Дневник. 17-25 ноября 2014 года. холодно везде!

Светлана Красавцева
                17 ноября 2014 года.

   У-ух! Экстримчик, однако, сегодня! Температура на улице, вроде бы, и не слишком низкая - всего минус пять градусов, но ветер! Нет, это ВЕТЕР! ВЕТРИЩЕ!!! И продавать газеты, стоя в такой аэродинамической трубе -удовольствие то ещё! Причём, направление ветрюган менял, как хотел! Только повернёшься к нему спиной, а он - вот он, тут как тут, заигрывает, леденит лицо! КАК я выдержала до двенадцати часов - сама не представляю! Правда, постоянные покупатели - мои любимые бабулечки и дедулечки с палочками - и сегодня не подвели! Пришли за газетами все! Сказывается старая закалка! Софья Ивановна, у которой болезнь Паркинсона, и сильно трясутся руки и голова, говорит:

   - Так не хотелось вставать! Чувствую себя совсем плохо... Но я себе говорю: "Не раскисай! Ты можешь! У тебя ничего не болит!"

   И она протягивает трясущейся худенькой рукой смятую гривну. И благодарит за газетку.

   Дед Толик, придерживая рукой неизменную беретку, шутит:

   - Вам тут надо загородочку сделать! Пусть охрана магазина этим займётся!

   Ага, загородочка не помешала бы! Да я рада, что охрана меня не гонит, а когда сильно холодно, даже предлагают сочувственно:

   - Да Вы зайдите в магазин, погрейтесь!

   А я шучу, что я у них, как дополнительный охранник перед входом. Ещё и консультирую тех, кто идёт в супермаркет, что там есть сегодня подешевле.

   Ещё одна бабуля покупает ежедневно две газеты - для себя и для свахи. Сегодня идёт, отворачиваясь от ветра:

   - Ой, КАК Вы тут стоите, бедненькая! Может, Вам в магазине продавать?

   - Да у них же там свои газеты! Спасибо, что хоть не прогоняют!

   Пожилой мужчина всегда степенный и немногословный, сегодня тоже посочувствовал:

   - В такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит! А Вы на таком диком холоде стоите! Я думал, что Вас сегодня не будет! Но всё же вышел за газетой на всякий случай! Спасибо Вам!

   Ну как тут не придёшь к ним, когда они ЖДУТ?!! Хотя даже страшно подумать, КАК завтра идти торговать... Ветер так к вечеру и не утих... Пальцы на руках от мороза ноют. А когда стояла на улице, они буквально заледенели, хоть и в двух перчатках, надетых одни на другие.

   А дома тоже холодище! Ни света, ни отопления так и нет! Быстрее включаю газ, греюсь.

    ----------------------------------

   А у нас вдруг черепашка вышла из спячки! При таком-то холоде! Она лежала в большой кастрюле под ворохом тряпок. Славик вечером заметил:

   - Мама, черепаха шуршит!

   Я заглянула под тряпки - она шевелится! Решила занести её на кухню. Там, в тепле, она начала оживать. Налила тепленькой водички в таз. Опустила Симку в воду. Плавает, вытягивает голову, смотрит на нас.

   Я когда была в гостях у Нины, в интернете прочитала про этих красноушек, что после спячки они едят только на пятый-седьмой день. Но Славику не терпится покормить:

   - Давай бросим ей корм!

   Бросили. Не ест. Значит, правда, не сразу после спячки есть готовы. Теперь придётся газ не выключать, даже уходя из дома... Тазик я поставила повыше, на старый холодильник - там теплее.

   Эх, "не було баби хлопот!"

   

                18 ноября 2014 года.

   Прикол! Торгую газетами возле своего "Народного". Ветер пронизывающий. Холод собачий. Руки задубели. Подходит бабуля с палочкой. Незнакомая.

   - Почём газеты?

   - По одной гривне.

   - Так их же надо бесплатно раздавать!

   - Это раздавали, когда война была!

   - Так сейчас тоже война!

   Логично! Ничего не скажешь! Бабулька зашла в магазин. Выходит. Долго роется в своих сумках, наконец выуживает кошелёк, достаёт гривну. Даю ей газетку, благодарю за покупку.  Старушка не уходит, ей хочется поговорить:

   - Я ведь  тоже газетами торговала. Только в киоске. Во-он там, через дорогу!

    И вдруг обращается к идущему мимо мужчине:

   - Покупайте интересную газетку!

   Он, не обращая внимания, заходит в магазин.

   Она:

   - Ничего, купит, когда будет выходить!

   Потом спохватилась:

   - Ой, я протез не надела!

   Схватилась за рот, засмеялась:

   - Я-то думаю: чего так шамкаю?!! Ну, ничего!

   И тут же к молодой мамочке с коляской:

   - Девушка, покупайте газетку! Очень интересная!

   Так моя неожиданная помощница стояла возле меня минут двадцать! Даже разрумянилась на ветру от задора! Не скажу, что брали газеты лучше, но позабавила она меня точно! Даже не так холодно стало!

   И ещё один прикол. Грустный. По местным новостям по радио (слушаем вечерами по мобильному телефону) передали, что в городе начали включать НАРУЖНОЕ освещение.  А когда же тогда нам включат ВНУТРЕННЕЕ?!! Или о нас  уже забыли?!!

 

                19 ноября 2014 года.

   Стою, продуваемая ветром насквозь. Боже, как же холодно!

   - Газетка с программой и расписанием автобусов и поездов! - Твержу на автомате.

   Хотя поезда у нас ходят только местные - до Родаково. Ни в Украину, ни в Россию железнодорожного сообщения давно нет... И тут блокада...

   Недалеко остановились бабуля с дедулей. Оба с палочками, старенькие, лет под восемьдесят. И вдруг - ушам своим не верю! Старушка говорит:

   - Петя, ты, как колокольчик!

   А "колокольчик" в ответ:

   - А ты - как ромашка луговая!

   Я обалдела просто! Это же надо! Война идёт, разруха, пенсию за пять месяцев всего один раз дали. Цены на продукты и лекарства космические. Люди обозлены. На улице холодрыга. А тут встретились восьмидесятилетние "колокольчик" и "ромашка"! И, возможно, в их реальности уже нет пронизывающего холода, а светит солнце, и мир наступил! Хорошо!

 

                20 ноября 2014 года.

   Сегодня в газете "ХХ1 век" опубликовали "Открытое письмо Главы Луганской народной республики Игоря Плотницкого президенту Украины Петру Порошенко".  Плотницкий... вызвал Порошенко на дуэль! Продавая газету, я увидела, насколько разное отношение к этому неординарному, беспрецедентному шагу!

   Моё лично отношение? Уважаю! Смело! Неожиданно! Правда, Параша вряд ли откликнется! Он без разрешения Обамы и пукнуть не смеет! Хотя интересно было бы посмотреть!

   А отношение людей самое разное! От безразличия до агрессии!

   Дед Толик в своей тельняшке высказался конкретно:

   -Да мочить Парашу надо! Молодец Плотницкий! Но не согласится тот! Мозги уже все пропил!

   Одна бабуля высказалась:

   - Глупости всё это! Просто курам на смех! На дуэль он его вызвал!

   Моя бывшая студентка Марина, каждый день заглядывающая со своей мамой  в "Народный", вдруг зло выпалила:

   - Что он клоуна из себя корчит?!! Если бы не затеяли эту дурацкую республику, мы бы так сейчас не страдали!

   И многие сейчас во всех бедах винят не фашистов, захвативших власть в Киеве с помощью американцев и при попустительстве Евросоюза,  а то, что некто захотел создать свою республику! Забыли, что одним из первых новой властью в Киеве был принят закон о языке. О том, что сразу взяли курс на НАТО и решили расплеваться с Россией. Не поймут, что Украина оказалась просто "прокладкой" в разборках между Россией и США!. Что не республика виновата во всех бедах, а Обама, который, как кукловод управляет Порошенко. И сократить население Украины любым способом (в данном случае - с помощью войны против своего населения!) - тоже задание прилежному "ученику" Параше... Так что взывание к миру бесполезно! Деньги (по-видимому, немалые! ) получены, надо их отрабатывать! А мы? Мы, как тараканы, которых надо потравить! Кто задумывается о чувствах тараканов?!! Даже и кликуху соответствующую придумали - "колорады"!

   И всё началось гораздо раньше создания республики! ГОРАЗДО! Когда тренировали боевиков на западной Украине и в Европе, готовя к Майдану. Наша судьба была решена уже тогда! Одни лозунги: "Хто не скаче - той москаль!" "Москаляку - на гилляку!" "Москаляку - на ножи!" чего стоят! Как можно жить мирно в одной стране со скандирующими такое и скачущими, как дебилы, толпами?!! Не знаю, как другие, а я не согласна! Я не хочу жить в страхе, как Аня, приехавшая из-под Киева. Там хуже, чем в годы репрессий при Сталине... Страшнее...

   А чтобы не страдать, Марине в её годы надо не злиться, не жаловаться, а поднять задницу с дивана и зарабатывать себе и маме на еду! Вот хотя бы, как я. Сейчас, заработки, конечно, мизерные, по сравнению с первыми неделями. Но кто принесёт мне домой те же тридцать - сорок гривен просто так?!! Каждый день! Никто! Надо постоять на улице, помёрзнуть, всех выслушать, всем понравиться, всем улыбнуться. Но зато я знаю, что мы не умрём от голода! Что я могу маме и филе куриное покупать, и рыбку, и яйца, а не морить её голодом на хлебе и воде.



                22 ноября 2014 года.

   Посчитала по календарю: сто тридцать три дня без света! А сейчас это ещё и без отопления... В квартире сегодня утром всего четыре градуса! Правда, пока "плюс четыре"! Это при том, что на улице минус восемь. А если бахнут двадцатиградусные морозы?!! Какая будет температура в квартире?!! А у мамы на Юбилейном два стекла разбиты. Это ещё повезло, что по одному стеклу  из двух в раме всё же осталось... Вначале, мы наивные, надеялись, что окна нам застеклят, я даже напоминала в ЖЭКе, что мама - участница войны и инвалид второй группы. Но мне устало отвечали:

   - А мы сейчас все участники войны! Нет у нас стёкол! И не предвидятся!

   И ещё на Юбилейном всё ещё нет воды... Люди съехались домой, их стало раза в четыре больше, чем в войну, а воду всё так же качают генераторами в двух бюветах и во дворе храма. На холоде стоять приходится по три - четыре часа... Это счастье, что нам, благодаря студентам, стали подавать воду в квартиры по два часа утром и вечером! Поэтому маме я её вожу теперь из дома.

   Интересно, когда же это закончится?!! Кто позволил Порошенко так издеваться над людьми?!! Почему армия не с армией воюет, а с народом?!! Ведь оставить города на зиму без света, воды и тепла - это смерти подобно! По новостям передали, что в США несколько человек умерли от переохлаждения. К нам бы сюда нежных америкосов - вымерли бы, как мамонты! А наши люди ничего: работаю (без зарплат!!!), учатся в неотапливаемых аудиториях, пенсионеры за пять месяцев получили всего тысячу восемьсот гривен... И на эти скудные деньги ещё помогают неработающим или не получающим зарплаты детям и внукам!

   Правда, некоторые мои знакомые жалуются на депрессию (в основном те, кто сидит дома, без работы).

   - Знаешь, какое-то чувство безнадёжности! Депрессон давит... - Жалуется моя хорошая приятельница Таня, живущая на восточных кварталах. 

   Уж от  кого-кого, но от неё, всегда оптимистично настроенной, подобного я не ожидала!

   Я успокаиваю:

   - Да просто перетерпеть надо! Всё наладится!

   - Хочется, конечно, верить! - Вздыхает в трубку Таня.- Но как полазишь в интернете - такой гадости начитаешься, что мозги набекрень и жить неохота!

   - А мне легче - у меня ни телевизора, ни интернета, ни света! - Смеюсь я. - Никто нервы не портит! Поэтому я спокойна, как слон!

   - Да нам война ещё аукнется! Вон даже нацики в психушку попадают! Так они знали, на что идут! А мы нежданно-негаданно оказались под обстрелами! Вот потом и бамкнет по чему-нибудь!

   Мне не хочется признавать очевидное, но приходится... Да, война уже и по моему здоровью прошлась катком: сердечко что-то начало барахлить... Возможно, и давление скачет (тонометра нет, поэтому только по самочувствию ориентируюсь), суставы на ногах стонут от стояния на морозе...

   Тренироваться я сейчас никак не могу - и так живу в цейтноте. Да и нагрузка такая, что тренировка никак не вписывается в режим дня. Хотя я понимаю, что три раза в неделю надо бы собой заниматься... Вот дадут свет и тепло... Чтобы хоть искупаться можно было по-человечески!

   А сердечко начало сбиваться с ритма, потому что с началом обстрелов я резко прекратила заниматься. До этого ведь серьёзно готовилась к соревнованиям ветеранов по лёгкой атлетике. Даже мечтала найти спонсора, чтобы поехать на Чемпионат Европы или мира. Результаты-то мои были уже неплохие! Мне когда-то заведующий физкультурным диспансером вынес вердикт:

   - Тебе бросать совсем тренировки никак нельзя! Для твоего сердца лишиться нагрузки - это примерно как для неподготовленного человека десять километров пробежать. Хотя бы два-три раза в неделю, но по три-пять километров ты должна пробегать!

   Для несведущего человека кажется, что я и так хожу много. Но для сердца этой частоты пульса недостаточно! Нужны именно нагрузки на нужной частоте!

   Вот и суставы без упражнений тоже начали баловаться! Ну ничего, вот начну потихоньку тренироваться, и всё наладится! И никакой войне я не позволю меня разрушать и доводить до депрессии!!! Не дождутся!

------------------------

   Денег у людей всё меньше... Сегодня не допродала двадцать семь газет! Хоть бы завтра продать, а это получится работа себе в убыток... Беру уже не двести, и даже не сто, а пятьдесят-семьдесят... И даже менеджер Юля не настаивает, чтобы брали по сто штук - продажи у всех упали!

   Некоторые постоянные покупатели подходят, здороваются и с сожалением говорят:

   - Купил бы с удовольствием, но денег нет! Неизвестно ведь, когда снова пенсию получим...

   Другие покупают теперь не ежедневно, а два-три раза в неделю. Когда газета выходит "большая" - на шестнадцати страницах . В ней больше интересных статей, кто-то покупает ради теле программы. А "маленькие" восьмистраничные газетки я порой даже не пойму, для чего выпускают. Просмотришь - а читать нечего! Лучше бы выпускали газету три дня в неделю, но она была бы интересной!

   Даже в нашем городке из тех, кто мне заказывает прессу и оплачивает сразу за неделю, вместо тридцати газет стали заказывать только семнадцать...

   Смешно, но некоторые ранее постоянные покупатели начинают меня избегать. Проскакивают мимо меня в супермаркет, опустив глаза. А моя бывшая студентка Марина, которая ежедневно приходит с мамой за парой килограммов лука или свёклы, после резкого высказывания в отношении республики, вообще перестала со мной здороваться! Я поддерживаю ЛНР, а значит, я стала им... врагом! А почему же она только ходит и ноет, что всё плохо, что все виноваты, но НИЧЕГО не предпринимает, чтобы заработать себе и маме на еду?!! Молодая женщина! Почему я, пенсионерка, и другие бабульки, приезжающие утром за газетками в типографию (одной далеко за семьдесят, а другая вообще с трудом ходит из-за сгорбленной спины!) работаем, а она, полная сил, не может?!!  А может только всех обвинять, что ей тяжело живётся! Нам не так уж сладко стоять на морозе, продуваемым ветрами и под дождём, но мы радуемся, что у нас есть ВОЗМОЖНОСТЬ зарабатывать!!!



                25 ноября 2014 года.

   Господи, КАК же ХОЛОДНО!!! Холодно ВЕЗДЕ!!! С газетами возле своего "Народного" стою, как в аэродинамической трубе, продуваемая до самой последней косточки, не смотря на четыре свитера, трое брюк, пояс из собачьей шерсти, теплый шарф и зимнее пальто. Народ сидит по тёплым квартирам, со светом, отоплением и не спешит осчастливить заработком в сорок копеек с газетки...

   Вчера побила рекорд! Нет, вернее, антирекорд! До двух часов дня так и не смогла продать двадцать две газеты из ста! Это при том, что домой несу двадцать штук уже оплаченных. И зачем только рискнула взять сотню?!! Лучше бы взяла семьдесят, и уже бы к маме съездила, и согревалась бы дома горячим борщиком и чаем, на кухне со включенным газом!

   Из моих постоянных покупателей пришли только шестеро. И... застой! Полный! Кто-то конечно, в магазин идёт, но газеты не покупает! Я промёрзла до синевы. Даже дядечка один пожалел:

   - Иди домой, грейся! Озябла вся!

   - Да у нас дома не сильно согреешься - всего четыре градуса!

   - Ого! Где это? Вроде бы, уже почти всем отопление включили!

   - Вот именно, что ПОЧТИ! Мы как раз относимся к тем, кому не включили!

   - Весело вам!

   - Ещё как!

   От холода и отчаяния я уже начала "приставать" к мужчинам:

   - Молодой человек, купите газетку!

   - Да я газет не читаю!

    Вижу у него в пакете пиво:

   - А Вы под пивко!

   - Это как?!! - Удивляется он.

   Я смеюсь:

   - Да очень просто! Кладёте на стол газету, а на неё ставите пиво!

   Он смеётся, но не покупает...

   Другому на слова "Я газеты не читаю!", говорю:

    -А я разве сказала "ЧИТАТЬ"? Я предлагаю КУПИТЬ!

   - Зачем?

   -Да хотя бы, чтобы меня выручить! Холодно же стоять!

   Нет, опять облом!

   Пошла на оптовый рынок. Может, там? Да и по принципу петуха из анекдота: не догоню, так хоть согреюсь! А на оптовом продавцов больше, чем покупателей... Да-а, в такую погоду люди без надобности на улицу не выходят! Правда, если стоять за киоском, то не так продувает, как на моём месте. Но и народу тоже нет... Прогулялась пешочком до Чапаева - это километра два, с газетками на руке. НИ-ЧЕ-ГО!!! Застой! И на Чапаева тоже... В общем, не торговля, а сплошное разочарование!

----------------

   Дописываю вечером. Мне все же повезло!  Вчерашние непроданные газеты у меня забрала моя "коллега", торгующая на Мирном. Она берёт каждый день по четыреста (!!!) газет! И вчера ей не хватило! Вот и два разных района! Она, правда, втроём с двумя сыновьями работает, но всё равно для меня это из области фантастики! Но я счастлива, что у меня газеты не "зависли", и я вернула деньги! Я ведь вчера была в расстроенных чувствах: столько мёрзнуть, а заработать... восемнадцать(!!!) гривен! А так хоть получилась тридцать одна гривна. Не шикарно, конечно, но хоть без потери!

   А сегодня свои сто штук продала до одиннадцати часов! День на день не приходится! Чувствую, что взяла бы больше, и ещё бы продала! За мной женщина из моих постоянных покупателей бежала, когда я уже уходила:

   - Ой, подождите пожалуйста! Газеточку можно?!!

   Пришлось продать ей ту, которую оставила для себя и чтобы маме почитать.

   К маме приехала пораньше. И там повезло! Вот уж если везёт, так во всём! А не везёт, так тоже конкретно!

   Мамина соседка как раз выходила из подъезда с тележкой полной пустых баклашек:

   - Если хочешь, приходи к бювету. Я очередь заняла, уже подходит!

   Я бегом к маме. Схватила три пятилитровки и побежала по воду.  Очередь и правда уже подходит. Народ приспособился: берут помногу бутылок, баклашек, бидонов и везут на тележках, чтобы привезти за один раз побольше. Кто-то (у кого, как у меня, нет тележки) несёт воду мелкими перебежками. Женщина моего возраста вот так тащит тридцать шесть литров: три баклашки отнесёт вперёд метров на двадцать, поставит, возвращается за оставшимися тремя, подносит. И так всю дорогу... Так что я просто лентяйка со своими пятнадцатью литрами!

   Домой тоже приехала раньше, чем обычно - в начале третьего. Пообедала борщиком. Ну,думаю, сейчас часик поваляюсь! В кои-то веки целый час могу отдохнуть! Ага! Раскатала губу! Только успела газетку почитать - стук в дверь: это Люда пришла, моя хорошая знакомая, которая ходит ко мне домой за газетами.  Вот и поспала! Ложиться уже не имело смысла: надо разнести остальные девятнадцать газет. Кому-то в квартиру, кому-то в почтовый ящик, кто-то сам к моему подъезду подходит. Эх, таких бы человек сто найти! Я бы лучше тут, по городку, разносила, чем на холоде стоять!

---------------------

   Начала писать про холод. Дома холодище страшный! В постель ложусь только с бутылкой с горячей водой и перемещаю её то под спину, то к ногам, то руку грею, в которой книгу держала, когда читаю. Укрываюсь тремя одеялами (и голову тоже, как капюшоном!). Бывает, что нос замерзает! Но самое страшное -это заставить себя потом вылезти из-под одеяла! Особенно ночью в туалет. Терплю до последнего...  Утром легче: я с вечера вешаю всю свою одежду в кухне на верёвку, и она нагревается от газа, когда утром его включаем. На кухне же и одеваюсь...

   Интересно, что когда вот сейчас сижу на кухне со включенным газом (и горелки, и духовка!), ноги в двух носках и тапках мёрзнут. Спине тоже прохладно (в трёх свитерах!). Жарко только голове.

   А когда сегодня относила газету на девятый этаж, то наблюдала такую картину: от входной двери видна кухня, там на всю катушку включен газ, посреди кухни - тахта. Хозяйка стелет "ложе" для всей семьи из трёх человек ( отец, мать и взрослая дочь). Оправдывается передо мной:

   -Вот так мы от холода спасаемся! В спальне спать невозможно!

   А по-моему, так это уж слишком - дышать всю ночь газом...


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/12/700