50 процентов мечты ющенко

Николай Челомбитько
          Придя к власти, президент Украины Виктор Ющенко тут же запретил губернаторам украинских регионов посещать Москву и встречаться с  региональными землячествами, которых к тому времени в столице России насчитывалось уже больше чем полтора десятка. Ни президент, ни министр иностранных дел не признавали землячества по двум причинам:  во-первых,  они были не этническими, а многонациональными и зеркально отражали  национальный состав тех регионов, которые они представляли в Москве. А во-вторых, землячества действовали и действуют вне политики и выступают за укрепление и развитие прямого межрегионального сотрудничества с Москвой и Россией, независимо от того, кто находится у власти в Киеве и регионах. 

          Вместе с тем, Ющенко стремился продвигать в Россию свои идеи, поддерживал российские организации этнических украинцев, которые в форме национально-культурных автономий всё глубже проникали в политическую жизнь России, пропагандируя «оранжевые» взгляды своего покровителя.
Посещая по приглашению российского руководства Москву, Ющенко время от времени встречался и с представителями украинской диаспоры, призывая её активней знакомить российскую общественность с политикой украинского руководства. 

           И вот однажды, заканчивая своё выступление он сказал, что мечтает о том, чтобы  «посадить в самолёт 150 украинских артистов, которые бы выступили в лучших залах Москвы». 

           Видя, что президент абсолютно не информирован о деятельности землячеств, я взял слово и, обращаясь к нему, сказал: «Хочу вас проинформировать о том, что ваша мечта на 50% уже осуществилась. Совсем недавно мы пригласили в Москву не 150, а 80 артистов одного из лучших театров на Украине - Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра, посадили их не в самолёт, а на поезд, и они выступали  на сцене одного из лучших театров - Московского драматического театра на Малой Бронной».

          Выступая, я наблюдал с каким интересом Ющенко воспринимал информацию. Чувствовалось, что она ему по душе. Я подчеркнул, что впервые после провозглашения независимости Украины в Москве шли спектакли украинской классики на украинском языке: «Ніч на Івана Купала», «Весілля  Івана Свічки», концерт «Театральные фантазии». Все спектакли прошли при переполненном зале; зрители с восторгом принимали Луганскую труппу, щедро преподносили артистам цветы.

          Представительство Луганской области и  Луганское землячество пригласили на спектакли  земляков-луганчан и представителей других украинских и российских землячеств. Вся труппа была принята на уровне культурной делегации Москвы. Заместитель руководителя Департамента, представители  других структурных подразделений Правительства Москвы присутствовали на всех спектаклях,  устроили приём по случаю этого важного события в культурной жизни города.

        - И ничего этого  в Москве не было бы, если бы здесь не действовало Луганское землячество и Совет землячеств Украины. А вы, господин президент, и ваш министр иностранных дел нас не признаёте, - завершил я.
        - Здесь есть вопрос, - среагировал президент, указывая пальцем на присутствующего министра.
 
          Через пару недель меня увидел на каком-то мероприятии тогдашний посол Украины в Российской Федерации О.А.Дёмин и сказал: «Я вас поздравляю. Президент принял распоряжение в связи с вашим выступлением».
Я поторопился к компьютеру. Нашёл распоряжение о работе с диаспорой. Но в нём – ни слова о землячествах.