Все в памяти моей. Гл. 5. Детство. Ч. 3

Светлана Компаниец
   И  вот  снова  осень. Мне  восемь  лет. Я опять  в  школе,  в  первом  классе.                Теперь у  меня  другая учительница, Фаина  Васильевна, она учила  и моего  брата.  Фаина  Васильевна   вместе  со  своим  мужем  была  на  фронте  во  время  войны,  она  красивая  и  добрая,  мы  ее  обожаем.

   Я  отличница, первая  ученица  в  классе,- Галькины  уроки  не прошли  даром.                Еще  бы:  «Букварь»,  «Арифметику»  и  «Родную  речь»  знаю  наизусть. На  уроках  мне  скучно  и  я  украдкой,  из-под  парты,  читаю  книги. Фаина  Васильевна  об  этом  знает,  но  делает     вид,   что   не   замечает,   ей   хватает  забот  с  моими  тридцатью  шестью  одноклассниками.
   
   В классе с нами  учатся дети, которым  уже  по  десять и  даже  по  двенадцать                лет.   Это  те,  кому  в  свое   время  помешала  учиться   война.   Их  называют  переростками. Среди них Акимов Валентин. Он  ходит  в длинной  шинели  и  военной  фуражке,  и  всем  нам  кажется  очень  взрослым. В  него  влюблены  все  девочки  нашего  класса,  в  том  числе  и  я...               
               
   Зима. В школе  холодно, хотя  по утрам  сторож, Иван  Степанович, протапливает               печи  и  они  отчаянно  дымят.  На  уроках  сидим,  не  снимая  пальто.  Мальчики  без  шапок,  девочкам  велят  снимать  платки.  Мерзнут  уши  и  руки.  К  концу  уроков  в классе становится  теплее, но  запах...  Как  «в  общем  вагоне  поезда                дальнего  следования!», - так  говорит  наш  завуч, математик  и учитель от Бога,  Федор  Абрамович, заглядывая  к  нам  иногда  после  уроков.               
               
   На  переменках  бегаем  и  скачем  в коридоре,  чтоб  согреться. Пыль столбом,                по  коридору  не  пройти:   собьем  с  ног   и  не  заметим.  Старшеклассники  с  красными  повязками  дежурных  на  рукавах  пытаются  нас  растолкать  и  прижать  к  стенам,   но  справиться  с  таким  муравейником  невозможно.               
               
   В  школе  все  «удобства»  на   улице,  в  конце  двора.  Бежать  туда  далеко         
и  долго,  и  страшно  неохота, особенно  зимой, поэтому  терпим  до  последнего,  или  же,  собираясь  стайками, все  же  забегаем в холодный,  промерзший  туалет.  За  стенкой   курят   мальчишки,  а  Федор  Абрамович  и  наш   физрук  время  от  времени  совершают   на  них   облавы,   выволакивают  застигнутых   врасплох  из             туалета за  шиворот  и  здесь  же проводится  ревизия содержимого  карманов.
               
   В  классе  у  меня   две   подружки:  Надя  Базилевич  и    Ира  Цыбенко.  Обе  они  из  так  называемых  обеспеченных  семей,  хотя  и  их родители  еле  сводят  концы  с  концами.  Но у  них, у  обеих,  есть  в  доме  отцы. У  Нади  он  завуч  в  зоотехникуме,  у  Иры - преподаватель  там  же.

   В  школу  мы  ходим  порознь,  а  из  школы,  после  уроков, - вместе, втроем,                - по  мостовой,  вкруговую. Мы  не  идем, мы  плетемся, часто  останавливаемся  и  говорим,  говорим…  Хотя,  если  честно,  говорю  я,  девочки  слушают.               
               
   Откуда  что  берется! На  ходу  сочиняю  истории  о  (своих!) путешествиях...         
Здесь  и  длинные  поезда,  и  белые  пароходы,  и  леса-джунгли, и  непроходимые  болота. Смешиваются  в одной  каше  «Робинзон  Крузо»  и "Дети  капитана Гранта",    «Зверобой»  и  «Следопыт»…  Увлекаюсь   так,  что  уже  сама  почти  верю  в  то,              что  это  действительно  происходило  со  мной…

    Подробно, с  удовольствием, описываю  свои  наряды, - белые  длинные  платья,     шляпы  с  лентами,   зонтики,  перчатки,   вуали!  -  Это  уже   из   кино  и  из  бабушкиных  рассказов.  Фотографии  бабы  Лызи, что живет  в нашем  дворе, - тоже 
активно   участвуют   в   моих  фантазиях…               

   Девочки  еще не  читали  этих  книг  и слушают, открыв рты  и затаив  дыхание,          веря  и  не  веря  мне.  А  меня  несет  все  дальше  и  выше!
               
    И  вскоре  кто-то  из  них, поделившись  впечатлениями  о  моих  рассказах со                старшими,  определяет,  что  я  просто  напридумывала  все,  начитавшись  книг.
               
    Подружки   дуются   на  меня, обзывают  лгуньей, домой  ходят  вдвоем,  меня               с  собой  не  зовут,  на  переменках  шепчутся  и  отворачиваются.  Я  страдаю...   Но  совсем   не  долго,  так   как  вскоре,  после  уроков, Ира подходит ко  мне:
 
  - Светка,  пойдем  с  нами,  ври  дальше.  Интересно,  все-таки !               

    Кстати,  о  чтении.
               
   Читали  у  нас  в  семье  все,  читали  много,  запоем,  по-очереди  передавая    книгу   из   рук   в   руки,   как  драгоценную  эстафету. Вечером, кто как  мог,  устраивались  вокруг   стола,   поближе    к  керосиновой    лампе   с   надетым   на   стекло   чистым  тетрадным  листком, - так  свет отражался и стол  освещался  ярче.   Любили  стоять    коленями   на  стульях,  упершись   локтями   в   чисто  протертую  клеенку,  которой  был  накрыт  стол.               

   В  темных  углах  комнаты  застывала  тишина.  Слышно  было,  как потрескивает   за   стеклом   лампы   пламя,  выбрасывая  пучки   крошечных  звездочек  –  искр.   На  потолке  и  по  стенам  расплывались   тени   от   наших   голов:   лохматая   и   ушастая    – Левкина;  круглая,  с  торчащими  космами,  словно  протуберанцы  на  солнце,  -   моя;  маленькая, с  аккуратной   коронкой - косичкой,  - мамина,  и,  похожая  на  птичью,  в  строгом  платочке  с  узелком  под  подбородком,  -  бабушкина.
               
    Книги   нам   приносила   из   школьной  библиотеки   тетя  Нила,  работавшая   в   школе  секретарем,  все   новинки,  все, что  тогда  издавалось  и  поступало  в  библиотеки  города. Очень  много  было  интересных  книг о войне, о партизанах   и  разведчиках.   Мы  одними  из  первых  в  городе  читали   «Молодую  гвардию»  Фадеева, «Повесть о настоящем человеке»  Полевого, новые  издания  Льва Толстого,            Пушкина,  Конан  Дойля,  Дюма и  Ф. Купера,  Дж. Лондона  и, тайком от  взрослых,  - Золя  и  Мопасана.   
               
    В  пятом классе  я, таясь от мамы  и бабушки, уже  читала  роман  А. Толстого «Петр  Первый»,  а еще  раньше,  в  четвертом, "Анну   Каренину"  Льва  Толстого.  Книги  эти  считались  очень  "взрослыми "  и  мне  их  читать  не разрешали.               
               
    И  сейчас  хорошая  книга  для  меня – радость.  День  идет   своим  чередом:            работа,  дети,  магазины,  кухня,  а  праздник  рядом,  будто светится  что-то  у  виска,  стоит  вспомнить  о  том,  что  меня  ждет   к н и г а!...
               
   Все  три  мы  очень  разные.
               
   Надя -  невысокая,  плотненькая,  как   гриб-боровичок,  с  добрыми   светлыми              глазами  в  пушистых  ресницах,  аккуратным  носиком и  большими  полными  губами  на  круглом, усеянном  крупными веснушками  лице. Очень серьезная и старательная,  переживает  по  поводу  каждой  неудачной  оценки  на  уроках. Она совершенно  не  конфликтный   человек,  ее  любят  одноклассники   и  учителя,   и   у   нее  нет                завистников.               
               
   Ира – рослая,  с  крепкими,  длинными  ногами,  задиристая  и  смелая, не дает                в  обиду  себя  и  нас. В классе ее побаиваются  и уважают, особенно   мальчишки,   и   особенно   ее   старый,  увесистый  портфель,  который  часто  гуляет  по  их  спинам.
               
   Она  кареглазая  и  темноволосая,  с  задорным   курносым   носиком.  Красивую                головку  гордо  держит  на  высокой   нежной   шее,  всем   своим  видом  как бы  предупреждая:- попробуй,  тронь!  К  отметкам  совершенно  равнодушна, - лишь  бы  не  двойка!
               
   У  меня  румянец  во всю  щеку, непослушные,  как   тонкие  пружинки,   волосы  -  (бабушка  говорит:   цвета   спелого   каштана) – заплетены  в  две   короткие   толстые   косички.   На  фотографии   нашего   первого  класса  вижу  тонконогую,  худенькую  девочку с темными задумчивыми  глазами на светлом, слегка  удлиненном,  лице.   Волосы   растрепаны,   косички    полураспущены,   на   ногах  стоптанные  туфли  с  комьями  грязи - (весна,  чернозем!),   в  руках   букетик из  роз.
               
   Мальчишки    меня   не   трогают.   Когда прохожу  мимо,  они  замолкают  или  начинают  громко  хохотать,  толкать  друг  дружку,  бороться.  Кое-кто  пытается   что-то  выкрикнуть мне в след  или  дернуть  за  косу, но  Ирин  портфель  всегда  рядом,  начеку,  а  ее  тонкая  рука  обвивает  мою  шею.
               
   Лидер  в  нашей  тройке  пока  я,  но  в  старших  классах   это  место  будет          занимать  Ира,  как  самая  рассудительная  и  самая  красивая.               
    
   Надя  и  Ира  ходят  в  школу  с портфелями. У Нади он  аккуратный, новенький,    с  бережно  уложенными  учебниками, тетрадками, карандашами, счетными  палочками,    резинкой,  промокашками,  запасной  ручкой и обязательным бутербродом, завернутым
в чистую  бумагу. К ручке портфеля  всегда  пристегнут  мешочек  с  чернильницей.
               
   У  Иры  портфель  огромный,  старый,  разбухший,  -  отцовский,  -  с  кое-как                набросанными  в  него  книгами, тетрадями  и  еще  всякой  всячиной, в том  числе  и  куском  завернутого  как  попало  хлеба  или   пирога.

   У   меня   же   никогда   портфеля   не   было.  В  первом   классе  я  ходила   со  старой,  доставшейся  от  Левки,   сумкой    через  плечо,  ее  еще  называли  –   планшет.  Сумка   была   из   брезента  и  имела  два  отделения,  куда  я  укладывала    тетради,   дневник,   ручку   и   непременно    книжку,   конечно,       художественную.   Иногда, если  не  забывала,    брала  в  школу  чернильницу - невыливайку.   Чернильница   была  в  мешочке   с   туго    затянутым    шнурком                и  я  торжественно  несла  ее  впереди,  в   вытянутой   руке,  держа   за   этот                шнурок. И, почему-то, «невыливайка»  у меня  всегда  превращалась в  «выливайку»!  На  моей  одежде  появлялись  все   новые  и   новые   чернильные   пятна,   руки   и   щеки   постоянно  были   в   чернильных   полосах.  Когда,  идя   со   школы,   я  "выруливала"   с  мостовой   к  дому  и  проходила   мимо  нашего  окна,  дома      шутили:      
               
  -  Сперва  появляется  рука  с  чернильницей,  потом  нос  в  чернилах,   живот          с  сумкой,- и  лишь  потом   Светка!
               
    Что  касается  карандашей,  резинок,  линеек, промокашек, - то их  на  уроках  мне  предоставляли  подружки  или  сосед  по  парте.
               
     Сидела  я  всегда  на  последней   парте, - «камчатке».  Надя,-  как  самая                примерная  из  нас, - все  школьные  годы  провела  за  первой  партой. Ире  было             безразлично,  где  сидеть,  лишь  бы  подальше   от  учительского  стола.  Я  же  не  любила  первые  парты,  и  вообще,   терпеть  не  могла,  чтобы  кто-то  был  за  моей  спиной.
               
     Соседями  по  парте  чаще  всего  были  мальчишки,  они   сами  решали,  кто  будет  сидеть  со  мной,  конечно,  с  моего  согласия.  Обычно  это  были  самые  отстающие   ребята,  хулиганы   и  лентяи,   но,   как   правило,   пользующиеся  вниманием  девочек. А  я, уже  будучи  в  старших  классах  председателем  совета    пионерской  дружины, (а это  почти  генерал  в  пионерии!),  ратуя  на  собраниях  за  успеваемость, к  соседу  относилась  очень  лояльно:  хочешь понять - помогу,                хочешь  списать – списывай,  дело  хозяйское!               
               
    Во  втором  классе  мама  купила  мне  деревянный  ранец-сундучок, оклеенный                дерматином,   и   я   носила   его   за   плечами,  на   спине.  Это  было  очень                удобно,  если  учесть,  что  в  школу  зимой  я  ездила  на  коньках. Но об  этом  - отдельный  рассказ.
               
    Уже  с  четвертого  класса  я  по-мальчишьи,  как  Левка, ходила  на занятия,             неся  за  пазухой,  под  пальто,  дневник  с  вложенными   в  него  тетрадками  и  ручкой.  Руки  были  свободными  и  я  широко  размахивала  ими,  когда  большими  шагами  полубежала  утром  в   школу,  едва   поспевая   за   Левкой,  который  и  велел  делать  шаги   еще  больше:
               
 -  Ну, что  ты  дроботишь, шагай, как  я,  так  быстрее  и  легче! – нетерпеливо  подгонял  он  меня,  торопясь  к  своим  дружкам  в  школу,   так   как   бросить   меня   не   мог:  мама  строго-настрого  запретила  оставлять  меня утром,  когда  еще  темно,  одну  на  улице.
               
   Потом  бабушка  долго  отучала  меня  от  такой  размашистой  походки:
               
   - Что  ты  ходишь,  как  боцман!  Ты  же  девочка:   голову   держи   высоко,             подбородок  кверху,  шаги  делай  маленькие,  легкие. И  руками    не  маши,  как   ветряк!   (имелась    в    виду    ветряная  мельница). -  Учись  у  Гальки,  вот  кто  артистка! – выговаривала  она  мне.
               
    И  только  в  девятом  классе  мама  подарила  мне   маленький   чемоданчик -                балетку,  очень  модный  тогда.  С  ним  я  потом  ходила     и  в  институт...               
               
     Так  вот,  о  коньках.  Где-то  в  девять-десять  лет  коньки  стали   моей страстью, - кроме  книг  и  рисования, - и,  разумеется, зимой. 
               
     В  холодные  зимы  снег  выпадал  уже  в  конце  ноября  и  лежал  до марта.          Мостовая   была    плотно   утрамбована   и    укатана  автомашинами  и   санями.  Поверхность   ее   была   гладкой  и  скользкой  и   вполне  сходила  за   каток.  Длинными  зимними  вечерами  вся  детвора  нашего   «угла»,   а   точнее,  почти  половины  Златополя,  носилась   на  коньках  перед   нашим  домом.   Здесь  были  военкомат  и  почта, и  мостовая  в  этом  месте  освещалась  тремя  фонарями  на  столбах.  И  еще, -  здесь  по  вечерам   почти  не  было  машин.
               
    Катались, в  основном,  мальчики,  на  коньках-снегурках, девочек  было  мало  и  они  большей  частью  стояли  по обочинам  шоссе,  наблюдая  и  обсуждая  всех  и  вся. Здесь  же  вертелись  и  шныряли  под  ногами  катающихся, и мы, малышня,               
примечая,  кто  с   кем   «дружит».
               
    Мне  очень  хотелось  научиться   кататься,  но  в  доме   была  только  одна                пара  коньков,  у  Левки,  и   ко  всему,  я  очень  боялась,  так   как   братец                уже  пытался   ставить   меня  на  коньки   и   всякий  раз   урок   заканчивался  шишками  на  лбу  или  разбитым   носом,  и,  конечно,  моими  слезами.  Поэтому,  учуяв  его  тренерский  азарт, я  старалась спрятаться  подальше  или  затеряться  в  толпе.
               
   И  все  же  кататься  я  научилась,-  за  один  вечер  и  против  своей  воли.                На  этот  раз  Левка  действовал  не  один, а  с  другом,  Ленькой.   Они  сидели               за   столом  за   уроками,   казалось, совершенно не  замечая  меня,  не  обращая                внимания  на  то,  как  я  стараюсь  тихо   одеться  и  улизнуть  на  улицу,  где  уже  ждали  подружки.
               
    Но  лишь  только  была  застегнута  последняя   пуговица   пальто,  как  я  в  один  миг  оказалась   на  кушетке,   крепко  прижатая  к  ней   цепкими   руками                Леньки. В  это  время  Левка, сидя  на  моих ногах, торопливо закручивал  палками  веревки  коньков  на  моих  валенках.  Все  трое   мы,   молча,   громко   сопели   и   пыхтели  в  неравной  схватке. Сопротивление было  бесполезным  и я  сдалась,             но  все  же  отчаянно  упиралась  и,  как  клещ,  цеплялась  руками  за  все, что                попадалось  на  пути,  когда  мальчишки,  подхватив   меня  под  руки,  потащили  на  улицу.
               
    Крепко  держа  меня  с  двух  сторон,  они  побежали  по  мостовой, а  я, как               мешок  на  полозьях,  на  деревянных  от  страха  ногах   катилась  между  ними.  Разбежавшись, ребята отпустили  меня  и  дальше  я уже  неслась одна,  растопырив  в  стороны  руки  и  вытаращив  от  ужаса  глаза,  -   и  орала   во  все  горло,  пока   не  влетела  головой  в  канаву,  в  сугроб.
               
    Ребята  выгребли  меня  оттуда, снова  поставили  на  ноги  и с  еще  большим  азартом  повторили упражнение. И так до  тех  пор,  пока  я  не  перестала  орать  и  поехала  сама...

    И  уже  через  пару  дней,  по  примеру   многих   мальчишек,  я  катила   на  занятия  в  школу  по  мостовой  собственным  ходом, -  на  коньках:  за  плечами   деревянный  ранец,  в  руках  палка  с  рогом-сучком, - я  видела,  как  мальчики  такими  палками  цеплялись  за   кузов  грузовика,  когда   он  сбавлял  скорость                на   повороте, -  и   мне   тоже   хотелось   попробовать,  покрасоваться  перед   подружками! На  мне  развевается  короткое  серое  пальтишко со старой,  маминой,  рыжей  лисой, -  на  голове  плюшевый  капор   с   большим   плоским    бантом  и  пуговицей  в  центре  его,  а  на  животе  болтается  на  тесемке,  переброшенной              через  шею,  рыжая  меховая  муфта...
               
     Палку вскоре  отобрали,  пригрозив отнять  и  коньки...  Широко  размахивая  руками, я каждый  день в  таком  виде  неслась  в  школу  по  укатанной  мостовой  мимо  редакции,  где  тогда  работала  мама, -  и  всякий  раз  она  выходила  на               
крыльцо  и,  нахмурив  брови, грозила  мне  пальцем. Ее  начальник,  весельчак  и  острый  на  язык   Иван  Иванович  Черноиван,   длинный   и  худой,  часто  стоял  рядом  с  ней, с серьезным  и  торжественным  видом  приставив  раскрытую  ладонь  к  виску.
               
    Жаль,  в   школу  на  коньках  войти  было  нельзя,  а  снять  их  с  валенок            я   не   могла, - они  были   прикручены  намертво,  на  всю  зиму, - и  я  ехала  дальше,  через  школьный  двор,  к  дому  дяди  Васи. Это  был   учительский  дом   и   дядя   Вася,   как   директор   школы, занимал  одну  его  половину:  большую  кухню  с  настоящей  русской    печью  и   две   комнаты,   одна   из    которых,   та,  что  попросторнее,  служила  им  гостиной  и  спальней  для   родителей   и  маленького    Шурика,  а  в  другой  расположились  остальные  их  дети,  четыре  дочери  –  десятиклассница  Галя,  тринадцатилетняя  Тамара,   моя  одноклассница  Лида  и пятилетняя  Оля. Бабушкина  кровать, на  которой она спала,  перебравшись  на  зиму  к  дяде  Васе,  стояла  в  кухне,  напротив  печи.
               
 
    Стуча  коньками,  я  взбиралась  на  каменное  крыльцо,  ковыляла  на  кухню,              где  уже   ждала  меня  бабушка,   и,  не  раздеваясь  и  не   снимая   со  спины                ранца,  опускалась  на  пол  и  стягивала  с  ног   валенки  вместе  с  коньками.  Бабушка  совала  мне  в  руку  кусок   хлеба,  посыпанный  сахаром,  и  помогала  переобуться  в  другие  валенки,  уже  без  коньков, -  семейство  у  дяди  Васи  было  большим  и  свободные  валенки  всегда  имелись  в  резерве. После  уроков,                - а учились  мы  во  вторую  смену и домой  возвращались, когда уже  было  темно,   - я   снова   переобувалась  у   бабушки  на   кухне  в  свои   валенки   и   по    пустынной  мостовой, освещенной  редкими  фонарями, уже  в  свое    удовольствие,    не  торопясь,  раскатываясь  от  канавы   к  канаве,  ехала  домой...