Купава ч. 4

Людмила Каштанова
                ДЕЙСТВИЕ  ТРЕТЬЕ

                Картина  первая.  Явление  первое

       Прошло две недели. Темный  дремучий  лес, через который пробирается  Мизгирь. Он  появляется в  грязной порванной одежде.  Садится на пенек отдохнуть.

Мизгирь:                Сколько дней иду, уже потерян счет?
                Иду на север, куда звезда ведет,
                Что Северной зовут. Хоть хлеба нет ни крошки,
                Но утоляет голод  ягода морошка.
                Её с утра поел  и снова на ногах.             
                А воду пью  в ручьях и родниках.
                Сначала тяжко было мне движенье,
                Вдруг силы оставляли, и на себя был зол.
                Я падал на траву в изнеможеньи.
                Но дух мне силы придавал, и я вставал и шел.
                Никто не попадался мне  навстречу –
                Ни зверь, ни человек, - вот диво-то какое!
                Соскучился  по речи человечьей,
                Не  с кем  молвить даже слово.

Одно дерево (дуб) оживает  за спиной  Мизгиря
    
ДУХ  ДУБА :              Здравствуй,  друг  Мизгирь!

МИЗГИРЬ (Вскакивает, испуганно):
                Кто здесь?   

ДУХ  ДУБА:               Дуб. Вот я пред тобой, как есть.
                Дух лесной меня на время оживил,
                Чтоб я тебя приободрил,
                И от русалки Тины передал поклон. (наклоняет ветки)

Мизгирь (радостно):      Радостно услышать мне о Тине
                В глуши лесной,  о названной  сестрице.
                Она мне жизнь спасла, и  ныне
                Меня не забывает! Передай же
                И ей поклон. Скажи: все дальше
                Иду на север – уж недалече он.
                Все чаще попадаются мне северные птицы.

Дух дуба:                Твоя  сестра  со всеми дружит,
                И по тебе, конечно, тужит.
                И  только лишь ее заслуга:
                Упросить лесного духа
                Помогать тебе в пути,
                Где ни проехать, ни пройти.
                От  злой трясины отвести.            

      Мизгирь:           Какая радость!  Это все  она!
                Доброты и нежных чувств  полна,
                О, сколько их ко мне она питала,
                Хотя взамен ничто с меня не брала:
                Ни  выкупа, ни клятв, ни обещаний,
                Когда со мною говорила при прощанье!
                Кто может мне поведать, не лукавя,
                О большей преданности? Я таких не знаю.
               

                ( к дубу)
                Пусть принесут  русалке Тине
                От травинки до травинки,
                От  кустика  до  дерева,
                От соловья до тетерева,
                От журавля до снегиря,
                От каждой пташки  малой 
                Привет ей теплый  самый.               
                За помощь и любовь безмерную,
                Нежную и верную,
                От преданного  брата  Мизгиря.

Дух дуба:                Что сказал,  исполнится!
                Слухом лес заполнится
                Глянь, что у меня в дупле.

Мизгирь смотрит  в дупло и достает  кувшин с молоком и  кусок хлеба. Рад несказанно.
                Глазам не верю: молоко и хлеб!
                Вкуснее пищи не  едал.
                Кто же мне все это дал?
                (начинает есть.  Поел)
               
                О,  я  чувствую  прилив 
                В свое тело  свежих  сил.
                Их надолго хватит мне,
                Чтоб ускорить шаг вдвойне.
                За все спасибо, дух лесной, (кланяется)
                Что поухаживал за мной
                Пора продолжить  долгий путь.
                Прощай и ты,  могучий дуб!

Дух дуба:                В путь  добрый, милый человек.
                Да будет счастливым твой век!

                Картина  вторая. Явление первое.

        Светлая горница в избе  Купавы.  Мать  ее,  Власовна, стоит  у  стола  с печальным, озадаченным  видом.

 Власовна :               Уж полдень, а она еще не встала.
                Ума не приложу:  что с дочкой  стало,
                Мою Купаву будто  подменили.
                Полы намедни  так и не помыла.
                Со мною разговаривает грубо,
                А чтоб совет держать – того в помине нет.
                Все  криком – будто мы ей слуги -
                - Я так хочу! – и весь ответ.

                Такая стала привереда,
                А была ведь непоседа,
                А приветлива, послушна,
                А теперь, что кол, бездушна.
                Ничего не хочет  делать,
                Что теперь мне с ней поделать?               
                Все пред зеркалом сидит:
                На красоту свою глядит,
                Собой  не налюбуется,
                Или сидит да дуется
                В обиде на меня,
                Все злей день ото дня.

                О свадьбе  с  Лелем  помышляет,
                Про Мизгиря   не вспоминает.
                От то одно мне любо лишь.
                А давеча  Мизгирь  пропал.
                В лес ушел и канул, бают,
                Искали, так и не нашли.

                Явление второе.
         Появляется  перевоплощенная в Купаву  колдунья Ворониха. Она разговаривает со всеми,  кроме Леля,   грубоватым  повелительным тоном.

Ворониха:                Вы здесь? Я вас ищу везде.
                Я ваша дочь, или не ваша?
                Наряд мой подвенечный, где?
                Когда он  будет сшит, мамаша?


Власовна:                Свадебное платье  должна шить не я.
                Я – мать,  а делаю твою работу:
                Глаза мои  устали  от шитья.
                Нежели не хватает мне заботы?               
                Не будь такой упрямой, доча!
                Ты б  мне немного подсобила
                По дому.  Хоть бы  щи сварила.
                Устала я –  нет мочи!
               
               
Ворониха:                Так и быть: я щи тебе сварю,
                А ты займись  нарядом, говорю,
                Да кружев надвяжи  поболе –
                Вкруг шеи, на груди, подоле
                Должна на свадьбе я всех собой затмить.
 
Власовна:     (вздыхая)   Ты и так,  душа моя, красива.
                Уж куда красивей быть?
                А была такой неприхотливой!(уходит)

Ворониха:    (про себя, усмехаясь) 
                Ушла мамаша. Если б она знала,
                Кто теперь ее  Купава!
                Что ж, я щи сварю, а заодно и зелье
                Для милого дружка, для Леля,
                Чтоб  в нем любовь  зажглась ко мне,
                Чтоб  предан был одной лишь  мне,
                Как пес своей хозяйке, а я могла бы им,
                Как хочется, вертеть,  веревки вить.
                Ах, Лель!  Тебя  увидев, я вся затрепетала,
                Как будто, мне самой  семнадцать лет.
                Да кто признает, что не я  Купава?

                Все  во мне ее: и облик, и  одежда.
                Вокруг одни невежды (ухмыляется) –
                Никто не ведает, кто я на самом деле.
                И скоро отхвачу красавца Леля.
                А  где  сама Купава?  Оставлена  в избушке.
                Теперь никто  в седой старушке
                Её не распознает. Вот умора!
                Ныне  я – Купава, а она – Задора,               
                Не  ведающая  колдовства колдунья!
                Ну, ладно, щи варить пойду я. (уходит)

                продолжение http://www.proza.ru/2016/06/12/895