Сверхтехнология или Принцип Игры

Андрей Козлов Кослоп
 

                Homo Ludens  и  Игротэкофикация  всей страны...

Мы рассматривали развитие общества и переходы  к высшим формациям, как трансформацию, мутацию, революцию дискурса.
Мы обратили внимание, что Homo возникает как существо, пользующееся языком, второй сигнальной системой. Язык (знаковая система)  - это база человека, база "социальной материи".
Можно выделить три уровня или формы языка.
*Язык - просто язык, просто слова, означающие означаемое. Тут всё многозначно, стихийно, "традиционально". Вот слово "язык". Так уж повелось, что оно означает отросток мяса во рту с вкусовыми рецепторами, способность человека к членораздельной речи, знаковую систему в конкретной национальной форме (немецкий, китайский),  вражеского солдата, выкраденного разведчиками, металлический брусок внутри колокола.
*Терминологический, или логические язык - второй уровень. Здесь рацио, наука, теория.
*И, наконец, третий уровень - поэтический язык. Его же можно назвать "мягким", "открытым" и т.д. языком. На этом языке используются маркировки и побочные ассоциации речевых инструментов.
***
Современная эра-эпоха в лице своих мейнстримных тенденции - эра технократизма, или пост-капитализм. Сейчас  наверху не рацио, логика, право, а технический прогресс, технологии.  Технократизм вырос из научного рационализма капитализма-модерна путем "переворачивания перевернутого" (если по Гегелю) .  Следуя этой логике, пост-технократизм будет высшей стадией технократизма. Феодализм с его христианством и исламом - неоантичность,  государство становится выстроенным на особой новой универсальной идеологией  сравнении с прежним язычеством.

В технократизме может быть нечто прямо ему противоположное, но всё же также и технология.  Технократизм - принципиальный ликвидатор личностного, везде приходит машинная эффективность. Машины и пишут и считают и рисуют картины и ведут корабли и машины.  Причем технологии развиваются столь стремительно, что за ними не поспевает ни масса обывателей и молодёжи, но даже такие знатоки технологических укладов как Глазьев, Цукерберг, Гейтс или Джобс.  То есть, технократизм даже бессознательно гасит личностное в личности, но кроме того технократизм порождает и целенаправленные методы удаления личностного, как эффективнейший метод манипуляции обществом.

То  есть, грядеши "сверхтехнологии", которые направлены как на развитие личности, так и против вредных форм технократизма.
Каковы качества наступающей, впереди мерцающей новой формации?
1. Это формация последняя, если она победит и несостоявшаяся, если последней окажется пост-капитализм. Логика пост-капитализма ведет не только к агрессии, насилию, войне, она ведет к тотальному и разнооборазному самоуничтожению вида Homo.
2. Эта технология , скорее всего, своеобразный психотренинг, воздействие на сознание и психику.
3. Эта технология, возможно, связана с литературно-поэтическим эффектом катарсиса.
4. Эта технология вызывает шок, удивление, идейную растерянность, своеобразный психологический удар, экспансию на сознание, культурный микрокосм индивида.
5. Эта технология должна трансформировать свою периферию, то есть, иные  установки, выстраивающие индивида (страдание, страх, любопытство, прагматизм, властолюбие), способны быть заменены на иное "настроение".

Условный ("рабочегипотетический" пантеон)   грядущего учения-технологии:
Й. Хейзинга, Г. Гессе, Хой-нэн, Д. Хармс, В. Хлебников, Ошо Раджниш, Букашкин (Е. Малахин), Толкин, Ролинг, В. Леви, А. Грин, Варела и Матурана, Ф. Капра, Н. Луман, В. Налимов, Милн, Кэрролл, Уайльд, Тутуола, Л. Витгенштейн, Борхес, Маркес.
В этом списке как "мастера игры", и теоретики игровой сверхтехнологии.  Не смотря на "условность", эти персонажи могут быть интересны и теоретически, и в качестве иллюстративного материала.
Конечно,  необходим и должен быть создан "конечный" игропродукт. Но также нужна и теоретическая основа. Она нужна и затем, чтобы не скатываться в доигровую ментальность, и затем, чтобы эффективней создавать принципиальные игровые технологии, способные произвести формационную перемену (революцию).
Во всяком случае необходимо в качестве "предисловия к большой игре" откорректировать, трансформировать, "перевернуть" известные и "господствующие" поныне взгляды-теории.
а) Коммунизм -  победа над доигровым миром.
б) Активное, творческое сознание  - своеобразная языковая игра.
в) До сих пор литература-поэзия обслуживала доигровые, обреченные на фундаментализм и маргинальность дискурсы и идеологии. 
г) Сознание современного человека - всё ещё фундаментальное, докатарсическое.
д) Мир (человечество)  свои представления об игре и её задачах всё ещё помещает в андеграунде.
е) новая, универсальная, всеобщая и диалектическая религия должна возникнуть как своеобразное культурно-идео-игровое "катарсическое эсперанто".

Шахматы - одна из самых распространенных интеллектуальных игр. Но эта игра  является тренажёром на 80%  для развития внимательности, на 15% - для развития логического мышления, и лишь на 5% развивает сами "игровые" качества.  Все уже существующие игры - лишь преддверие "большой игротеки".

Сам феномен язык-речь-мышление есть игровой феномен. Игра, как показали Варела и Матурана,  присуще всему живому и даже неживому, что обуславливает явление автопоэзиса.  Это вездесущий  принцип, но так называемое научное мышление до сих пор оказывается во власти дихотомии логического и дологического (спонтанно-инертного), тогда как есть ещё игровая ипостась. Тут есть над чем порефлексировать, пофилософствовать.   Мы лишь констатируем, что общая матрица - трехчленная, что напоминает индуистское тамас-саттва-раджас, например. 
Первый пеорвопринцип -  природно-естественный (семантический, знаковый).
Второй первопринцип -  рационально-логический  (научный, теоретический).
Третий первопринцип - мышление, построено на условных, мягких образах (тут нет жесткости рационального, но это и не косная спонтанность природного, тут "искусственные" структуры, правила, инновации, неожиданность, "беспричинность".
Само творчество не выводимо не из спонтанного, которое "по определению" косно и консервативно, не из рационального, которое также эффективно в определенных границах и до известных пределов.

Игровое преодолевает технократическое (которое принципиально есть проявление практического, прагматического, двигающегося). То есть, игровое  преодолевает и логическое, и практическое: "Практики были заняты тем, что изменяли мир,  а нужно изменить сам субъект".  В каком-то смысле "игра" создаёт субъекта.  В каком-то смысле игра относительно языка-речи и есть поэтическая речь. То есть, играющий язык - это поэзия. Человек Играющий  суть Человек Поэтический.  Поэзия в переводе с греческого означает творение, творчество, созидание. То есть, поэзия творит творящего, создаёт самого субъекта, саму функцию "я".   Ни спонтанное-традиционалистское и научно-рациональное мышление не являются личностно-творческим мышлением. Они  хотя и по разному, но формы дисциплинарного, машинного мышления. Инициирует новое играющий индивид.
--
Похожий по пафосу текстик:
http://www.proza.ru/2013/07/28/1010