Самарканду нужен музей искусств

Анастасия Павленко
Коллекция изобразительного искусства Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в настоящее время насчитывает около 5200 единиц хранения. Но зрителям сегодня доступно лишь пять-шесть процентов из этого богатейшего фонда.

Отмечающий 21 июня этого года свое 120-летие, музей-заповедник славен своими уникальными коллекциями. Одна из них - собрание живописи.

В запасниках хранятся полотна таких художников, как Р. Зоммер, С. Дудин, Н. Каразин, Г. Никитин, А. Николаев (Усто Мумин), П. Беньков, Р. Чарыев и многих других известных мастеров. По этим произведениям искусства, как открытую книгу, можно читать историю нашего края конца ХIX - начала XX веков, выраженную в колоритной интерпретации художников. В них отображен красочный быт, южное солнце, архитектурные и природные пейзажи Самарканда - древнего города на перекрестке культур.

Например, в одной только работе Усто Мумина "Мальчик с перепелкой" (1928 г.) переплетаются традиции Востока, итальянского Возрождения и древнерусской живописи. А сколько тихой радости бытия в творчестве Льва Бурэ! Между прочим, в музее хранится около 400 его работ - живопись, графика и плакаты. И это не говоря о картинах основателей школы восточного импрессионизма Павла Бенькова и Зои Ковалевской, давших направление творчеству многих художников-реалистов Узбекистана, среди которых Рузи Чарыев, Григорий Улько, Абдулхак Абдуллаев, Юсуф Елизаров.

В фонде живописи музея - работы Р. Тимурова, Г. Улько, В. Иванива, А. Калонова, А. Исаева, А. Крикиса, М. Саматова, Б. Джалалова… Исполненные в разных жанрах, технике и манере, являющиеся культурным наследием современного Узбекистана, все они достойны постоянных экспозиций. Их должны видеть люди, чтобы расширить свои границы восприятия окружающего мира. Сам музей изобразительного искусства должен стать обязательным местом посещения не только туристов, но и школьников, учащихся колледжей и студентов вузов. Иначе как еще можно приобщить к прекрасному молодое поколение? Однако, увы, в настоящее время шедевры, о которых грезят зарубежные коллекционеры, ютятся в запасниках, ожидая своего "звездного часа" по случаю очередной знаменательной даты раз в пять лет, если не реже.

- Вопрос создания отдельного музея изобразительного искусства в Самарканде назрел давно, - считает старший научный сотрудник Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Бахром Юлдашев. - На базе такого музея можно было бы не только разместить постоянные экспозиции известных мастеров кисти, но и сформировать научную лабораторию, создать мастерскую по реставрации живописи. Ведь сегодня у нас, к сожалению, имеется острая нехватка реставраторов, а картины нуждаются в регулярном уходе. Мы пользуемся услугами столичных специалистов, но их можно пересчитать по пальцам. Несколько раз я посещал Государственный музей изобразительного искусства Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого и просто восхищен поставленной работой опытнейшего реставратора Альвины Шпады по сохранению живописных полотен. Мы этим похвастаться пока не можем…

Безусловно, строительство отдельного здания для музея - весьма хлопотное и затратное дело, но почему бы в связи с этим не вспомнить такое хорошее полузабытое явление в обществе, как меценатство.

Очень давно египтянин Гай Цильний Меценат - один из первых начал поддерживать культуру и искусство, решив, кстати, многие политические задачи Римской империи.

Спонсорами самых выдающихся гениев эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля - была флорентийская семья Медичи.

К середине XIX века половину своих активов банкиры Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай финансового потрясения, а с другой - характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное.

Ну, и конечно, знаменитые братья-купцы Третьяковы, подарившие Москве целый музей. Павел Третьяков писал дочери: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях. Мысль эта не покидала меня всю жизнь". В 1892 году Третьяков передал уже сформировавшийся музей в дар городу. К этому моменту там было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур.

Меценатом с большой буквы можно назвать и нашего великого поэта Алишера Навои. Захириддин Мухаммад Бабур с восхищением писал: "Неизвестно, существовал ли когда-нибудь другой такой покровитель наук и искусств, как Алишер Бек. Великие мастера игры на музыкальных инструментах устад Кул Мухаммад, Шайх Найи и Хусейн Уди снискали славу и успех именно благодаря его поддержке. Также вследствие забот и стараний Бека получили известность устад Бехзод и Музаффар-шах". Благодаря Навои, в Герате были возведены мечети, медресе, библиотека, баня-шифайя, которая служила чем-то вроде лечебно-оздоровительного центра. Археологи утверждают, что предназначенная для ученых и поэтов ханака походила на современный Дом творчества. При гератской библиотеке работали каллиграфы, переплетчики, художники-миниатюристы.

Да, филантропию могут позволить себе далеко не все. И дело не только в объемных счетах в банках, но и объеме культуры, заложенной в человеке. Неужели сегодня объема культуры большинства имущих хватает только на строительство помпезных ресторанов и кафе, которые встречаются в нашем городе через каждые 200 метров?


"Мальчик с перепёлкой", Усто Мумин.