Слёзы зверя

Николай Валентинов
Романов Владимир Николаевич рассказал случай из своей жизни.  Записал его, как смог.

Батько избу поставил в верховье Лохамы. Для рыбалки и охоты. Место выбрал на пригорочке, баскОе. Ставил там силки да капканы. Осенью птицу ловил петлями. Зимой белку добывал, да куницу.
Как то зимой ходили с ним до избы на лыжах. Капканы на куницы нужно было проверить. Специально спросил у него , что делать, если лося увижу. Стрелять или не стрелять? Лосей много в те времена было.
- Не стреляй! Уж очень далеко придется выносить его.

Ночь или две в избе ночевали. Охотничье угодье большое, капканы ширОко поставлены. Вдвоем легче, я лыжню пробиваю, батько с капканами управляется.
Проверили и уже к избе возвращались. Отец отстал немного, где то у капкана подзадержался, а я к реке выкатился. Лохама там "трубой" идет – прямая и узкая, берега высокие. И вышел то как раз на лосей. Лось и лосюха по льду ходят, кормятся. Зима была снежная и ходить им по глубокому снегу трудно. А по реке – как по дороге. Лёд толстый, а река мелкая. И корму у реки больше – по берегам кусты растут.
Стою на берегу и на лосей смотрю сверху. Снег под лыжей скрипнул или стукнул ею об дерево, но учуяли меня звери. Лось меня увидел и к противоположному берегу кинулся. Там снегу наметЁно – даже на своих длинных ногах лось в сугробе бьется, как в болоте. Не может пройти. Река узкая, метров десять всего между нами, не больше. Так близко, что каждую шерстинку и глаза его вижу. А в глазах лося – слезы… Смерть свою почуял…
Я стою спокойно, даже ружье не снял. Отец ведь не велел лося стрелять.
Несколько долгих секунд зверь так передо мной бьется в снегу. Прорыл наконец то сугроб. Как хватил ногами земли – так одним прыжком на высокий берег выскочил и в лес на махах. Лосюха за ним следом.

Батьку  рассказал, а он:
- Что же ты не стрелял то?
- Дак ты же не велел!
- Я говорил, что из леса трудно вынести. А с реки, да изба недалЁко – вытаскали бы. Ну да ладно, не наш, значит и был…

А мне больше всего глаза лося запомнились: большие, тоска в них смертная и слёзы….
Много уж лет прошло, а как сейчас вижу: слезы в глазах лося.