Вот такое лето

Александр Кучуро
                Разве летние времена  моего детства да и юношества были такими как сегодня, сырыми, влажными и холодными, конечно же нет.

            Если и утверждают, что всё плохое запоминается намного подробнее чем хорошее, но вот почему - то мне хорошо помнятся   довольно тёплыми и уже к обеду даже жаркими начала лета.

               Для меня лето всегда начиналось с цветения винограда.

            Его тонкий аромат выделяемый множеством  цветков с маленьких зелёных кистей  невозможно передать словами.

               Воздух наполняется лёгкой эйфорией воображенний сознания, вдыхая полной грудью такую смесь натурального запаха, посредством раздражения рецепторов, в моей голове, хотел бы я этого или нет, чётко перед моим взором возникает  дерево или ветви черешни, а во рту   чувствуется приятный вкус спелых плодов.


          Вид плодов спелой  черешни и запах цветущего винограда хорошо запомнилось мне с детства, это невозможно спутать ни с чем другим.

              Одно из деревьев черешни росло в конце нашего огорода, с каждым годом оно становилось всё выше и шире.

           Если в первое время мне удавалось практически всю черешню съедать самому, то каждый год дерево давало прирост и на следующий год, плодов черешни  становилось ещё больше.

              Самая лучшая черешня созревала на концах ветвей, дербанить её я начинал с того самого момента, когда ягода начинала слегка светлеть, а её бочок под лучами жаркого солнца начинал краснеть.

          Для этого у меня имелась специальная камышина, а точнее длинный прошлогодний побег болотного тростника.

           На конце такой камышины делал я небольшую прорезь, чтобы свободно пролезала плодоножка черешни.

              Вот и прохаживался я вокруг дерева со своим простейшим приспособлением, выискивая, как я считал вполне съедобный плод.

               Прорезью на камышине захватываю плодоножку, проворачиваю вокруг оси и вот ягода сорвана, несколько перехватов руками по длине камышины и можно отведать бурелую добычу.

               Черешня в отличии от ранней вишни не такая кислая, а с каждым днём созревающей черешни становится всё больше.

            Вот тут и появляются помощники – конкуренты, которых привлекает красный цвет плодов.

             Сороки – эти наведываются с самого раннего утра, склёвывают самые лучшие плоды.

            От них не отстают и скворцы, которые прилетают за спелыми плодами, чтобы поесть самим и отнести в гнездо уже оперившимся птенцам, прожорливые птенцы вскоре вылетят из гнёзд, вот тогда и наступит момент массового истребления спелой черешни и ранней вишни.


             Ранняя вишня, а таких два дерева росло совсем рядом, своим красным цветом плодов отвлекали на себя часть пернатых.

                Воробьи – эти маленькие птички, также любили полакомиться черешней.

             Им приходилось проявлять сообразительность и вёрткость, чтобы добраться до спелого плода.

                Зависали и вниз головой, прикладывали не малые усилия, чтобы  отщипнуть  кусочек мякоти, а для этого ещё нужно клювом  разорвать тонкую кожицу плода.

           Для этого воробей  крепко клювом прищепывался к плоду и начинал активно вертеть головой.

                Всё зависело от навыков, от усердия некоторые плоды отрывались от плодоножки и падали вниз, удержать такой крупный плод был не под силу маленькому воробью и он его бросал, а сам принимался за другой плод.

               Если всё ж таки ему удавалось разорвать плод, то в несколько приёмов плод съедался, а на плодоножке оставалась висеть часть плода или только одна круглая косточка.

                Выставленные на длинных жердях чучела с привязанными крыльями от гусей вместо рук, которые двигались даже при малом порыве ветра на пернатых ни какого не вызывали действия.

               На плечах чучела любили усаживаться старые скворцы, они наблюдали за окружающей обстановкой, а в это время вылетевшая молодь пожирала урожай.

             Самым действенным методом против прожорливых пернатых был выстрел из ружья.

           Но и он давал малый и временный эффект, одна стая в страхе разлеталась, а вскоре прилетала новая, которая с аппетитом поедала плоды.

                Вот и приходилось бродить с рогаткой возле деревьев и своим видом отпугивать птиц, ну а в самых наглых приходилось стрелять из рогатки.

               Вылетевшая молодь,  для которых мастерили скворечники и вывешивали во дворах, не боялась людей, поэтому мои размахивания руками и крики на них не действовали, приходилось применять  действенные меры.

                Но целый день не проведёшь в огороде, были и другие дела.

             Ещё красные плоды на дереве, которые видно было из далека, привлекали хуторских ребят, они тоже были не прочь отведать спелой черешни. 

                Их тоже временами приходилось гонять с дерева.

                Запомнился один забавный случай.

               Дерево за много лет разрослось ввысь и ширь, черешни созрело море.

                Обеденное время.

                В такой момент хутор затихал, старшее поколение отдыхало, почему бы не вздремнуть в это жаркое время, а вся ребятня и молодёжь находилась на речке.

               Я в этот момент был во дворе,  готовился к выпускным экзаменам, до меня с огорода донёсся  треск сухих веток на загате, довольно знакомый по тем ещё дошкольным временам, когда мы лазили в чужие огороды.

                Я сразу понял, в чём тут дело и решил немного отвлечься, поднять себе настроения, повеселиться.

          Не заметно вышел к винограднику, на черешне увидел ребят дошкольников с нашей улицы, которые в спешке срывали плоды и также быстро их поедали.

                Самих плодов  черешни мне было не жалко, птицы съедают больше.

            Но мне хотелось из личных амбиций напугать ребят, по себе помню, как мы улепётывали,  когда нас застукивали за нехорошим делом, если без спроса забирались в чужой огород.

             Сверху высокого дерева огород и виноградник хорошо просматривался.

           А мне хотелось подойти как можно ближе и неожиданно для ребят появиться возле дерева.

            Мне только и оставалось, прижиматься к кустам винограда, да  подкрадываться к дереву на четвереньках.

                Я уже предвидел результат этой развязки, еле сдерживал смех, единственное, что не мог быстро сообразить и выбрать, с какой реплики начать свои действия.

              Я продвигался вдоль рядка, останавливался, чтобы незаметно посмотреть на дерево, пацаны были увлечены поеданием черешни и поглядывали в сторону двора, я же подкрадывался с боку, это восточная часть виноградника.

             Оставалось метров двадцать, рядки винограда, тянувшиеся с востока на запад, уже не могли закрывать меня.

              Я в полнейшем веселье от дальнейших своих действий, прячась за кустом винограда, приподнялся, набрал в лёгкие воздуха, напряг связки для более грубого голоса, выдал:
                - Кто разрешал?!
                - Вот я вам сейчас задам!
                - А ну держи  их!

            То, что я увидел, меня больше удивило, чем рассмешило.

              Ребятишки, застигнутые врасплох, просто падали с черешни вниз, мелькая между ветвей.

              А вот одному мальчишке, который забрался на южную ветку, там были самые спелые и сладкие плоды, к этому моменту они приобрели  тёмно – красный цвет, почти чёрный, чтобы слезть с дерева, нужно было для начала добраться до ствола дерева, а уж потом слезать вниз.


           На это требовалось время, а чтобы не быть пойманным на месте, он рискует и прыгает вниз.

              Я вижу, как он летит вниз, высота в несколько метров и приземляется за загатой огорода.

               Сухие ветви и отходы огорода на загате трещат от спешащих  ног ребят.

               Я для нагнетания обстановки  бегу к дереву и на ходу кричу:
                - Кто - то сейчас  соли в зад получит!

            Страх только придавал сил и сноровки ребятишкам, перемахнув через препятствие в виде высокой загаты, они рванули вдоль огородов.

            Когда я выбежал  через калитку за огород, там уже ни кого не было, ребята убежали.

            А мне оставалось только припомнить времена, как и я со своими друзьями в таком же возрасте удирал с чужих огородов.

             Весёлыми  для меня оказались эти несколько минут, можно теперь возвращаться обратно к себе и готовиться к экзаменам.


  12 июнь 2016 г.