто ничего не хочет, ни на что не надеется и ничего не боится, тот не может быть художником".
 Его путешествие на Сахалин-вызов общественной морали. Кто-то под звон бокалов крутил у виска, вспоминая его поездку на Сахалин, кто-то прислушался к его голосу неуспокоенного, внешне мягкого, но такого сильного человека.Были открыты благотворительные фонды, смягчена участь женщин-каторжан, отправлены книги...Не случайно же Антон Павлович называл своей женой медицину, а любовницей-литературу.
   С детства познавший нужду и плеть отца, болезнь и борьбу с пороком брата(алкоголизм),Антон Павлович  не растерял мягкого юмора и доброты, обострённо чуткий к неистине, то есть ,ко лжи, он так рано ушел из жизни.
  А в нашем Благовещенске на бывшем речном вокзале есть мемориальная доска, говорящая о том, что в городе останавливался А.П Чехов по пути на Сахалин..
 Только не все об этом знают.