Неизвестные истории. Женщины Запада Ч. II

Игнат Костян
Наряду с труженицами, готовыми и коня на скаку остановить и в горящую избу войти, Запад «осваивали» женщины, которых называли по-разному: «крашеные леди», «грязные голубки», «женщины одной ночи», «дамы красных фонарей», «публичные женщины». «Проститутки, – как писала историк Патриция Лимерик, – были неотъемлемой частью истории Дикого Запада и на фронтире считались необходимостью номер один».
Женщины легкого поведения ехали на запад, и поселялись в удаленных уголках фронтира исключительно с одной целью – заработать денег таким образом, чтобы не разбрасывать навоз, не доить коров, не рубить дрова и не делать, в общем, всякую иную тяжелую работу, от которой, как говориться и «кони дохнут».
Проститутки,  как и порядочные женщины, ехали на Запад, осознавая, что рискуют потерять там не только здоровье, но и жизнь, и в этом они были похожи. Но порядочные женщины готовы были жертвовать своим здоровьем ради блага семьи, близких им людей, в то время как проститутки рисковали ради приобретения собственных благ.
Фронтир привлекал женщин легкого поведения полной свободой нравов. Религиозный фактор имел там малое значение, закон и порядок формировался в зависимости от царивших нравов, а проституция как раз и являлась той формой морали, которой закон не касался. В результате проститутки получали на фронтире такие права, за которые приличные дамы Запада стали бороться много десятилетий спустя.
Проституция для женщин на Западе была самой высокооплачиваемой работой по найму. В  некоторых городках Монтаны, например, ночная бабочка зарабатывала более 200 долларов в месяц – это громадная сумма по тем временам. Мужчины плотники зарабатывали от силы 90-100 долларов, банковский служащий 125, а продавщица в бакалейной лавке 65.
Проститутки пользовались огромным спросом по причине малочисленности слабого пола на фронтире. Например, в Неваде на одном из приисков в 1860 году было зарегистрировано 2 тыс. 306 человек мужчин  и 30 человек женщин проституток. Каждая из числа этих девиц стоила не дешево и имела коммерческий успех.
Привилегированное положение проституток фронтира по отношению к порядочным женщинам отражалось в вопросе владения собственностью. Замужние женщины фронтира не имели права на владения собственностью на Западе, тогда как проститутки такие права имели. «Падшим женщинам» выдавались банковские кредиты под залог недвижимости, поэтому разбогатев, проститутка могла стать «мамочкой» и обзавестись собственным борделем.
 Бывшие шлюхи активно скупали землю, строили на ней недвижимость, продавали ее, и на паях могли участвовать в строительстве ирригационных  сооружений, а также железных дорог.
Путь проститутки от обыкновенной шлюхи до «мамочки», а потом и до статуса «мадам» был тернистым, и пройти эти ступени удавалось не каждой «падшей женщине» фронтира. «Ублажать мужиков я начала весьма рано. Когда мне исполнилось пятнадцать, мой неудачник отец продал меня в бордел,. К девятнадцати годам я уже владела собственным салуном и борделем в Денвере. Это было лучшее заведение в округе. Играл симфонический оркестр, танцевали канкан и пели лилипуты», – рассказывала о себе бывшая проститутка Мэтти Сайлкс. Позднее, как указывает историк Патриция Лимерик, мадам Сайлкс приобрела еще три публичных дома и конюшню скаковых лошадей.
Проститутки западного фронтира не были похожи на тех «жриц любви», которые торговали своими телами в восточных штатах, где по большей степени, царила патриархальная мораль. На Западе они бросали открытый вызов  этой морали. Они нагло и демонстративно показывали всем порядочным женщинам то, что те отвергали из религиозных убеждений.
Они широко использовали косметику, из-за чего их называли «крашеные леди». К тому же они совершили «революцию» в хореографии. Танцы проституток Запада, в которых использовались неприличные жесты и телодвижения, быстро завоевали аудиторию. Ранее девушки из приличных христианских семей даже и помыслить себе такого не могли.
Кроме этого, за карточным столом, считавшемся на Востоке местом, где исключительно проводили время только мужчины, на Западе появились женщины-проститутки. Многие ночные бабочки западного фронтира прославились тем, что были заядлыми каталами, и на игре в карты заработали огромные состояния.
Стоит отметить, что многие женщины, подавшиеся на Запад со своими мужьями и при различных обстоятельствах потерявшие их, для того чтобы выжить, нанимались на работу в бордель проститутками.
Во многих случаях, ряды «жриц любви» пополняли обыкновенные девушки-паиньки, пострадавшие от насилия. Моральные устои того общества были жестокими, и не каждый, находящийся в здравом уме мужчина,  желающий обзавестись семьей, рисковал взять в жены «нецелую».
Участь стать проституткой постигала зачастую и тех женщин или девушек, которые по воле обстоятельств были пороты индейцем или негром.
Порой члены их семей просили этих девушек покинуть дом и не пятнать семью своим «нечестием». Оставшись без средств к существованию, с  оболганной репутацией, без надежды когда-либо выйти замуж, такие девушки уходили бордели,  и становились проститутками. Подобное случалось еще и от того, что для женщин в городах Запада не хватало нормальной работы. Вакантные места прачек, учительниц, портних, кухарок, официанток, как правило, были заняты другими женщинами.
Немало примеров в истории Запада свидетельствуют о том, что проститутками на фронтире становились девушки из чисто спортивного интереса, или как пишет Патриция Лимерик: «…из-за желания избавиться от надоевших норм морали, которые ограничивали свободу женщин».
В данную когорту входили и «цветные женщины»: китаянки, негритянки, индианки, мексиканки, большинство из которых, как и некогда Мэтти Сайлкс, были проданы своими родственниками за долги в сексуальное рабство.
Средний возраст проститутки на Диком Западе достигал 23 лет. Хотя многие девицы на фронтире начинали заниматься этим ремеслом  с 13-14 лет и преимущественно до 40 лет. В сорок наступала так, сказать «пенсия», если проститутка, конечно же, доживала до этого возраста. В большинстве случаев хозяева проституток при достижении последними 35-40 лет, просто списывали их в утиль, и отправляли работать из борделя на улицу. Проститутки кому не повезло пристроится на паперти, заканчивали самоубийством. «Я знал старую шлюху Кэтти еще со времен, когда она была в самом соку, и не раз пользовался ее услугами, – вспоминал ковбой Джо Шоу. – Ее многие знали. Благодаря Кэтти, а не открытым месторождениям золота, как считают многие, этот чертов городок стал известным (речь идет о городе Дэдвуд, штат Южная Дакота – И.К.). Сюда стекались горнодобытчики, лесорубы, строители и прочий сброд – все хотели получить утехи от Кэтти, а уж потом капаться в земле.
В одночасье хозяин Кэтти разбогател. От клиентов у него не было отбоя.
И как он ей отплатил? Когда она поистрепалась, он просто как собаку выгнал ее на улицу. Я много раз видел ее на паперти возле местной церквушки, и сам подавал ей. Однажды, когда я в очередной пригнал в сюда стадо, то не нашел Кэтти около церкви. Люди рассказали, что она покончила с собой».
Впоследствии, когда Запад понемногу преображался, а линия фронтира растворялась, словно дымка в тумане, занятие проституцией было объявлено незаконным, но сам вид деятельности по-прежнему продолжал процветать, и приобрел полулегальные формы. Шерифы и маршалы стали налагать штрафы, как на самих жриц любви, так и на их хозяев, хотя сами «блюстители закона» были завсегдатаями борделей и любимыми клиентами у девушек. Шерифы и маршалы, защищали девиц от домогательств неадекватных клиентов и по достоинству наказывали тех из них, кто проявлял по отношению к девушкам физическое насилие. Городские власти закрывали глаза на факт того, что этот вид деятельности незаконен, по той простой причине, что доходы, поступавшие в городской бюджет от проституции, зачастую перекрывали иные статьи доходов. Если в том или ином городке на Западе оказывалась так, что в нем не было борделя, городок просто вымирал, из-за отсутствия публики, готовой расстаться с деньгами.
Проститутки Запада имели свою иерархию, обусловленную, прежде всего, внешними данными. Дороже всех стоили красивые девушки. К ним клиенты и хозяева относились с почтением и уважением. Пиком совершенства считались девушки обладательницы рыжих волос, так называемые «бестии». Спрос на  них не падал ни в кои времена. Особенно, если рыжеволосая проститутка была еще и еврейкой, то можно было без зазрения совести пророчить ей большое будущее. Проститутки еврейской национальности считались на Западе самыми страстными, а девушки с каштановыми волосами, мексиканки или креолки самыми влюбчивыми, и в этой связи, в иерархической лестнице пользующихся спросом шлюх, занимали второе место. На третьей позиции по спросу, как правило, стояли девушки славянского происхождения, ибо были милы и кротки, чего нельзя  было сказать о дерзких еврейках и горячих креолках.
Каждая элитная проститутка на Западе содержалась в отдельных  благоустроенных апартаментах, а не в бараке, как остальные рядовые шлюхи. У каждой «звезды порока» имелась личная охрана и прислуга. На  содержание элитных девочек хозяева денег не жалели, покупали им экипажи,  гардероб модных платьев, и кормили изысками.
Элита зарабатывала за ночь от 5 до 30 долларов – целое состояние за неделю для успешного бизнесмена на Западе. Во время свидания с клиентом заведение оплачивало проституткам напитки, еду, алкоголь и сигареты. Если клиент хотел угостить девушку спиртными напитками, то вместо них даме приносили лимонад или чай, так, чтобы клиент ничего не заподозрил. На работе эта категория жриц алкоголь почти не употребляла. После свидания  элитная проститутка лично получала  расчет от клиента. Всю сумму она отдавала хозяину, который отчислял ей определенный процент.
Интересна история жизни одной элитной проститутки, скрывавшейся под псевдонимом «Проклятая Молли», которая вошла в историю Дикого Запада благодаря таким своим личным качествам, как великодушие и внешняя красота. Она родилась в Ирландии в порядочной христианской семье. Получив хорошее образование, она загорелась желанием уехать в Америку, и, прибыв первоначально в Нью-Йорк, устроилась там официанткой в одном из ресторанов. Завсегдатаем этого заведения был некто мистер Бердан  – сын состоятельных родителей,  существовавший за их счет. Он обольстил Молли, в результате чего парочка тайно поженилась. Бердан боялся, что его выбор не одобрят родители и в первую очередь, отец, у которого относительно брака сына были другие планы, поэтому он некоторое время скрывал свои отношения с официанткой. Вскоре тайна вскрылась, как нарыв на теле, и отец Бердана перестал финансировать сына. Лишившись денежного довольствия  Бердан ничего лучшего, не придумал, как торговать собственной женой, хотя, Молли хотела вернуться снова в ресторан, и продолжить работу официанткой. Сколько времени она предавалась пороку на Востоке неизвестно, но однажды она захотела порвать  с опостылевшим ей мужем-альфонсом и, прихватив заработанный от занятий проституцией капитал, сбежала на Запад.
В 1884 году она появилась в Мюррее, штат Айдахо, где было открыто месторождение золота. Там она открыла бордель. Один из клиентов, однажды спросил ее:
 – Красавица как тебя зовут?
– Молли Бердан, – ответила она
– О, Молли Би-Дэм! – воскликнул тот от удивления.
Парень не расслышал фамилию, а Би-Дэм (b'Damn)  означает «проклятая». Так за Молли и закрепилась прозвище «Проклятая Молли».
Заведение Молли Би-Дэм пользовалось огромным успехом. Шоу, которые она устраивала для клиенто, отличались своей эксклюзивностью. Например, представление с купанием женщины в ванной на виду у разгоряченной от похоти публики, приурочивались к тому дню, когда горняки получали зарплату. Ванная устанавливалась во дворе борделя, и когда угрюмые  и замученные рутиной мужики наполняли двор, Молли садилась в ванну.  После того как дно ванны оказывалось полностью покрыта монетами, она раздевалась догола и начинала паясничать с публикой, «отпуская в адрес раззадоренных самцов различного рода шуточки». Самому симпатичному из старателей она дозволяла порой даже потереть ей спинку.
Прославилась Молли и на поприще благотворительности. Будучи убежденной католичкой, она с радостью принимала странников, кормила нуждающихся бездомных, ухаживала за больными. Однажды, когда в Моррей пришла оспа и горожане стали покидать город, Молли встала на его защиту. Она собрала экстренное заседание городского собрания и призвала «трусливых мужиков» мобилизоваться на борьбу с эпидемией. Личным примером, во главе своих «девочек», на время ставших сестрами милосердия, она демонстрировала чудеса мужества и непоколебимости. Она и ее персонал работали с утра до ночи, спасая людей, в условиях жуткого холода. Под ее руководством возник полевой госпиталь, куда свозили больных. Она пообещала щедрую награду тому, кто согласиться  добыть и привезти в город необходимое лекарство, которое опять же закупила на свои личные средства.
Совместными усилиями жителей Мюррея удалось победить эпидемию, но, к сожалению, заболела сама Молли. Она подхватила туберкулез,  излечиться от которого не смогла. Болезнь прогрессировала весьма быстро и в январе 1888 года на тридцать шестом году жизни Молли Би-Дэм скончалась.
 Рассказывали, что на смертном одре она обратилась к католическому священнику для того, чтобы исповедоваться и причаститься, но получила отказ, поскольку, когда проживала еще в Нью-Йорке, то была отлучена от церкви.  Поминальную мессу католический священник также отказался служить по ней. Однако нашелся пастор методической церкви, который и отпел Молли. Говорили, он был ее клиентом.
В день похорон Молли, на которые собралось около тысячи человек, все увеселительные заведения города приостановили свою работу в дань уважения этой женщине. На могильном камне, по предсмертной просьбе Молли было выбито ее настоящее имя «Мэгги Холл – женщина с золотым сердцем».
Обыкновенные шлюхи, которыми пользовался всякий сброд из числа бродяг, проживали в менее комфортабельных условиях. Их жилище в обиходе называемое «шпаргалкой» представляло лачугу с маленькой спаленкой и кухонькой. Такие проститутки зарабатывали от 25 до 1-го доллара  с клиента, и часть с этого дохода шла хозяину заведения.
Но кроме бордельных проституток на Западе пользовались популярностью и другие их категории, которые работали в салунах, кабаре, шахтерских иди железнодорожных лагерях, или собственных домах.
В салунах имелись номера для утех, где проститутки обслуживали подвыпившую публику. В шахтерских лагерях проститутки работали в отдельных брезентовых палатках или ли обыкновенных колесных фургонах.
Железнодорожников, например, обслуживали передвижные бордели.
Женщины Запада, которые делали порок своей профессией,  для того чтобы не компрометировать своих родственников меняли себе имена, но чаще всего пользовались псевдонимами, например,  «Кусочек Сиськи», «Джейн Свиная Кость», «Маленький Заблудший Цыпленок», «Толстушка Мэгги» и другие.
Всякая проститутка на Западе отчетливо понимала, что карьера «падшего ангела» когда-нибудь закончиться, и поэтому всегда помышляла о будущем. Некоторым из проституток на Западе, по завершению карьеры удавалось, выйти замуж, открыть собственный бизнес и, таким образом, покончить с порочным прошлым. Но по статистике, как указывает историк Патриция Лимерик, большая часть «женщин полутьмы» на Западе умирала в нищете в довольно-таки молодом возрасте. Причина смерти – алкоголизм, наркомания, туберкулез и сифилис. Многие из проституток становились жертвами неадекватных клиентов, многие умирали вовремя абортов, поскольку беременность мешала «профессиональному росту».
«Жизнь проститутки была тяжелой и многие из них умирали молодыми, – писала Патриция Лимерик. – Их жизнь была далека от той, которую нам показывает Голливуд. Не знаю, стоит ли осуждать их за то, что они дели, но, безусловно, они были тем винтиком в большом механизме, благодаря которому нация покорила Запад».
Золотой век проституции на Западе, закончился вместе с эпохой Дикого Запада. Закон и порядок, воцарившийся там, упразднил бордели, а сам вид деятельности поставил под запрет. Проституция стала нелегальной и от прежнего романтического образа «грязной голубки прерий» ничего уже не осталось.
Таким образом, многообразие опыта выживания в условиях фронтира рожденного необычайным усердием женщин Запада, указывает на факт того, что завоевание западных рубежей проходило при непосредственном их участии и без которого оно вряд ли смогло бы произойти.

Литература

Baumler, Ellen. Girl from the Gulches: The Story of Mary Ronan. – Montana Historical Society Press, 2003.
Bennett John W., Kohl, Seena B.  Settling the Canadian American West, 1890-1915. – Lincoln, University of Nebraska Press, 1995. – р. 80.
Bowen, William A. The Willamette Valley; Migration and Settlement on the Oregon Frontier. – Seattle, University of Washington Press, 1978. – р. 73.
Bird, Isabella. A Lady's Life in the Rocky Mountains. – Konemann Verlagsgesellschaft, 2000. – р. 63–64.
Collins, Nat. Women Settlers in the Mining and Ranching Frontier. – Lincoln, University of Nebraska Press, 1990. – р.149.
Garceau, Dee. The Important Things of Life, Women, Work, and Family in Sweetwater County, Wyoming, 1880-1929. – Lincoln, University of Nebraska Press, 1997. – р. 95.
Limerick, Patricia Nelson. The Legacy of Conquest: The Unbroken Past of the American West. – New-York – London, Norton, 1987. – 372р.
Ronan, Mary. Women Settlers in the Mining and Ranching Frontier, Lincoln, University of Nebraska Press, 1990. – р. 191.
Ward, Jean M.,  Maveety Elaine A.  Pacific Northwest Women, 1815-1925 – Oregon State University Press, 1995.
Проституция на Диком Западе [Electronic resource]. URL: