Дневник. Послесловие. Год спустя

Светлана Красавцева
                Послесловие. Год спустя.

    Прошёл год. Мы со своей дружной компанией встречаем Новый, 2016 год! Снова у Тани дома. Правда, электричества  в это раз нас никто не лишил! В квартирах светло и тепло. И стол ломится от всяких вкусностей: всевозможные салаты, рыба, мясо, сыры и колбасы, даже утка с яблоками соблазнительно истекает соком! Каждый готовил с душой свои коронные блюда, и тут же делимся рецептами. Смеёмся: это праздничный стол "голодающего" Донбасса! Так весело я давно не отмечала Новый год! Просидели незаметно почти до четырёх часов утра (для меня это рекорд!)! И даже телевизор не смотрели! Нам было и без него о чём поговорить и что вспомнить, о чём помечтать.

   Город сверкает новогодними огнями, и всюду наряжены красавицы ёлочки! А самая огромная, по традиции - на Театральной площади! Не сидят наши дети в подвалах, как мечтал и предрекал Порошенко, а водят вокруг ёлочек хороводы и получают подарки от Деда Мороза! Они ходят в детские сады и школы и учатся по российским программам, где нет "героя" Бандеры, а есть победа советского народа в Великой Отечественной войне. В школах всех детей кормят бесплатными обедами - спасибо гуманитарной помощи России!!! Хорошее питание в больницах.

   Прошёл почти год после вторых Минских соглашений, и я, простая пенсионерка, со своей "колокольни" могу сейчас подвести итоги: а что же сделано за это время? Как вообще живётся сейчас людям в нашей республике?

   Я по-прежнему торгую газетами возле своего, теперь уже родного, "Народного". И, как ни странно, мне это не надоело, и до сих пор я бегу утром на свою работу с радостью. А люди, наверное, это чувствуют, и тянутся ко мне. Мне с ними интересно. Со мной останавливаются поговорить многие, и я знаю НАСТРОЕНИЯ большинства. Своего рода соцопрос! Так вот с полной ответственность могу сказать, что абсолютное большинство НЕ ЖЕЛАЕТ возврата в "ридну неньку"! Мне как-то один из "друзей" по "Одноклассникам" написал:

   "Я вам очень сочувствую, что несчастные люди Донбасса оказались в таком положении. Но я верю, что все наладится. Российские наемники уйдут из Украины, Украина после восстановления контроля над Донбассом будет обязательно выплачивать пенсии и все пособия положенные по законодательству, а также выделять средства на восстановление разрушенной инфраструктуры. Давайте, Светлана верить в это и приближать этот день, когда Донбасс вернется в Украину. Но для этого нужно желание и жителей . "

   Так вот: мы НЕ ЖЕЛАЕМ, чтобы нас освободили! И нет тут у нас никаких российских наёмников! Добровольцы из разных стран, в том числе из России, есть. А армии нет!!! И освобождать нас не от кого! Мы боимся таких "освободителей", наподобие "Айдара" и других батальонов.

    Информационная война идёт сейчас не на жизнь, а на смерть! ЧТО сделали украинские СМИ и разные зомбирующие технологии со своим народом - это просто страшно! Это не поддаётся никакой логике! Вот ещё выдержки из писем моей однокурсницы из Ровно:

   "Света, как говорят в народе - сытый голодному не товарищ, поэтому ты можешь не воспринимать мои слова, возможно все происходящие события мы видим по-разному, но я хочу тебе сказать, что "Градами" вас обстреливают боевики, наша нацгвардия стоит под обстрелом так же, как и вы и не имеют права отвечать огнем на огонь. Они выполняют приказ о прекращении огня, данный президентом и в исполнение минских договоренностей. В эту экономическую блокаду вы попали благодаря своей, прости за риторику, дурости."

   Ну да, ополченцы, которых ТАМ называют боевиками, сами обстреливают свои жилые кварталы, школы, больницы, объекты жизнеобеспечения, а потом сами же восстанавливают! Хобби у них такое! И к тому же убивают своих же матерей, жён, детей!

   "Про какой фашистский переворот ты говоришь? Прошли досрочные ВСЕНАРОДНЫЕ (подчеркиваю) выборы и президента, и Верховной Рады, ты что наш народ вообще за стадо  считаешь, который не способен мыслить самостоятельно и выбирать понравившихся ему людей. Про каких фашистов и бандеровцев ты говоришь? Я живу на западе и ни одного из них не знаю, везде такие же люди, даже более доброжелательные, чем на востоке. Кто внушил вам эту ересь, разве не российские телеканалы? Ты приводишь какие то выдуманные слова Порошенко и Яценюка, я постоянно смотрю их обращения и прессконференции и НИ ОДНОГО, приведенного тобой  слова от них я не слышала!"

   Когда я выслала ролики с выступлениями "всенародно избранных", На которых они назвали нас "нелюдьми" и "недочеловеками", Лена и тут не поверила!

   "Что касается факельного шествия в честь дня рождения Степана Бандеры. Я скажу тебе о своих ощущениях на этот счет. Еще год назад я, как и большинство нас, выросших в СССР, о нем была самого негативного мнения. С тех пор, как Россия всю Украину и весь народ обвинила в фашизме и бандеровщине, я перечитала его биографию. Я была удивлена, что ни в каких боевых действиях он ни против кого не участвовал ( ни против немцев, ни против Советской власти). Он написал труд, в котором выразил свою мечту о независимости Украины от всех режимов и оккупантов. Его идеи не понравились ни немцам, ни советам. Поэтому сразу в начале войны немцы посадили его в  тюрьму, а затем в концлагерь. А в 1959 г его убили КГБисты. Да что я тебе это рассказываю, сама прочитай за него. Сейчас , Света, я мечтаю , чтобы у нас в стране появился второй Степан Бандера, с горячим любящим сердцем к своему народу и ясной головой, неподкупный и целеустремленный! Увы, маємо що маємо."

   Вот так! Срочно нужен второй Бандера!

   " Вы воюете на стороне врагов Украины и будете страдать от войны еще больше, пока не поймете, что единственный путь для вас - вернуться в состав Украины, изгнав всю наводнившую Донбасс нечисть. Федерализации под российским триколором вам никто не позволит."

   "Света , ты родилась и выросла на Украине, а украинкой так и не стала. Ты сама полна ненависти ко всему украинскому, включая трагическую историю нашей страны, а хочешь , чтобы к тебе относились с любовью и пониманием. Тебе не кажется это нелогичным? "

   А как я, исконно РУССКАЯ, должна была стать украинкой?!! Почему я должна забыть свой язык и свою историю?!! И не украинцев и Украину  ненавижу, а тех, кто послал на нас войска и начал разрушать наши города и убивать мирных жителей! Тех, кто устроил нам полную блокаду, сравнимую с блокадой Ленинграда.

   "Донбасс - это исконная территория Украины и от разного рода посягательств ее должны защищать вооруженные силы нашей страны. Тем более, вся промышленность вашего региона, как и других, строилась и обслуживалась украинцами. Я не в восторге от Яценюка, но не он для меня, а Путин враг Украины! Я прекращаю эти бесполезные дискуссии с тобой, Света, не пиши мне больше."

   "Это вы подняли кровавый бунт против своего народа и Украины, построившей ваш Донбасс , призывали Россию к захвату нашей законной территории, но не получилось. А теперь стонете, обзываете народную власть и вооруженные силы страны последними словами. Господи, что еще должно пасть на вашу голову, чтобы вы это поняли? Таких как вы, предателей и приспособленцев, еще свет не видывал! "

   Правда, почему-то она забыла, что ВСЁ было построено в Украине при СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, при СССР! А не только украинцами! И что территория эта была российской!

   Когда я писала о погибших женщинах и детях, она мне написала: " Ты своими глазами можешь посмотреть или будешь мне рассказывать и дальше про " распятого мальчика" - фейка вашей пропаганды. Про рассказы какой-то женщины, которыми напичкан интернет и люди уже смеются над все новыми " зверствами" наших военных. Ты сама выходишь на улицу хоть изредка?"

   Я выслала ей свои фотографии: кровь на остановке, когда разорвало мужчину, ждущего маршрутку. Осколки, лежащие на кухне у моей мамы, возле табуретки, на которой она только что сидела. То, что осталось от прекрасной школы №7...

   После этого Лена убрала меня из друзей...

   Ещё об информационной войне. В интернете постоянно идут дискуссии, горячие споры по вопросам политики.  И полно троллей, которые зарабатывают деньги на развязывании ненависти, на доведении до "белого каления" спорщиков. Но однажды я по-настоящему испугалась!

   Был какой-то очередной спор на тему Донбасса. Я не выдержала, вставила свои "пять копеек", причём, довольно корректно. И вдруг на меня посыпались сначала оскорбления, причём в нецензурной форме (!!!), потом угрозы, а затем волосы у меня зашевелились от ужаса! Впервые за всю войну! Мне написали ВСЕ МОИ ДАННЫЕ: полное имя, дату рождения и адрес! И обещание разобраться со мной! КАК ЭТИ умеют разбираться, мы наслышаны... Как пропадают люди... Как пытают несогласных с киевским режимом... Ночь я не спала... Утром позвонила одной своей знакомой, которая работает в "белом доме". Та позвонила своим знакомым из ополчения (вернее, из народной милиции). И успокоила меня:

   - Не обращай внимания! За такие мелочи, как комментарии в интернете, никто пачкаться не будет! Просто запугивают! Но всё же будь осмотрительнее!

   Успокоила немного. Но долго я ещё ходила на работу тёмным безлюдным утром, оглядываясь по сторонам...

-------------------------------

   Итак, итоги года, прожитые нашей республикой. Опять-таки подчёркиваю, что это взгляд СНИЗУ, взгляд простой пенсионерки.

   Когда после первых Минских соглашений стрельба, хоть и не полностью, но стала затихать, когда снаряды перестали сыпаться в любое время суток куда попало ( вернее, по социальным объектам, жилым кварталам, трансформаторам, местам скопления людей), город был в руинах. Я тогда впервые проехала с запада на восток через весь мегаполис и ужаснулась! Всюду разрушенные дома и школы, храмы, больницы. Выбитые стёкла, воронки, висящие троллейбусные провода. Не город, а декорации к фильму о войне! Практически закрыты магазины, аптеки. Рынки работают до одиннадцати - двенадцати часов (если нет обстрела). Нет ни ОДНОГО банка и банкомата. И даже если кто-то из России или Украины хочет помочь своим родственникам или знакомым и выслать перевод или посылку, сделать это невозможно. Как невозможно снять деньги с банковских карточек, у кого они там есть. Транспорт ходит до двух часов. А потом город замирает... Пустеет...

   Украина с июля 2014 года перестала выплачивать пенсионерам ЛНР и ДНР пенсии. Кто помоложе и посмелее, ездили на территорию Украины и, получив статус переселенца, оформляли пенсии там. Как говорил "господин" Яценюк, "устроили пенсионный туризм"! Правда , ЧЕГО это стоило бедным людям, всю жизнь проработавшим на Украину и платившим налоги, умалчивалось. Дорога, занимавшая в мирное время полтора-два часа, растягивалась на пятнадцать-двадцать: объезды, порой через Россию, долгое и унизительное стояние на блокпостах, на которых украинские вояки старались урвать своё: могли не пропустить, отнять деньги или продукты. Кроме всего прочего, поездка стоила немалых денег, которые не у всех были. И был большой риск! Не все вернулись из такой "турпоездки"! Недавно ко мне подошла женщина, протянула пару пряников:

   - Помяни жену моего брата. Год назад расстреляли машину, на которой они ехали оформлять пенсию. Брата ранили, он выжил, а её убили...

   Ещё у одного мужчины, который изредка покупает у меня газеты, родители, уехав оформлять пенсию на Винничину, просто пропали без вести...

   Закрыты предприятия, многие разрушены... Те, кто работает (в больницах, школах, ВУЗах, в которых не смотря на войну и блокаду, начался учебный год) зарплаты не получают.

   Полная экономическая блокада со стороны Украины, когда на нашу территорию не пропускают ни продукты, ни медикаменты.

   Прошло немногим больше года.

   Я снова еду через весь город на восточный рынок. И радуюсь, что город, как огромное раненное живое существо, начинает выздоравливать, залечивать свои раны, которые порой казались неизлечимыми. В домах застеклили окна. Хотя кое-где есть еще вместо стёкол фанера или ДСП. Отремонтировали пробитые снарядами крыши. Храм "Умиление" снова радует взгляд заново оштукатуренными и покрашенными стенами. И вечерами опять освещается разными цветами, переходящими один в другой: синий, бирюзовый, жёлтый, фиолетовый. Красота!

   Воронки на дорогах залатаны. И разбитое танками покрытие заменено новым. Троллейбусные провода уже не висят пугающими змеями, а натянуты, и троллейбусы вновь возят пассажиров.

  С октября учебного 2014 года работают все ВУЗы. И выпускники получили весной по два диплома: ЛНР и Российской федерации (ездили для защиты в разные города России). Так что не сбылись украинские страшилки: куда, мол, они пойдут со своими ЛНР-овскими дипломами?!! Республика-то не признана!

  Работают большинство школ. И дети учатся по российским программам. И получают бесплатные обеды (в украинских школах бесплатное питание отменено).

 Заработали некоторые предприятия. Открылись все магазины и аптеки. И - что ОЧЕНЬ важно! - появилась своя банковская система! Вначале мы пользовались гривной. Но потом ввели мультивалютную систему, потому что из-за блокады с украинской стороны вся продукция и медикаменты завозятся из России. Сейчас полностью перешли на рубли. А благодаря финансовым центрам теперь можно выслать и получить перевод, снять деньги с банковской карты или положить их на неё. Регулярно выплачивается зарплата.

   С июля 2014 года пенсионерам впервые дали пенсию в октябре. Тогда все получили одинаковую сумму - 1800 гривен. В газете писали, что это будет минимальной пенсией. Потом денег, видимо, снова не было... До самого апреля! И вот с апреля мы начали регулярно получать ту пенсию, которая была на Украине, но по курсу два, в рублях. Это многих тогда спасло от голода... Цены, конечно, российские, и пенсии явно не "догоняют" их (моей маме, например, её пенсии хватает только на ОЧЕНЬ скромное питание - без сливочного масла, сыра, колбас, фруктов на три недели! Остальное добавляю я).

   Каждое утро нашего города начитается с уборки. Люди в оранжевых жилетах метут и убирают, с весны сажают, пропалывают и поливают цветы. А цветов летом было море! Везде, по всему городу! Розы всех оттенков, разноцветные клумбы-всё ухожено и посажено с любовью!

------------------------------------------

   Теперь по поводу слухов. Слухи ходят разные. Я понимаю, что "враг не дремлет", что идут информационные вбросы, рассчитанные на "сарафанное радио". И непонятно, где правда, а где умело поданная ложь...

   Ну, например, "вся российская гуманитарка" в магазинах "Народный" и на рынках"! Не знаю, не знаю... Возможно, нет дыма без огня... Но! СКОЛЬКО нужно той гуманитарки, чтобы обеспечить ВСЕХ школьников и больницы питанием? Плюс получают её социально незащищённые слои ( многодетные, те, у кого пенсия меньше 2000 рублей, те, кто работают, но не получают заплату). А таких, по данным, приведенным в газете, больше трёхсот шестидесяти тысяч! И что - ещё хватает на то, чтобы украсть и продавать через сеть "Народных"?!!

   Да, людям не хватает денег при этих ценах. В магазинах, конечно, есть ВСЁ!!! Но... видит око, да зуб неймёт! Ко мне каждый день подходят пенсионеры и спрашивают:

   - А в газете написано что-нибудь про пенсии?

   - Что именно вас интересует?

   - Ну-у, может, поднимут?!!

   И я их огорчаю:

   - Нет, пока, к сожалению об этом не пишут... Пишут, что в этом месяце выдадут всем вовремя.

   - Понятно...

   Пенсионер, понурив голову, отходит. Да, конечно, не помешало бы изменить курс гривны к рублю с 1:2, на 1:3, как по курсу банков. Но... где взять столько денег?!! Предприятия ещё только-только начинают работать (и то не все). Налогов, я не думаю, что очень уж много собирают... Тяжело, конечно, но если рассуждать здраво, то придётся терпеть...

    Коммунальщики начали "наезжать": оплачивайте услуги!  И бедные бабушки несут в банк половину нищенской пенсии, а потом отказывают себе во всём... Конечно, высказывают недовольство! Вот тут опять всё сложно... Понятно, что надо платить за оказанные услуги: газ, свет, тепло, воду. Но, почему мы должны платить то, что задолжали ещё Украине? Когда война только-только стала утихать, в газете писали, что долги за время военных действий никто взыскивать не будет. Тем более долги украинские. У нас ведь теперь СВОЯ республика! Прошло совсем немного времени, и в той же газете Луганск-вода сообщила, что долги никто списывать не будет! За ними и все остальные организации решили, что надо от населения получить всё по полной программе! И сейчас даже есть идея отключать свет у неплательщиков квартплаты, газа. Пока, к счастью, это только идея...

   Да, расценки на коммунальные услуги у нас ниже в разы, чем в Украине. Но и пенсии тоже на треть меньше, чем мы бы получали там... Моё мнение, что надо пока более лояльно относиться к этому вопросу. Люди и так платят, сколько могут. Никто не желает накапливать сумасшедшие долги. Но не всем хватает платить в полном объёме. Невозможно при ТАКИХ доходах оплатить долги, накопившиеся за время невыплат пенсий и зарплат. А не выплачивали целых долгих восемь месяцев!

-------------------------------------

   Это все об общих вопросах. О нашей жизни.  Но если честно, то проделана колоссальная работа по восстановлению города, по жизнеобеспечению людей, по снабжению продуктами и медикаментами и прочее, и прочее! Можно ругать эту власть, можно не любить Плотницкого, но НЕЛЬЗЯ не признать, что сделано ОЧЕНЬ много! Тем более в условиях продолжающейся блокады и неоконченной войны! Я давно сняла розовые очки, и знаю, что не всё гладко, не все пришедшие к власти, честные и порядочные люди, кто-то наверняка и карманы себе набивает, а кто-то может быть и "засланным казачком". Но всё же! Всё же! Республика жива, она развивается. И есть надежда, что наша жизнь со временем улучшится.

-------------------------------------

   Теперь о судьбе тех, о ком я писала (о людях и животных). И немного о себе.

   В январе я подскользнулась, упала и сломала руку (предплечье). Секунда дело - и рука пухнет на глазах! Прямо как в "Бриллиантовой руке": "подскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся - гипс!" Я как раз только получила газеты. И потом ещё стояла на морозе торговала полтора часа, потому что не знала, сделают ли в травмпункте рентген бесплатно. А денег не было, все отдала за прессу... Но, к удивлению, не только дважды рентген сделали бесплатно (до и после наложения гипса), но за гипс тоже не взяли ни копейки. Перелом оказался со смещением. Но я успокаивала себя: хорошо, что не нога, не позвоночник, а рука! Хорошо, что не правая, а левая! Хорошо, что не плечо, а предплечье! В общем, во всём плохом можно найти хорошее!!!

   Рука ужасно болела и немела, особенно по ночам. Мне ведь приходилось продолжать работать (тогда пенсий ещё не платили, и мы втроём жили  только на то, что заработаем я и Славик ( а у него тоже зарплата была крошечная и не всегда выплачивали!). На морозе я укутывала руку поясом из собачьей шерсти, как муфтой. А в супермаркете меня пожалели и стали разрешать оставлять оставшийся товар (к газетам добавились кроссворды и календари) в камере хранения. Дома Славик готовил супы и борщи, стирал, делал всю домашнюю работу.

   Через месяц, когда сняли гипс, выяснилось, что рука срослась не совсем правильно. Но как мне сказал врач:

   - Не ломать же снова! Разрабатывайте!

   И я разрабатывала. Разрабатывала дома и по дороге на работу, а когда не было покупателей, тоже делала упражнения. И, слава Богу, теперь рука нормально работает и не немеет. "Терпение и труд всё перетрут!"

    Мама моя по прежнему не выходит из дома, а видит всё хуже и хуже. Говорит:

   - Хорошо, что я тогда написала дневник! Сейчас уже не вижу!

   Не видит уже и телевизор... Только слушает... В остальном пока, как мы говорим, " в одной поре". Но радуемся и этому! Дважды в неделю я приезжаю к ней, привожу продукты, убираю, купаю её. И ежедневно в определённое время созваниваемся. Она всё так же упрямо не выходит ужинать, перехватывает печеньем и конфетками, а потом жалуется, что не может от голода спать. Однажды говорит:

   - Ты знаешь, я вчера в шесть часов доела пельмени, а потом как уснула, и спала всю ночь, не просыпаясь!

   Обычно она жалуется на бессонницу. Я похвалила её:

   - Вот видишь, молодец! Тебе так и надо делать! Ужинать часов в шесть, тогда и спать будешь лучше!

   Но всё равно она делает по-своему...

   Старший сын пока в Харькове. Всё никак не решит: ехать домой или оставаться там...

   Наша Клёпочка по-прежнему "строит" на улице собак. А недавно соседка в окно заметила, что она охотится на белочку. Лучше бы она на мышей дома охотилась! Когда я сижу за ноутбуком, киска лезет на колени. И начинает подставлять живот, и крутится так и эдак, мурлычет и лижет мне руку. Ну как её не любить?!!

   Черепашку Симу летом я отнесла в зверинец на Юбилейном. Мне подсказали, что там есть специально для черепашек искусственное озеро. Вначале я пошла посмотреть. Надо же! Даже не знала, что у нас есть такое прекрасное место для отдыха! И озерцо мне понравилось: небольшое, обложенное камнем-дикарём, посередине островок. И табличка: "Черепаха Тортилла и её друзья". Я нашла служителя, расспросила, чем их кормят и куда девают на зиму.

   - А кормим рыбой. Воду постоянно подливаем. А на зиму вылавливаем и пересаживаем в аквариум в теплом помещении.

   Через день я привезла свою Симу и выпустила на свободу. Пусть живёт с другими черепашками (их я там насчитала штук восемь разных размеров!). Так ей будет намного лучше и веселее, чем одной плавать в тазике.

   Танина Жуля умерла, когда щенилась... Что-то пошло не так... Таня очень переживала и плакала... Да и нам всем было жаль собачку, которая только во время войны и почувствовала, что такое жить у  любящей хозяйки.

   Михаил Иванович, который качал нам генератором воду на "Моечке" внезапно умер от сердечного приступа... Стресс военный не прошёл даром... Когда, вроде бы, всё стало налаживаться, организм расслабился, а сердечко не выдержало...

   Глупо погиб в автомобильной аварии Денис, качавший жильцам воду здесь, недалеко от дома. А двое ребят, ехавших с ним, с трудом выкарабкались - травмы были очень серьёзные!

   Иду однажды утром на работу. Ещё темно. Снег. Вдруг слышу - вой! И ко мне бросается что-то огромное! Я прямо обомлела! А потом даже рассмеялась от  радости, когда разглядела, что это за чудовище! Это Дина, собачка-пони, как я её прозвала, когда она в войну жила у меня под дверью тамбура! Узнала меня в темноте и бросилась целоваться! Чуть не уронила! КАК я была рада! Оказывается, она снова живёт возле гаражей. На заднюю лапу, в которой застрял осколок, немного прихрамывает, но в остальном жизнерадостна и игрива! Утром, её, видимо, отпустили с цепи погулять.

---------------------

   В завершение хочется сказать, что мы всё ещё живём "между небом и землёй". Война не закончилась. Вокруг нас стягиваются украинские войска. Но ОЧЕНЬ хочется надеяться, что наступит МИР, что жертвы не были напрасными, и нас не сдадут фашистам и нацистам, правящим Украиной. И обещанная интеграция с Россией не останется на уровне обещаний. Мы хотим домой, в Россию!

   Фотографии к дневнику можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/luganchanka/post394968809/



   Продолжение следует  http://www.proza.ru/2016/07/03/1691