Не было ни гроша, да вдруг алтын

Зинаида Попова
            
    Во время работы предпринимателем приходилось ездить по разным сёлам и деревням. Этот вид деятельности в налоговой полиции назывался «развозной торговлей». За несколько лет работы мне пришлось изучить весь Ильинский район, не говоря уж о Карагайском. Общение с людьми всегда интересно.
   Однажды мы приехали в Сретинск. Село большое, расположено на берегу живописного Камского водохранилища. Гладь его уходила далеко за горизонт. Кругом лес. Одним словом, место сказочное, курортное. Не зря же его облюбовали москвичи и начали здесь на самом берегу строить коттеджи и Дома отдыха. Торговля почти всегда здесь шла бойко во время получки. Тем более в магазинах  были пустые полки. А сретинские жители-люди простые, открытые. Общаться с ними было интересно. Все новости расскажут и про себя, и про соседей. К палаткам подходили люди разного возраста: и молодые, и пожилые. Вот подошла молодая красивая женщина, одетая со вкусом. Её чёрные глаза пристально рассматривали московский товар. Это заведующая детским садом. Её соседка поведала, что живёт она с армянином, который приехал на Урал строить дороги. У Галины Ивановны родился сын от него, очень красивый мальчик, который иногда прибегал к палатке купить кроссовки. Галина Ивановна - гостеприимная хозяйка: на лето принимает гостей, жену этого армянина с детьми. Странно как-то это всё. Не все же русские женщины способны делить одного мужчину. И Галина ездила в Армению с сыном.
   Но меня очень заинтересовала женщина, которую все называли  миллионершей.
- Это почему вы так её величаете?- спросила я. И то, что я узнала, меня ужасно поразило. Но мне хотелось поговорить с ней самой. Звали её Прасковья Игнатьевна. Стояла дождливая погода. И мы скучали. В такую погоду не вытащить покупателей. Но одна пожилая женщина подошла и купила зонтик. Она прошептала: «Вон миллионерша идёт». Я взглянула. Ничего господского в ней не было: средних лет женщина, полная, в обычной курточке бордового цвета и галошах на босу ногу. Её мясистое лицо подёрнуто оспой, большие рабочие руки.
- Что Вам предложить, Прасковья Игнатьевна?- спросила я.
- Вы откуда меня знаете?- изумилась она.
-Земля слухом полнится.
Она как-то обычно достала пачку тысячных купюр, что меня удивило.
- Мне нужен хороший наряд на свадьбу дочери. И ещё туфли на ноги, но на низком каблуке. Ноги болят. Дочь замуж отдаю.
Я предложила ей примерить костюм. Но не подошёл размер. Она остановила свой выбор на бархатном платье. Мы разговорились. Прасковья Игнатьевна рассказала, что она с Украины родом. Во время войны на Украине творилось страшное. Немец лютовал, как зверь, не щадил ни стариков, ни детей.
- Мою старшую сестру с маленькой дочкой вместе с другими односельчанами погнали в лес и расстреляли в могиле за то, что они прятали раненых русских бойцов. Земля несколько дней шевелилась и слышались стоны: закапывали их полуживыми. Её муж и  старший сын  воевали на фронте. А нам с матерью удалось спрятаться, а потом бежать.Я была поздним ребёнком в семье. Так мы добрались до Урала. Мама работала на военном заводе в г Молотов. После войны я ничего не слышала ни о зяте, ни о племяннике,- закончила свой рассказ Прасковья.
   Прошло 60 лет со Дня Победы. За это время Прасковья вышла замуж, переехала в Сретинск. У них родился сын и две дочери. Все уже взрослые.
В прошлом году Прасковья Игнатьевна возвращалась из райцентра домой и встретила у себя нежданных гостей. Они что-то лопотали на иностранном языке. Женщина раскрыла рот, ничего не понимая, от удивления. И только позже переводчица объяснила, что эти американцы её разыскивали  очень долго. Соседи сбежались поглазеть на настоящих американцев.
- Зачем же они меня искали?- спросила Прасковья переводчицу. Переводчица перевела её вопрос. Один из гостей сказал: «Мы от Вашего племянника ». И протянули  ей конверт. Она неторопливо его раскрыла(Руки никак не хотели слушаться) и остолбенела: писал её племянник Иван из Америки. «Милая тётушка Прасковья! Здравствуйте! Я так счастлив, что Вас нашёл. Про мою жизнь можно писать роман. Но я коротко. Всю жизнь я прожил в Америке. Отца моего убили под Ржевом. Мать в могиле. Ехать мне было некуда. На войне я познакомился с одним американцем. Мы вместе праздновали Победу в Германии. И он уговорил меня поехать с ним. У меня здесь была хорошая должность. Я скопил денег, семьи у меня нет. Не буду Вас утомлять, мне уже скоро восемьдесят лет. И я решил своё состояние завещать Вам, тётушка. Я нанял разыскное бюро, чтобы найти Вас в России. Но Россия- огромная страна. И они искали Вас полтора года. Теперь я должен по договору отдать половину денег этой организации, а половину Вам я завещаю. Я очень рад, что нашёл Вас, теперь я спокойно могу покинуть этот бренный мир. С глубокой любовью и уважением- Ваш племянник Иван.»
   Прасковья была в смятении. До неё трудно доходило то, что происходит. Ведь она всю жизнь работала техничкой, перебиваясь с куска  хлеба на воду. Совсем недавно купили корову. Стали жить , как все люди в деревне. Она ещё до конца не осознала, какое счастье ей привалило. «Что же я буду делать с такими деньжищами? Столько тысяч долларов!»- растерялась Игнатьевна. Они оформили нужные бумаги, Прасковья Игнатьевна поблагодарила их за такую кропотливую работу, угостила водочкой и распрощалась с гостями.
   Через несколько дней, когда у неё в голове всё улеглось, она встала рано, поехала в банк,хотела  поменять часть долларов на рубли,но, оказалось, что такую сумму надо заказывать. Через неделю вечером собрала дома совет. Всем детям дала денег на приобретение трактора. Он в хозяйстве необходим. А в то время трактор стоил дорого.  Позже сыну купила машину, а дочерям дала денег на строительство особняков. Сретинцы говорят, что денег ей перепало много.
  Я не знаю, жива ли сейчас эта Игнатьевна, но тогда, когда это произошло, весь Сретинск гудел, как растревоженный улей. Вот так: не было ни гроша, да вдруг алтын, как гласит народная мудрость.
Июнь 2016года.