Технология карьеры. Демагогия

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Технология карьеры

12.4. Демагогия.

  Демагогия -- речевое воздействие, использующее слабости
человеческой психики для привития некоторых представлений и
настроений.
  Демагогические приемы были в ходу и теоретически осмыслялись
еще в Древней Греции.


12.4.1. Об истине.


             Повсюду переплетены и смешаны добро и зло, счастье
          и несчастье, мудрость и глупость, добродетель и порок;
          нет ничего чистого и безусловно цельного. Все преиму-
          щества сопровождаются недостатками...

                Давид Юм. "Естественная история религии".

  У мудрецов Древней Греции было такое публичное развлечение:
один и тот же оратор произносил одну за другой две вполне аргу-
ментированные и страстные речи, первая из которых была в защиту
некоторой позиции, а вторая -- против нее. В этом трюке имелся
великий смысл: демонстрировалась сложность ситуации с истиной.
  Таким образом, уже древние греки понимали, что полезные и
вредные стороны большинства сущностей -- относительные, изменчи-
вые, неопределенные, совместимые одна с другой.
  Поясним это:
1. Относительность: некоторая сущность может быть вредной для
   субъекта А и полезной для субъекта В -- но с точки зрения
   наблюдателя P, а с точки зрения наблюдателя Q эта сущность,
   наоборот, полезна для А и вредна для В.
2. Изменчивость: одна и та же сущность может быть полезной для
   субъекта А до обеда и вредной после.
3. Неопределенность: сущности Х и Y вредны для субъекта А, но
   трудно указать, какая из них вреднее, если можно между ними
   выбирать.
4. Совместимость: одна сторона некоторой сущности может быть
   полезной для субъекта, а другая сторона -- вредной, и трудно
   определить, какая из этих сторон перевешивает.

  Описанный выше подход к понятиям "хорошо" и "плохо" не свой-
ственен простым интеллектам. Им иногда объясняют, что истина --
где-то посередине между плюсом и минусом, но такая модель не
намного точнее черно-белой.
  Истина -- не посередине. Ее вообще там нет. Для выражения
истины нужны модели более высокого порядка сложности. Выбор
определяется тем, какое представление выгоднее в текущий момент
поднести кому-то в качестве "правды".

  Оправдание можно найти для любой мерзости. И наоборот, можно
безошибочно плюнуть в любого святого. Одно и то же явление в
одной и той же ситуации можно, ничуть не поступаясь с истиной,
представить в различных пропорциях черного и белого:
    превознести;
    щедро похвалить, но не превращать в канон;
    похвалить, но указать недостатки;
    поговорить про достоинства и недостатки, но уклониться
      от суммирующей оценки;
    поругать, но упомянуть и достоинства;
    сильно поругать, но допустить возможность исправления;
    разнести вдребезги абсолютно и категорично.

  Самые светлые и выстраданные истины могут со временем или при
некоторых условиях оказываться не вполне соответствующими
действительности или вовсе вредными заблуждениями.
  К примеру, тот же либерализм, ставший догмой, может в некоторых
ситуациях быть вредным: общество способно дойти до такого состо-
яния разброда, что спасти его от распада сможет только жестокая
диктатура. Поэтому принципиальные "народолюбцы" могут быть для
общества опаснее бандитов. И если вы сегодня либерал, завтра за
диктатуру, а послезавтра еще за что-нибудь, то это, может быть,
не беспринципность, а принципиальность более высокого порядка.
  При выборе частных истин для представления их в качестве всей
истины обычно исходят из текущих потребностей. Нельзя даже
утверждать, что в каждый период времени существует для некоторой
социальной проблемы единственное оптимальное решение. Может быть
несколько существенно различающихся вариантов, эффективность
которых крайне трудно сравнить из-за высокой сложности задачи.
К тому же бывает лучше последовательно держаться одного не са-
мого лучшего варианта, чем метаться между разными возможностями.

                *  *  *

  При описанном выше положении с истиной драматическая борьба
концепций в политике представляется лишь состязанием пропаган-
дистских машин и организационных усилий функционеров, а вовсе
не выстраиванием и сопоставлением наборов аргументов.


12.4.2. О фактах.


  Фактами можно доказать и опровергнуть все, что угодно. Особенно
если использовать не все факты, относящиеся к рассматриваемому
предмету.
  При исследовании сложных явлений почти на всякий важный факт,
используемый в качестве аргумента, отыскивается другой факт -- с
противоположным смыслом.
  Нередки ситуации, когда один и тот же факт применяется для
обоснования противоположных позиций. Преимущество получает тот
из оппонентов, кто первый привлечет факт на свою сторону.
  Восприятие факта человеком зависит от уже имеющихся у этого
человека воззрений. В одном и том же явлении разные люди увидят
разные факты.
  Со временем выясняется, что некоторые факты -- ложные.
  В общем, перед фактами преклоняться не следует. Слово "факт"
гипнотизирует только людей с недоразвитым мышлением.


12.4.3. Демагогические приемы.


                Труднее всего доказать свою правоту тогда,
                когда ты действительно прав: в этом случае ты
                связан средствами доказательства, то есть
                именно своей правотой.

                А. Зиновьев. "Пара беллум".

  Если принимается коллективное решение, то общее мнение обычно
склоняется не к тому варианту, который лучше аргументируется, а к
тому, которому создается лучшее эмоциональное оформление. Связь
аргументов с доказываемым положением обычно не проверяется на
формальную логическую правильность, поскольку люди мыслят не
четко проговариваемыми силлогизмами, а по преимуществу на уровне
подсознания. Некоторые аргументы воспринимаются ими как правдопо-
добные и весомые. Некоторые утверждения кажутся привлекательными
сами по себе -- без всяких высказанных аргументов.
  Рассмотрим основные демагогические уловки:

 1. Перестановка акцентов. Вам: "Маленький успех на фоне общего
    развала." Вы:  "Большой прогресс при наличии отдельных
    недостатков."

 2. Стилистическая перекраска. Вам: "Большая сволочь, погрязшая
    в распутстве". Вы:  "Человек со слабостями, неразборчивый в
    знакомствах".

 3. Имитация непонимания. Вам -- про Фому, вы -- про Ерему.

 4. Извращение. Вам: "Повысить спрос с начальников". Вы: "Повы-
    сить зарплату начальникам, чтобы иметь моральное право больше
    с них спрашивать".

 5. Кража лозунгов. Если массы громко требуют "виновных -- к
    ответу", надо потребовать того же, но в качестве виновных
    представить вожаков тех самых масс.

 6. Обвинение в неэтичности. Если кто-то взялся вас критиковать,
    припишите ему сведение личных счетов, бездоказательные
    обвинения, разжигание вражды, проявление склочного характера,
    неспособность к компромиссами т. п.

 7. Переход на обсуждение личности оппонента: "Я считаю, что вы
    не имеете морального права", "Вы пока еще ничем не заслужили
    доверия", "Вы уже себя показали", "Вы руководствуетесь не
    здравым смыслом, а своими дурными наклонностями" и т. п.

 8. Примазывание: "В душе я всегда был с вами, но надо было
    проявлять гибкость, иначе бы меня просто съели."

 9. Отнесесение себя к положительно воспринимаемой категории
    людей как само собой разумеющееся: не "Мы -- демократы,
    поэтому говорим...", а "Мы, демократы, говорим..."

10. Уход в сторону: "Дойдем и до этого вопроса."

11. Раскаяние, самокритика: "В этом есть доля и моей вины",
    "Да, я был трусом и приспособленцем. Но с этим решительно
    покончено."

12. Миротворчество, призыв к сотрудничеству: "Давайте не будем
    конфликтовать, давайте вместе решать проблему".

13. Невыполнимые обещания: "Снизим налоги и увеличим помощь
    бедным".

14. Выдавание исключений из правил за правила: "Многих руководи-
    телей КПСС отличала скромность. К примеру, Михаил Суслов
    носил одно и то же пальто двадцать лет."

15. Подмена понятий: "коммунист" вместо "член КПСС"; "демократ"
    вместо "либерал".

16. Натянутая аналогия. Можно разглядеть в действиях или намере-
    ниях оппонентов что-то общее с фашизмом, большевизмом, мак-
    картизмом, культом личности или чем-то еще.

17. Искаженное толкование мотивов: "Вы критикуете администрацию
    с целью приобрести дешевую популярность."

18. Приписывание себе чужих заслуг: "Эта инициатива снизу не
    имела бы успеха, если бы не условия, которые создало руковод-
    ство."

19. Сваливание вины на других (с больной головы на здоровую).
    Вам: "В то время, как мы работали, вы вставляли нам палки
    в колеса". Вы:  "В то время, как вы заваливали работу мы всеми
    силами пытались исправить положение".

20. Объективизация своих промахов. Надо: "Сохранить общее экономи-
    ческое пространство на развалинах СССР нам не удалось". Вы:   
    "Идея общего экономического пространства себя изжила".

21. Черно-белая модель мира: "Кто не с нами -- тот против нас".

22. Призыв к единству. Единство -- понятие с положительной эмоци-
    ональной окраской. Под прикрытием призывов к единству бывает
    удобно давить инакомыслие.

23. Призыв к толерантности. Если оппозиция взяла верх и начинает
    сводить счеты, то свергнутым деятелям рекомендуется настойчи-
    во напоминать всем о том, сколько в истории было вреда от
    несвободы мнений, и требовать плюрализма.

24. Призыв к демократии. "Власть -- народу!" -- непременный лозунг
    всякой оппозиции. Под народом (его лучшими представителями)
    лидеры оппозиции всегда подразумевают себя.

25. Призыв к дисциплине. Под проповеди о благотворности порядка
    удобно "закручивать гайки" и подавлять оппозиционеров.

26. Лесть оппонентам: "Я уверен, с такими опытными, неординарно
    мыслящими и болеющими за дело людьми мы всегда найдем общий
    язык."

27. Апелляция к чувствам: "Неужели мы, русские, позволим ?!".

28. Выступление "от имени". Демагог ничем не рискует, делая
    заявления от имени тех, кто никогда не сможет собраться и
    сказать: "Мы его не уполномочивали".

29. Высказывание ради высказывания: если надо высказаться "за"
    или "против", но еще не ясно, куда дует ветер, можно выска-
    заться в защиту общих ценностей, выразить свою озабоченность,
    заинтересованность в скорейшем решении проблемы и т. д.

30. Изменение названия при сохранении сути. Пример: ВЧК --> ОГПУ
    --> НКВД --> МГБ --> КГБ --> МБ --> ФСБ

31. Отречение: "Со своими бывшими соратниками я не имею больше
    ничего общего и даже помогаю их добивать".

32. Использование "положительных" слов в связи с собой -- чтобы
    сформировались ассоциации: "справедливость", "бдительность",
    "уважение", "труд" и пр. Избегание "страшных" слов в описании
    последствий своей деятельности: не "возросла безработица", а
    "возникла некоторая напряженность на рынке труда".

33. Использование "отрицательных" слов в связи с противником:
    "происки", "глумление", "пособничество", "безответственность"
    и пр. Это не оскорбления и не клевета, а всего лишь враждеб-
    ный стиль. Верх искусства отрицательных слов -- пресловутые
    "ярлыки". Примеры особенно удачных ярлыков: "вредитель",
    "подкулачник", "враг народа".

34. Категорическое отмежевание от своего главного порока, причем
    до того, как противники начнут кампанию критики.

35. Отождествление своей позиции с позицией некоторого авторите-
    та: Егор Гайдар (1993): "Нам не нужны великие потрясения, нам
    нужна великая Россия" (повторение Столыпина).

36. Искажение чужих высказываний: сослаться на мнение одного из
    участников дискуссии как на аргумент, но немного изменить его
    слова в свою пользу; человек радуется, что на него с уважени-
    ем ссылаются, поэтому если и замечает подмену, то скорее
    всего промолчит о ней или даже примет ее.


12.4.4. Демагогическая риторика.


  Весьма плодовита ироническая формула "Я не настолько ...":
     "Я не настолько наивен ..."
     "Я не настолько испорчен ..."
     "Я не настолько образован ..." и т. п.
   (Варианты: "Мы не настолько ...", "Вы не настолько ..." и т. п.)

  Не менее разнообразно можно эксплуатировать слово "давайте":
    "Давайте придерживаться фактов!"
    "Давайте смотреть на вещи реально!"
    "Давайте не будем уклоняться от темы!"
    "Давайте держаться в рамках приличия!"
    "Давайте не будем забывать о тех, кто нас слушает!"

  Широкий простор для демагогических извращений предоставляют
слова с расплывчатым, но эмоционально нагруженным смыслом. Таких
удобных слов немало: совесть, справедливость, счастье, свобода,
демократия, мир, прогресс и пр. Истинность утверждений с исполь-
зованием этих слов зависит от смысла который в них вкладывать.
Призыв к правде, справедливости, здравому смыслу и т. п. обычно
равно доступен каждой из конфликтующих сторон. Выгоду получает та
сторона, которая первая "призовет". Вторая бросается следом и
тоже сотрясает воздух риторическими призывами, но сливки уже
сняты. Аналогично любая из сторон может первой эффектно обвинить
другую в наивности, некомпетентности, корыстности, умалчивании
фактов и т. п.

  Заявление всегда звучит убедительнее, если его делают от
имени какой-нибудь группы:
    "Мы считаем"             | "Некоторые считают"
    "Считается"              | "Умные люди считают"
    "Многие считают"         | "Дураки считают"

  Производят впечатление ссылки на какой-нибудь опыт (личный,
мировой, передовых стран и пр.) и на специалистов ("По мнению
всех специалистов", "По мнению некоторых специалистов").


12.4.5. Грубая демагогия.


  Придраться можно к чему угодно. Главное -- напористость,
сообразительность и громкий голос. Грубость на грани оскорбления
заставляет оппонентов открывать от удивления рты. Люди с хамской
натурой обычно выходят победителями из любых дискуссий. Вот
несколько образцов придирок (попробуйте придумать им отповеди:
это не так то просто!):

-- Книга NN признана лучшей монографией года!
-- Значит, другие монографии -- еще хуже!

-- NN все-таки доктор наук!
-- Доктора наук как раз страну и развалили!

-- NN известный ученый!
-- Ну и пусть занимается своей наукой!

-- Благодаря NN республика выстояла в кризисе!
-- Может, не благодаря NN, а вопреки?

-- NN честный человек!
-- От честных дураков мало проку!

  Вот реплики широкого применения:
    "Не смешите меня!"
    "Не надо меня пугать!" или: "Я очень напуган!"
    "Нашли чем удивить!"   или: "Вы открыли мне глаза!"
    "Это и ежу понятно!"
    "Называется: попал пальцем в небо!"


12.4.6. Отступления от логики в доказательствах и опровержениях.


  В демагогическом споре используются аргументы, не связанные
логически с доказываемым положением. Основные приемы такого
спора известны со времен античности и даже имеют латинские
названия.
  Может применяться следующее:
  1. Переход от узкой области к широкой: особенности частного
     случая представляются как особенности класса явлений в
     целом.
  2. Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.
     Используются аргументы, которые верны лишь при некоторых
     условиях, но об условиях умалчивается.
  3. Аргумент к силе: оппонент явным или неявным образом
     запугивается.
  4. Аргумент к невежеству: используется неосведомленность
     оппонента.
  5. Аргумент к выгоде: оппоненту указывается или намекается
     что предлагаемая ему точка зрения -- самая удобная для
     него.
  6. Аргумент к здравому смыслу: вместо доказательства произно-
     сятся фразы вроде "Ну, это очевидно каждому."
  7. Аргумент к состраданию: "Если вы не сделаете для меня
     исключения, то моим голодным детям придется есть
     картофельные очистки".
  8. Аргумент к верности: "Так нужно для рабочего класса",
     "Родина от нас требует".
  9. Аргумент к авторитету:
       притянутая за уши цитата из какого-нибудь корифея;
       ссылка на всеобщий опыт:
         "Все так делают", "Никто так не делает";
       опора на традицию, народную мудрость:
         "Так делали деды";
       опора на авторитет заграницы:
         "Так делают в Америке",
         "Мировой опыт показывает ...";
       примазывание к прогрессу:
         "Это есть наиновейшее достижение".
  9. Ссылка на человека из толпы:
       "Мой сосед говорит ...";
       "Один избиратель мне пишет ...".
 10. Аргумент к народу:
       "Народ нас не поймет";
       "Думаю, народ поймет нас";
       "По многочисленным просьбам трудящихся";
 11. Мудреный аргумент -- апелляция к интеллекту и к эрудиции,
     которых не хватает: "это недиалектично" или "это слишком
     лапидарно". Люди соглашаются, чтобы не выглядеть умственно
     ограниченными и невежественными.
 12. Подмена тезиса: тихо, без комментариев и акцентов, заменить
     "большинство" на "некоторые", "всегда" на "как правило",
     и т. д.
 13. Риторический аргумент: произносится звонкая фраза, имеющая
     шанс стать крылатой. Зачарованные слушатели забывают про
     остальное.
 14. Аргументы, противоречащие друг другу и для маскировки
     взаимной несообразности рассредоточенные по всему тексту
     (по всей речи).
 15. Аргументы слабые, но зато в огромном количестве.
 16. Аргументы, которые сами могут быть обоснованными лишь как
     следствия доказываемого.
 17. Обсуждение личности оппонента, а не его высказываний.

  Каковы бы ни были ваши аргументы, произносить их надо с абсо-
лютной уверенностью. Если они туманны и непонятно каким образом
притянуты к делу, а оппонент выражает по их поводу недоумение,
можно реагировать на это так: "Ну как вы не понимаете?! Повторяю
еще раз!" Люди послабее характером начинают думать, что им дейст-
вительно не хватает сообразительности, и перестают возражать.


12.4.7. Уклонение от прямых ответов.


                ... Растягивая речь по каждому вопросу, от-
                биваясь от отдельных утверждений, но не желая
                давать общего решения и распространяясь так
                длинно, что большинство слушателей забывают
                даже, о чем был вопрос.

                Сократ у Платона ("Протагор").

  Чтобы держаться на плаву, лидер должен быть готов отвечать
на любой заданный "в лоб" вопрос о его деятельности и взглядах.
К примеру:
    - Как вы собираетесь решить эту проблему?
    - У нас есть способы.
    - Что это за способы?
    - Это эффективные способы.
    - А какие именно?
    - Они обсуждаются.
   
  Это из интервью Б. Ельцина в связи с гражданской войной в
Приднестровье (1992).
  Ответы можно давать со значительной ухмылкой, которая должна
означать "sapienti sat" ("разумному достаточно"). Задающий
вопросы начинает чувствовать себя неловко.
  Есть разные способы ухода от прямого ответа:
1. Ответить на немного иной вопрос. К примеру, можно реагировать
   не на заданный вопрос, а как бы на часть заданного вопроса, на
   более узкий, на более широкий или на похожий вопрос.

2. Отвлечь внимание остроумным или шокирующим полуответом или
   контрвопросом:
      - Что вы думаете по поводу X?
      - А почему вы думаете, что я должен что-то думать по
        поводу X? А как вы думаете, ЧТО должен я думать?
3. Сделать жесткий личный выпад против спрашивающего:
     "Из всех журналистов, с которыми я сталкивался, вы --
        самый назойливый".
     "Вы, наверное, не дружите с логикой, дорогой".
4. Возразить против постановки вопроса:
     "Это не актуально", "Вы лезете в дела, в которых не
     компетентны", "Ваша цель -- меня спровоцировать".
5. Отослать в прошлое:
     "Я уже отвечал на этот вопрос два года назад."
6. Отослать в будущее:
     "Вернемся к этому вопросу позже."
7. Отослать к другим лицам:
     "Выясните подробности у того-то. Я не в состоянии
     заниматься всеми частностями".
8. Сослаться на плохую память:
     "По-вашему, я должен удерживать в голове все эти детали?".
9. Отмежеваться крылатой фразой, вроде "Все течет, все изменя-
   ется".

  На опасные вопросы бывает полезно отвечать подлиннее -- чтобы
не создавалось впечатление, что сказать нечего или что есть
намерение что-то скрыть. Если измученный вашей уклончивостью
собеседник, наконец, воскликнет: "Вы не хотите отвечать на мой
вопрос!", надо немедленно реагировать на это наивное замечание
одной из следующих фраз:
    "А вы уверены, что мой ответ вам нужен?";
    "Разве я вам еще не ответил?";
    "Я дал вам именно тот ответ, который должен быть дан всяким
      на моем месте";
    "Сегодня можно сказать лишь то, что я сказал";
    "Вы ломитесь в открытую дверь";
    "Повторяю еще раз ...".


12.4.8. Воздействие на подсознание.


  Речевое воздействие осуществляется на нескольких уровнях:
рациональном, эмоциональном, подсознательном, Вторжение в под-
сознание происходит незаметно для слушателя. Вообще говоря, оно
имеет место всегда, когда один говорит (или пишет), а другой
слушает (или читает), но если его специально не планируют, ока-
зывается поверхностным и разнонаправленным. Серьезно задумываются
о воздействии на подсознание обычно лишь при конструировании
лозунгов и рекламных объявлений.
  Вот некоторые приемы влияния на подсознательную часть
психики:
1. Чтобы усилить аргумент, его надо переместить из сказуемого
   в причастие. К примеру, про "опыт коллектива" как основание
   для некоторых выводов можно упомянуть двояко:
     "У коллектива имеется опыт, который позволяет ...";
     "Имеющийся у коллектива опыт позволяет ...".

     "У коллектива имеется опыт ..." -- утверждение, которое
   воспринимается как могущее быть оспоренным. "Имеющийся
   опыт ..."  -- звучит как вроде бы уже доказанное.

2. Чтобы восприниматься слушателями (читателями) в качестве своего
   человека, можно использовать следующие средства:
  1) слово МЫ: не ВЫ, не Я, а "МЫ страдаем", "МЫ можем", "МЫ
     должны", и т. д.;
  2) слово НАШ: не "ЭТА страна", а "НАША страна", не "пенсионеры",
     а "НАШИ пенсионеры"; и т. д.

3. Чтобы сформировать ассоциацию между двумя понятиями, следует
   часто употреблять выражающие их слова их рядом (хотя, возмож-
   но, и без явной связи). Прием работает только при использова-
   нии его в лозунгах, заголовках и других кратких текстах,
   привлекающих повышенное внимание. К примеру, если надо вбить
   массам в головы, что кандидат в президенты Бздрыкин --
   больной, надо чаще помещать на первые страницы оппозиционных
   газет заголовки следующего типа:
      "Усугубление болезни. Бздрыкин не реагирует."
      "Болезнь прогрессирует. Бздрыкин реагирует вяло."
      "Болезненная реакция Бздрыкина." И т. д.


12.5. Афоризмы.


-  Екклесиаст (5.2):
   "Голос глупого познается при множестве слов."

- Accidit interdum ut stulti oррortuna loquantur.
  "Бывает иной раз, что и глупцы скажут что-нибудь дельное."

- Цезарь:
  Libenter homines id, quod volunt, credunt.
  "Люди охотно верят тому, чему желают верить."

- Цицерон:
  Persрicuitas argumentatione elevatur.
  "Очевидность умаляется доказательствами."

- Гораций:
  Rem tene, verba sequentur.
  "Овладей предметом, а слова найдутся."

- Фрэнсис Бэкон:
  "Клевещи смело, всегда что-нибудь да останется."

- Франсуа де Ларошфуко ("Максимы"):
  "Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить
  скорее, чем красноречивый, но равнодушный."