Практика в колонии

Александр Зельцер 2
        Рассказывает Раиса Егоровна Колесова,Череповец.      
Я училась в Череповце в педагогическом на учителя математики. В 1960-м нужно было проходить преддипломную практику. Кому повезло- пошли практиковать в школы или детсады, мы с подружкой попали на практику на полгода в исправительную колонию, что на полуострове КУрдюг в Шольском районе Вологодской области. Кто смотрел «Калину красную» Шукшина, тот помнит эту картину: деревянные мостки от одного строения к другому, внизу- вода и болото…  Расположение колонии было максимально препятствовала возможным побегам. Попасть туда можно было только по реке  на служебном катере.
       Натерпелись мы там страху..Контингент учителей был пестрый. Директор-пьяница. Была там завуч- по образованию- юрист, которая ездила по колониям не первый раз вслед за мужем-арестантом. Муж-завмаг на воле (все зубы золотые), он и колонии был устроен прилично…, да еще жил с женой. Был там учитель- он приехал с ружьем и собакой. Был страстный охотник Была очень симпатичная девушка из Вологды. Приехали с  подругой- где жить месяц? У них все просто- вот вам квартира в бараке, живите. Заходим- жилая квартира, вся обстановка- на месте, хозяева уехали в отпуск. Было как-то не по себе от такой простоты. В этом же бараке живут солдаты конвойной службы, молодые парни.  Все  женщины были поделены . А нам с подругой по 21 лет. Каких-то танцплощадок или парков нет, кругом вышки, леса и болота . Главное- у нас сосем не было свободного времени.  Работали мы без выходных: четыре дня в шкале-восьмилетке, потом нас на дрезине везли по узкоколейке на участок, где сидели молодые "зеки".  Молодые учились особенно усердно,  к урокам приходилось готовиться особенно тщательно. Свободного жилья там не было и нас с подругой на эти три дня размещали в комнате для свиданий. Маленькая комнатка, две кровати и столик, на окнах- никаких занавесок. Когда перед выходом из лагеря, шло построение арестантов- мы вдвоем были как в аквариуме на глазах десятков парней. Доставка нас на дрезине по узкоколейке было тоже проблемой. Узкоколейка была одноколейной и  предназначалась для вывозки леса с делянки к реке для последующего сплава. Главное было- гнать древесину- а мы, бедные были потом, «по остаточному принципу». На пути, чтобы разминуться  встречным дрезинам , одна подолгу пережидала в тупике ту, что везла лес.  Приход дрезины мог задержаться часа на три, при этом мы топтались на морозе в ужасных тулупах до земли ( они воняли керосином, который использовали вместо средства от моли)  и безразмерных валенках.
        Вечером нужно было проверять тетради, готовиться к урокам, вдобавок нам, девчонкам вменили в обязанность читать лекции по материалам очередного съезда КПСС и принимать зачеты у заключенных.  Мы и сами рисковали, нас должны были охранять от преступников, но делали это халтурно.
         Школа была восьмилетка. Меня строго проинструктировали, как вести себя с арестантами. Ни в какие неформальные отношения не вступать, никаких передач не брать, в беседах по душам не участвовать, в отношения не вступать. Инструктаж делал «замполит»(кум).
           Одета я была очень строго. Длинная коса до пояса, кофточка под самый ворот, юбка длинная, чулки не гладкие . Пишешь на доске- сзади шорох. Математику приходится много писать. Отходишь от доски, собираешься уходить- я молча беру со стола журнал и не глядя, не читая, выбрасываю на пол все записки…Говорю что это бесполезно, записок передавать не буду…
Народ в классах был очень разный всех возрастов.
     Отличник был убийца, получивший 19 лет; убил по пьянке. Каждую неделю учеников проверяли . Учеба было делом добровольным, возможно для кого-то это было отдушиной, лучом надежды на будущую жизнь…

                1.Нежданная встреча.
Череповец, 19..г. Возвращаюсь поздно вечером из кино. Из темноты выскакивают трое. Подружка мигом сориентировалась и- вперед. Я убежать не успела.  Один из троицы-лет сорока, самый молодой- лет 18, а среднего я узнала, он был вечерником в нашей школе , у него необычная круглая физиономия.  Молодой схватил меня за запястье, у меня к счастью из-за широкого ремешка часы соскользнули к локтю, он их не заметил…Поворчав, они меня отпустили, гуляй, мол, пока..
         Каково же было мое удивление в колонии , когда я увидела там молодого грабителя в роли зав. библиотекой ( он был грамотный). Меня он не узнал. Кончил он все-таки плохо. Попался на доставке в лагерь наркотиков. В колонии я встретила много молодых  череповчан.

     Случай 1. Рогатка.
Веду урок математики, черчу на доске фигуры, у меня в руках пластмассовый угольник. Слышу за спиной какой-то шорох, сильный удар сзади в голову . Меня спасла толстая тугая коса. Металлическая пулька из проволоки около 3мм после отскока попала в доску и сделала на ней глубокую вмятину.  Я была вне себя от гнева- трахнула несчастным угольником об стол, он разлетелся вдребезги: «пусть тот, кто это сделал встанет и признается, иначе я урок продолжать не буду!». Все молчат, я послала старосту за директором (он вел урок за стенкой). Директору сказала: я к этом классе математику вести не буду. Позднее я добавила: «Неужели вы думаете, что я- учитель математики и физики не смогу определить технически, откуда была выпущена  «пулька»?

      Большинство в классе учились старательно и остаться без зачета по математике их не устраивало. Узнать виновника происшествия не составило труда.  На последней парте сидел парень неадекватного вида, я знала его еще по Череповцу. Он был тупой и плохо соображал. За мной стали ходить каждый день с извинениями , заставили извиниться и того, кто пульнул в меня. Было видно, что его здорово избили.
       Наконец, меня уговорили продолжить занятия в этом классе.


Случай 2. Во тьме.
        Немало пришлось пережить, когда по всей колонии вырубился свет. Что пережили мы с подругой, которая так же оказалась в темноте с толпой преступников. Можно было ожидать чего угодно. Характерно. Что руководство как будто забыло о нас и не сделали ничего, чтобы выручить нас. Для себя и необходимых объектов включили аварийное питание.
        Я сразу послала старосту к начальнику колонии чтобы помогли нам. Посылала я его не один раз, но он постоит за дверью и возвращается…
 Мы могли надеяться на Евгения Котова, нашего товарища из Белозерска. Так случилось, что он не зашел за нами  и хватился,  только  проходя через проходную. Услышав, что мы не выходили, он побежал назад, заскочил в какой-то класс, у одного ученика была толстая  тетрадь на 96 листов ( в то время- большая  ценность), они стали вырывать по листику и кое-как освещая дорогу, стали двигаться к моему классу. Я стояла- ни жива и не мертва в полуметре от первых парт. Когда он вошел. Я рукой показала направление и сказала «Лена», он все понял и побежал. Прошло много лет, Лена никогда не вспоминала эти жуткие часы и ничего не рассказывала…

Случай  3. Пропаганда решений…
    Никто никого не спрашивал. Нас обязали всерьез проработать решения …съезда с ЗК, при чем добиться понимания. Помню, вызвался отвечать молодой красивый мужчина из Краснодарского края ( на родине они с друзьями закололи чужую телку, он получил за это 10 лет).
Он толково, доказательно стал комментировать решения по внутренним и международным вопросам, комментировал критически, грамотно, жестко… Я слушала, открыв рот; я должна была оборвать его, прекратить  антисоветчину, наконец, сообщить кому надо… Для меня это было впервые, мне было интересно. Весь класс, как и я, слушал в тишине. Позднее никто не сообщил об этом «куму».

Примечания:
1. Я слышала, что Евгений Котов в Белозерске получил звание Заслуженного учителя …
2. В Инте есть много фото –см. «Полуостров Курдюк  Шольского  района Вологодской обл., колония».