Лермонтов, Пятигорский Некрополь и я, грешная

Ирина Удовика -Дегтярева
 

     Вспомнилось вдруг, как в ночь на Рождество 2014-го бродила в Пятигорске по старому заброшенному Некрополю, расположенному у подножия горы Машук*.
Быстро темнело, я была на кладбище совсем одна, внизу в церкви звонили колокола.
   А мне было скорбно, одиноко и хорошо. Скорбела я по Лермонтову, сначала на этом кладбище похороненному, а потом перевезенному бабушкой в родные Тарханы. И у его памятной могилы, давно пустой, я ощутила вдруг присутствие его духа: что-то всколыхнулось в душе, сильнее забилось сердце! А ведь перед этим я случайно подошла к соседней могиле, ошибочно приняв ее за первый посмертный приют Лермонтова - но ничего не почувствовала - могила показалась мне пустой и безликой.  Ведь в ней был когда-то похоронен и поныне лежал и лежит до сих пор совсем другой человек, а Лермонтов когда-то нашел успокоение в совсем другой могиле - по соседству...
    Потом я долго смотрела на прекрасные, подпирающие собою низкое зимнее небо  горные вершины, видневшиеся вдали сквозь предзакатную вечернюю дымку, вдыхала чуть морозный чистый воздух и думала о Лермонтове...
    Именно сюда Лермонтов любил подниматься, чтобы полюбоваться захватывающей дух панорамой северных предгорий Кавказа, насладится видом с ранней юности облюбованного им уголка - межгорья между Машуком и Бештау**.
   Вскоре стало страшновато – смеркалось, было совсем пусто - ни души, кругом старые замшелые могилы, осыпающиеся от ветхости памятники, - и я поспешила по грязной, скользкой, мокрой дороге вниз, к церкви, к входной калитке кладбища, к колокольному звону, к людям... Испытывала я тогда чувство глубокой печали о гениальном и таком несчастливом мальчике Лермонтове***, ушедшем столь безвременно.
   Хотела вернуться сюда через год с мужем, но не сбылось... Его внезапно не стало летом этого же 2014...
Приехать позднее еще раз так и не собралась, во многом этому помешал растянувшийся на годы стресс из-за внезапной кончины мужа. А теперь и подавно мне туда уже не попасть.
 
* Машук – одна из интереснейших гор района Кавказских Минеральных Вод, является лучшим панорамным пунктом в ближайших окрестностях Пятигорска;
**Бештау — изолированная пятиглавая гора — лакколит, высочайшая из 17 останцовых магматических (палеовулканических) гор Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах. Высота 1400 м. Памятник природы.  Дала название окружающей местности (Пятигорье) и городу.
*** 27 лет - это очень мало, нынешние двадцатисемилетние - совсем юны, таким же юным был в момент своей последней роковой дуэли и Михаил Лермонтов.

12/06/16

Фото автора. Снято 06.01.2014. Пятигорский Некрополь