Мой Пушкин в пластилине

Сергей Сокуров
Сельцо Михайловское, в лето 1824

*
Нам, ныне живущим, известны барельефные и скульптурные изображения  Пушкина в мраморе, граните, бронзе, бетоне, гипсе, дереве, в других, пригодных для обработки  материалах.

Бесспорно, есть Пушкин и в недолговечном пластилине  -  плоды творчества детворы, как правило. На днях, не имея под рукой ничего более подходящего для лепки, кроме разноцветных брусков  из школьной коробки внучки Вари,  я, без какого-либо опыта ваятеля,   дерзко решил испробовать себя в этом виде изобразительного  искусства и замахнулся сразу на образ Пушкина. Почему такой выбор? Да  я  не раз рисовал Поэта карандашом и тушью, рука набита.  А   в эти июньские дни  Наш Всё  на слуху и перед глазами  у каждого, кто остался русским человеком после принудительной варки «единой общности» в многонациональном котле.

Для меня в эти дни близким оказался  Пушкин в пору его физического цветения.  К своей статье о Пушкине периода южной ссылки я присовокупил карандашное изображение лица Поэта в профиль,  постаравшись передать выражение глаз  в минуту первой встречи вдохновлённого музами, байронически настроенного юноши   с морем.  Теперь же, разминая цветной пластилин  пальцами и заполняя им  стеклянную розетку,  я представил Пушкина таким, каким он был 4 годя спустя после морского путешествия  из Тамани в Гурзуф.

**
В конце лета 1824 года вторично опальный   бунтарь (по поэтическому призванию) прибыл из Одессы в сельцо Михайловское, что на Псковщине, и застал в ганнибаловом доме всю семью. Отец и мать,  сестра Ольга, старшая из детей, и  младший брат Лёвушка увидели  выскочившего из коляски  Александра в пропылённой накидке с пелериной заметно повзрослевшим по сравнению с опасно шаловливым юношей, покинувшим град Петра четырьмя годами ранее.  И хотя  голову его украшали всё ещё густые  русые кудри, осыпающие плечи и спину,   а  бритые до висков щёки  время не коснулась резцами морщин,  исчезли вечные, казалось, «чёртики» в  выразительных  голубовато-серых глазах невольного скитальца.  Южный, романтический Пушкин, «русский Байрон»,  остался на берегу Чёрного моря.   Михайловские рощи встретили  нового человека, реалиста в жизни и поэзии, которому предстояло  стать зачинателем  здесь, у озера Кучане, новой русской литературы  новым русским литературным языком, пушкинским.

Но в первые дни, пока  имение не покинули родные и пока не утихла буря в израненной душе, Пушкин принимал окружившие  его со всех сторон образы севера, как наказание,  как  заточение в темнице. Арина Родионовна, утешала своего любимца чем могла – ласковыми беседами, вареньем.  Всё напрасно. Сначала он заглушал тоску по югу вином, во хмелю буйствовал. Сделал попытку застрелиться, няня помешала. Я из своего сегодня увидел его таким и записал:

Ночь бессонная. Злая слеза.
Утро встретил на мокрой подушке.

«Родионовна, где моя кружка?
Не перечь, коли барин сказал!
Что там матушка бродит чуть свет?
Слышу голос её раздражённый.
Лев заглядывал с рожею сонной,
сделал ручкой: мол, братец, привет.
Сибаритствует, знать, моэор:
тянет кофеем свежим с террасы.
Вот кто день проведёт не напрасно,
домочадцам ленивым в укор.
Только Оленька, старшая дочь
в этой Богом забытой семейке,
где-то в парке грустит на скамейке.
Чем ей, бедной, могу я помочь?

Скука! Боже, какая тоска!
Это, Сашка, тебе не Одесса,
рай земной для пиита-повесы,
где ты козликом резвым скакал.
Как прикажете день пережить?
Прокатиться  ль в Петровское к деду?
Или к позднему, может, обеду
дев тригорских  пешком навестить?

Будьте прокляты, царь и судьба!
Воли! Воли! Так хочется воли!
Застрелиться ли под вечер, что ли?
Чем, скажите, я лучше раба?»

***
P.S.  Седой Сокуров – молодому Пушкину:

Пушкин, будь благодарен судьбе
И царя не кори за изгнанье.
Это мудрая Русь испытанье
Посылает с любовью тебе.

А потом вылепил его профиль из пластилина. Критику приму как должное.
СокуровЪ

На заставке:
С. Сокуров, 06. 2016. А. Пушкин в лето 1824 от Р.Х.  Стекло. Шк. пластилин.
Диам. 8,5 см.