О памяти

Евгений Ткаченко
Музыка жизни умолкнет,
 если оборвать струны воспоминаний.

                Джером К. Джером

 Почему так? Человек, достигший зрелого возраста,  порой с трудом вспоминает события, которые были недавно, но почти всегда легко вспоминает то, что было в его детстве и юности. Причем картинки того давнего времени видятся так  ярко, как будто  события происходили вчера.  Хорошо помню день, когда я впервые обратил внимание на это явление. Праздновали пятидесятилетие отца. Собралась теплая компания  из друзей и родных. Все друзья отца – украинцы,  которых, как и его, забросила война на берега Невы. Было уже поздно, наговорились, напелись, но расходиться почему-то не хотелось.  Отец начал вспоминать забавные эпизоды  школьной и довоенной студенческой жизни.  Рассказывал выразительно, подробно,  так тепло и проникновенно, что все затихли и внимательно слушали.  Лицо отца  помолодело, на нем появилось что-то детское.  А потом наступило как раз то, что меня особенно удивило и даже потрясло. После небольшой паузы он  начал читать стихи:

Кохайтеся, чернобровi,
Та не з москалями,
Бо москалi – чужi люди,
Роблять лихо з вами.
………………………
И так «Катерину» Тараса Шевченко отец прочитал до конца, ни разу не сбившись. Сразу  после наступила очередь «Думки»:

Тяжко, важко в свiтi жити
Сиротi без роду:
Нема куди прихилиться, –
Хоч с гори та в воду!
……………………….
Все сидели тихо, внимали, мягкому, округлому, музыкальному украинскому языку. Одно стихотворение плавно переходило в другое. Это длилось минут двадцать. Когда он закончил, кто-то захлопал от избытка чувств.
Я же был буквально шокирован. Не предполагал, что отец, этот сухой технократ, когда-то увлекался поэзией. И не представлял, что у человека может быть такая память.
Потом не раз я приставал к нему, чтобы почитал украинские стихи. Отец откликался, но уже никогда у него не получалось так, как это было в день юбилея. Сбивался, то забывал середину, то конец.
Прошло много лет. Вот и я достиг зрелого возраста, и у меня в памяти начали совсем не последовательно, но очень ярко высвечиваться фрагменты жизни. И, удивительное дело,  самые светлые были те, которые  связаны с Украиной. Странно то, что я, в отличие от отца, там не родился  и не жил. Правда, в детстве  каждое лето  бывал на родине отца.   До шести лет  почти ничего не помню. Вот  он –   первый фрагмент, который выплывает из памяти  ясно и отчетливо.
Мы с отцом едем поездом из Днепропетровска в Новомарьевку. Я сижу у окна и, не отрываясь, смотрю.  Все здесь другое, не такое как на севере: и дома, и вокзалы, и природа, и погода. Домики точно как на картинках – белые и крытые соломой. Поезд летит мимо этих домиков и мимо бескрайних полей в светлом, светлом пространстве, наполненном неумолкаемым стрекотом цикад, затягивая в свои открытые окна раскаленный воздух, наполненный непривычными ароматами, а временами и дымом паровоза. Вот, наконец, он останавливается, и мы,  счастливые и радостные, выходим на маленькой станции с красивым названием – Незабудино. Станция не только имеет красивое название, но и представляет собой зеленый оазис в желтой степи. Это одноэтажное красное кирпичное здание,  вокруг которого  растут высоченные пирамидальные тополя. У вагона нас встречает родной папин брат, усаживает нас в свой мотоцикл с коляской,  и мы, поднимая клубы пыли, едем по дороге, по обеим сторонам которой поля: то пшеницы, то кукурузы, то подсолнечника.
Не прошло и четверти часа, как нас, со слезами радости на глазах, уже встречают во дворе родового  отцовского дома. И тут же во дворе бабушка знакомит меня с соседским мальчиком, которого звать Петя, но все зовут его Петро. Мальчик такого же возраста, как и я, и в нашем дворе был не случайно, ждал он, оказывается, моего приезда. Мы с таким интересом отнеслись друг к другу, что отказались идти за стол обедать и пошли гулять через огород по направлению к саду. Мы  наперебой делились своими глубокими познаниями и хвалились друг перед другом своими умениями, сгоряча  не очень-то  обращая  внимание на то, что языки наши, мягко говоря, не совсем  стыкуются. На первых порах главное было рассказать, а не выслушать.  Идиллия длилась недолго. Минут через десять мы чуть не подрались и прибежали оба к бабушке жаловаться. Я, на правах гостя, начал первым:
–   Бабушка! Бабушка! А чего он кривляется и выдумывает всякую ерунду?
Бабушка  села на лавку:
–   Ну, так что случилось?
–  А мы идем по огороду,  я и говорю: «Петро, смотри какой маленький арбуз». А он засмеялся и говорит, что это не арбуз, а кавун. Потом показал на тыкву и сказал, что это арбуз.
Бабушка слушает меня с улыбкой, а я раскрываю кулачок и показываю бабушке. На моей ладошке сидит божья коровка. Видя поддержку, я продолжаю:
–  Вот, бабушка, божья коровка, а он говорит, что это солнышко, а солнышко, вон оно. – Я показал пальцем вверх и замолк, довольный своей четкой аргументацией.
Воспользовавшись паузой,  начал делиться своими впечатлениями Петро:
–   Баба Фима! Во брешэ, во брешэ. Чi там у Лэнiнградi усi такi брехуны.
Бабушка засмеялась и, обняв нас,  сказала мне:
–   Женя, ты говоришь все правильно.
Потом посмотрела на Петра:
–  И ты, Петро, прав. Просто люди в разных местах одно и то же называют  по-разному. В Ленинграде говорят арбуз, тыква, а у нас в Марьевке  это кавун, гарбуз.  Ты, Женя, приехал в гости к нам, в Марьевку, и должен учиться называть вещи так, как принято у нас. А когда Петро приедет в гости к вам в Ленинград, то будет учиться говорить так, как говорите вы. Так что, Женя, ты учись говорить по-нашему, а Петро тебе будет помогать.
Бабушка встала и пошла к обеденному столу, а мы с Петром побежали в сад. Целый месяц мы гуляли вместе и за все это время ни разу не поссорились.
–  Женя! Фасолевый суп любишь! –   кричит бабушка в сторону сада.
Я стою  у любимого сливового дерева и угощаюсь желтыми сахарными сливами.
–  Люблю, –   отвечаю.
–  Тогда иди ко мне.
Захватив несколько слив про запас, бегу к бабушке.  Она, улыбаясь, протягивает мне кошелку:
–  Раз любишь, то вот тебе кошелка. Иди в огород и набери в нее стручков. Фасоль уже созрела. А на столе, вон видишь, лежит холщовый мешочек. Сколько фасоли наберешь в мешочек – все твое. Зимой в Ленинграде мама сварит твой любимый фасолевый суп, будешь есть и вспоминать Украину.
Да!  Украина вспоминается,  как сказка из «Тысячи и одной ночи», как что-то очень светлое и жаркое, но с темными-темными ночами,  абсолютно черным бархатным небом с яркими  звездами и четко обозначенным  Млечным путем. И озвучена эта красота  круглосуточным  стрекотом цикад. Вспоминается она своими пирамидальными тополями, безбрежными, как моря, полями, лесополосами из колючего глядыча, и обилием вкусностей в виде разнообразных фруктов, винограда, арбузов и дынь.
И конечно, какая же там была интересная мальчишеская жизнь,  большая часть которой проходила рядом с водой.  Вода  в ставках  всегда очень  мутная, и  совсем  неожиданным было обилие живности, которая в этой грязи водилась: и карпы, и караси, и раки. А какие там лягушки!  Это настоящие великаны, и название у них  интересное – скрекотень. Размерами эта лягуха раза в три превосходит лягушку  северную. Идешь  с удочками, а они с крутого берега прыгают от тебя в воду  и летят по воздуху метра по три-четыре.
 Жить тогда на Украине было интересно, но очень непросто.   В сельских магазинах продукты  практически не продавались, не было даже хлеба. В нашем селе жила женщина, которая выпекала его два раза в неделю и сразу на все село. Хлеб  был одного сорта – серый пшеничный, а по форме – круглый. Основная часть зарплаты  выдавалась в виде трудодней, а это было зерно или кукуруза. Иногда  выдавали арбузы, и тогда, как это ни странно может показаться, их солили на зиму. Продукты питания приходилось добывать.  Я с шести лет был страстным рыбаком, и мой улов на ставке карасей и карпов воспринимался  совсем не как баловство и развлечение, а как добыча  продуктов питания. 
Много радостных моментов помнится из того времени. Но есть такие, которые стоят особняком, когда вспоминаются – невольно появляются слезы на глазах от вновь переживаемой  радости  и невозвратности этих прекрасных минут жизни.
Украинцы на берегах Невы жили как родственники, одной семьей. Встречались  часто;  дни рождения,  посылки с родины. Посылку  мы получали всегда к ноябрьским праздникам. Ее я ждал  с особым нетерпением. Это событие обозначало интересный  и радостный день, который выходил за рамки одной семьи и начинался всегда так.
Все стоят вокруг стола и, как завороженные,  смотрят за действиями отца, который с помощью молотка и стамески неторопливо и аккуратно вскрывает волшебный фанерный ящик. Первое, что всегда достается из него, – это письмо, как правило, длинное, начинающееся приветами каждому персонально, и со многими подробными бытовыми описаниями. Оно с  умилением и комментариями зачитывалось тут же вслух. Дальше из посылки извлекались поочередно: сало, семечки, сухофрукты и всегда мешочек муки, в котором вперемешку с мукой –  отборные куриные яйца. Но самый главный продукт, которому все радовались особенно, –  колбаса, сделанная из  кабана, которого резали там в октябре. Главным  продуктом она была не случайно – более вкусной колбасы на свете просто не существует.
Сейчас я чаще вспоминаю Украину, наверное, еще и  потому, что  все мое детство было расцвечено яркой краской встреч нашей украинской диаспоры. Встречи эти –  всегда  красивый и веселый праздник:  сочный выразительный язык, неподражаемый юмор и удивительные по красоте застольные песни. Жалею об одном,  что  мои дети и внуки никогда не увидят это чудо, а те, кто его создавал, уже ушли в мир иной.
Это моя жизнь и моя память. У каждого жизнь своя, и, даст Бог дожить до зрелых лет, откроется своя память у каждого. И очевидно, по этой же схеме –   самое светлое и чудесное будет вспоминаться из детства. Должно быть, Господь так устроил для того, чтобы не забывали, ценили мы  прошлое  и понимали, что без памяти о нем не может быть здорового будущего.