Детские рассказы. Кинотеатр Комсомолец

Александр Владимирович Клименко
Детские рассказы. Кинотеатр «Комсомолец».

Когда-то, в шестидесятые годы прошлолого столетия, не было интернета. Не было тогда видеомагнитофонов. А аудиомагнитофоны были ламповые. Патефоны сменились проигрывателями. Слушали граммофонные пластинки на патефонах, потом появились проигрыватели, а пластинки стали гнущиеся. На набережной была студия звукозаписи, где каждый мог записать для себя любимые мелодии или свой собственный голос.
Телевизионные приёмники тоже были ламповые по унифицированным схемам: УНТ-35 и т.д. Но показывали они две или три программы центральных студий.
Вы ошибаетесь, если думаете, что тогда было скучно жить. Наоборот люди жили веселее и дружнее. Чаще встречались друг с другом. В праздники не только выпивали, но плясали и пели. Читали прессу и книги. СССР – самая читающая страна. Так и было.
Как тогда говорили, что экономика Советского Союза держится на трёх китах: косметика, алкоголь и… Приготовьтесь удивляться – доходах от кинопроката.
В самой Ялте было тогда 4 кинотеатра: «Октябрь» (в котором сейчас маркет «ПУД»), «Спартак» (три зала: большой, малый, кинохроники), «Комсомолец» (в котором сейчас рынок), летний «Чайка» у гостиницы «Ореанда» (который не сохранился). Позднее появился «Сатурн» (широкоформатный). Кроме этого было ещё три кинозала: «Клуб Рыбаков», «Клуб Моряков», «Клуб строителей», которые работали в режиме полноценных кинотеатров. А ещё в каждом санатории был свой кинотеатр или кинозал. Туда мы ходили не часто, но возможность такая была. Это на город с 70 тысяч населения.
Естественно, что открытые «летние» кинотеатры работали только по вечерам, когда темнело. Утренние сеансы в других кинотеатрах для детей. Билет стоил на любое место по 10 копеек. Для взрослых на такой сеанс билет стоил 25 копеек также, как и на дневные сеансы на любое место. И только на вечерни сеансы цена билета варьировалась в зависимости от расположения места 40, 60, 80 копеек. На фильмы импортные цены доходили до 2 рублей.
Помню, сколько шума наделали в Ялте французские фильмы про Фантомаса. Первый раз я смотрел этот фильм в кинотеатре «Комсомолец». Рядом со входом справа были кассы – два окошка (сейчас там чай-кофе продают). И в эти два окошка вытянулась очередь в два ряда через всю Комсомольскую площадь, но не по прямой, а извиваясь. И заходила очередь на дорожку, которая поднималась вверх параллельно улице Руданского. Могу похвастать: я и моя сестра отстояли эту очередь сменяя друг друга. Стояли часа четыре. Билеты купили сразу на всю семью.
Хотя вместимость кинотеатра небольшая, но и не маленькая примерно 20 рядов по 40 мест, но билеты продавали сразу на несколько дней вперёд. Сеансы по Ялте были рассчитаны так, что две кинокопии фильма  перевозили из одного в другой кинотеатр по городу. Так как каждая кинокопия состояла из нескольких частей, то это делать удавалось.
У летних кинотеатров были галёрки, которые заполнялись молодёжью. Дума., что большая часть нашего города сумела посмотреть фильм, хотя очень мешались в этом деле отдыхающие. Тогда по всему городу мальчишки играли в фантомаса, и это было общее развлечение.
У нас, мальчишек, не всегда были деньги на билеты в наш «родной» кинотеатр. Кроме того, родители не приветствовали наши походы на вечерний сеанс. Поэтому приходилось хитрить.
Помню,  среди нас был мальчишка, который хорошо рисовал. Он так изображал за пару минут билет, что при плохом освещении и очереди мы проходили внутрь. Вопрос был только в том какого цвета бумага. Но мы заранее выясняли этот вопрос и подбирали нужную ученическую тетрадку, у которой цвет обложки совпадает с цветом бумаги билета. Знаю, что некоторые меня осудят, но мы так делали, потому что были обычными нормальными мальчишками. Ведь смысл был не в том, чтобы украсть. Мальчишеский азарт и искажённая проверка на смелость, отчаянность.
Но были и законные средства, чтобы попасть бесплатно на сеанс. И это как раз доступно было пацанам помоложе, для более старших это было «западло», извините за сленг. Им было правильнее залезть на галёрку, или перебраться в зал через стену.
У каждого кинотеатра по городу были разбросаны стенды  с афишами. Эти афиши менялись каждый вечер, когда сеансы почти начались. При каждом кинотеатре был свой художник, который писал эти рекламные щиты. А вот меняли эти щиты мы – мальчишки. В каждой группе было по два-четыре пацана, которым вручался готовый новый рекламный щит. Мы меняли афишу и приносили устаревшую в кинотеатр. За это нас пропускали без билетов внутрь. Так как вначале сеанса показывали киножурнал, то чаще всего на фильм мы не опаздывали.
Был и грустный случай у нас на галёрке. Один из ребят, будучи, нетрезвым, уснул и свалился вниз на клумбу. Он упал так неудачно, что его не спасли. После этого у кинотеатра дежурили дружинники и милиция или устраивали облавы. Но даже увеличение высоты загородок не могло служить полной гарантией от отчаянных ребят.